Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Свобода воли у Маккиавелли

Исторически христианство пришло к свободе через личную ответственность человека перед Богом и перед собой, поскольку он есть «раб Божий». Раз есть ответственность, то есть и свобода, есть возможность «правильного» (в соответствии с христианским идеалом) или «неправильного» выбора.

Кризис ответственности, который низвел в свое время языческие идеалы и возвел христианские, разразился тысячелетие спустя, что и привело к возникновению ренессансных идеалов, центральным из которых стал идеал свободной индивидуальности. Становление новых идеалов связано с распространением оптимистического мировоззрения.

К оптимистическим доктринам свободной воли можно отнести социально-политическую концепцию Николо Макиавелли (1469 – 1527). Основной труд философа – «Государь», в котором даются советы царствующей особе как удержать власть, укрепить государство и добиться его процветания и благополучия, а также рассматривается проблема роли человека в истории, точнее, сочетание исторической необходимости и индивидуальной активности государя. Чтобы доблесть государя могла проявить себя, необходимы определенные благоприятные условия. Судьба (внешняя необходимость/случайность) распоряжается лишь половиной наших дел, другую половину она представляет самим людям. Судьбу Макиавелли уподобляет бурной реке, которая, разбушевавшись, затопляет берега, валит деревья, крушит жилища: все бегут от нее прочь, все отступают под ее напором. Но разве люди заранее не могли предпринять меры предосторожности, например, возвести заграждения, построить плотины, и тогда, выйдя из берегов, река не нанесла бы столь серьезного ущерба. «Судьба… являет свое всесилие там, где препятствием ей не служит доблесть, и устремляет свой напор туда, где не встречает возведенных против нее заграждений».[54]

Макиавелли пишет, что люди действую по-разному, пытаясь достичь цели: одни действуют осторожностью, другие – натиском, одни – силой, другие – искусством, одни – терпением, другие – нет, и каждый из этих способов может привести к желаемой цели. Иногда люди, действуя одинаково, приходят к разным результатам, а иногда, действуя по-разному, приходят к одному. Зависит это от того, что один образ действий совпадает с особенностями времени, а другой – не совпадает. «От этого же зависят и превратности благополучия: пока для того, кто действует осторожностью и терпением, время и обстоятельства складываются благоприятно, он процветает, но стоит времени и обстоятельствам перемениться, как процветанию его приходит конец, ибо он не переменил своего образа действий. И нет людей, которые умели бы к этому приспособиться, как бы они ни были благоразумны».[55]

Здесь перед нами гибкое понимание проблемы управления социальной системой. Общество не является неизменным образованием, оно меняется и с его изменениями должна меняться и тактика управления им. Нам следует понять возможные происходящие изменения и действовать так, чтобы реализовалась наилучшая для нас возможность (согласно Макиавелли, это сохранение своего благоденствия), которая сделает новую социальную структуру предельно устойчивой в окружающей среде, что и является укреплением государства и власти. При этом Макиавелли не настаивает на непременном партнерстве с богом, поскольку ради достижения определенных целей возможно и скрытое партнерство темных сил. Впрочем, доктрина Макиавелли сугубо светская, а потому такие категории, как добро, справедливость, закон и т.д., принимают у него весьма относительный характер, когда речь заходит об успехе государственных дел.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Свобода воли как пробный камень прогресса. Титаны Возрождения | Свобода воли в спорах Реформации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 589; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.