КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Свобода воли как пробный камень прогресса. Титаны Возрождения
В эпоху Возрождения тема судьбы, столь же популярная, как и в древности, меняет акценты. Судьба героев складывается из ряда составляющих: прежде всего это воля самого героя, во-вторых, обстоятельства его жизни, как правило, совершенно случайные, в-третьих, его уникальный характер, за которым стоят славные предки, в-четвертых, элемент предопределения, относимый к действию неведомых мистических сил, в том числе, конечно, самого бога. В «Жизни Бенвенуто Челлини», «написанной им самим» в середине 16 века, все эти компоненты присутствуют, причем, в выше названном значении. Типичный герой этой бурной эпохи, Челлини больше всего уповал на собственный ум и силу воли, при этом, он дорожил той свободой (возможностью выбора), которая у него была, полагая, что она не дар небес, а результат его собственных усилий. В книге доминирует тема выбора, который герою предстоит всякий раз совершать перед тем, как начать какое-то предприятие, сопряженное с большой опасностью. Ценой его верного выбора, как всегда, оказывается собственная жизнь, а также жизнь доверившихся ему людей.[52] Если в лучших мемуарах людей той эпохи лица, судьбы, обстоятельства все же следовали за реалиями и не подгонялись под общепризнанный идеальный образец, то в художественной литературе, идеал, как концентрированное выражение стилевого своеобразия художественного творчества (метода) того или иного автора, становится на передний план. Отношение автора к жизни находит воплощение в образах героев, в их способах решения жизненных проблем. Но что призвано оценивать художественный уровень изображения героев и их поступков? Конечно, идеал, образец, как один из самых значительных факторов исторической деятельности людей. Начиная с «блага» Платона, Плотина и Августина, считает В.П.Бранский, этот фактор фигурирует то под видом «духовного климата эпохи» или «моральной температуры» (Тэн); или «общей формы созерцания известной эпохи» (Вёльфлин); или просто «духа эпохи» (М. Дворжак), «правды жизни» (В. Соловьев), «подвижнической истины» (П. Флоренский); или более глобально в форме «культурного образца или стандарта ценности» (Манро), «прасимвола культуры» (О. Шпенглер) и т. п. Иногда для обозначения указанного фактора используются и более сложные термины, как, например, «супер-эго» (Фрейд), «архетип» (Юнг), «культурген» (Гексли), «мем» (Моно), «жизненный горизонт» (Гуссерль, Гадамер и др.) и т.д. Разноголосица терминов столь велика, что с первого взгляда трудно заметить в них нечто общее. Однако, как мы увидим из последующего изложения, все эти сложные наименования суть расплывчатые, туманные и, по существу, подготовительные формулировки для обозначения того, что на обычном человеческом языке называется простым словом «идеал»... Идеал есть соответствие знания субъекту, ибо он дает нам картину мира не таким, каков он есть, а таким, каким он должен быть согласно нашему желанию. [53] Могучие образы Шекспира во многом воплотили в себе эволюцию господствующих идеалов позднего Возрождения, где проблема свободы выбора стоит особенно остро. Коллизия свободы воли в «Гамлете» раскрывается в категориях сущности и существования. Униженный, оплеванный, оклеветанный, обманутый и преданный Гамлет – таково его существование. Столь бедное, безрадостное существование находит в глазах принца самые язвительные и уничижительные эпитеты: «кляча с перебитыми ногами», «осел», «бездельник» и т.д. Он даже подумывает над тем, как «разом оборвать» это бесполезное мучение. «Быть или не быть, вот в чем вопрос»… «Уснуть и видеть сны – вот и ответ». Наконец, он находит в себе силы попытаться, рискнуть совместить такое существование с сущностью самого себя. И ужасается. Такое существование недостойно его сущности, оно больше напоминает жизнь сумасшедшего. Сумасшедший Гамлет – это актер, играющий роль смирившегося со своей незавидной участью человека. Для столь высокопоставленной личности такая участь – явное сумасшествие. Гамлет едва ли четко осознавал, что он за человек. Но все эти перипетии с гибелью отца и скорой свадьбой матери обратили его глаза себе в душу, и он увидел собственную сущность. Нет, он не последний, жалкий холоп, он достоин лучшей участи. Во-первых, он человек, во-вторых, он мужчина, притом, умный и благородный, в-третьих, он наследный принц, за которым традиция и юриспруденция закрепляют громадные права, которые были незаконно попраны его дядей. Ущемив его права, как принца и единственного сына, задели его честь, как мужчины, и унизили его достоинство, как человека. Его месть – в проявлении воли, а воля выражается в том, чтобы сущность Гамлета обрела достойное, истинное существование, т.е. совпала со своим существованием, которого пока нет, но которое реально возможно. И тогда Гамлет берет в руки оружие.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 280; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |