Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Свобода воли в спорах Реформации

Возрождение характеризуется прорывом в толковании Священного Писания и в экспериментировании формами мысле- и жизнеустройства. Если идеология «божественного партнерства» характерна элите, интеллектуалам, то низам она никак не могла быть приближена. Наоборот, такие идеологи, как Мартин Лютер (1483 – 1546 гг.), Жан Кальвин и другие попытались вывести христианство на «второе дыхание», воспроизвести ситуацию раннехристианских общин с присущим им сочетанием фанатизма, смирения и добродетели. Теперь ключевой мифологемой должно стать уже не загробное воздаяние, а предопределение. В этот период остро встала проблема свободы и независимости на всех уровнях, в том числе и на духовном. Утверждая в обществе политическую свободу и свободу вероисповедания, Лютер не принимал внутренней, духовной свободы, свободы воли индивида, полагая, что она полностью предопределена Богом. По этому вопросу, вопросу наличия свободной воли и ответственности человека, возникла полемика между Лютером и известным представителем северного гуманизма Эразмом Роттердамским (1469 – 1536 гг.) Свое представление о свободе воли Эразм излагает в работе «Диатриба или рассуждение о свободе воли». Он ставит вопрос: «Способна ли наша воля сделать что-либо по отношению к тому, что касается вечного спасения, или она только подчиняется действию благодати? Делаем ли мы все, что делаем – хорошее и плохое – по чистой необходимости, или же скорее мы претерпеваем воздействие?»[56]

Что означает свободная воля для Эразма? «… Под свободной волей мы здесь понимаем силу человеческого желания, при помощи которой человек может приблизиться к тому, что ведет к вечному спасению, или же отвратиться от этого».[57] Наша воля испорчена, полагает Эразм, и своими собственными усилиями не способна призвать себя к лучшему. Совсем утратив свободу, она была бы вынуждена служить греху, но по божьей благодати после прощения греха воля до такой степени стала свободна, что способна достигнуть вечной жизни и без помощи новой благодати (в частности, предопределения).

Если посмотреть с точки зрения человеческой природы, то человеческая воля важнее, если с точки зрения того, что человек заслужил, то важнее благодать. Слово «благодать» означает благодеяние, оказываемое даром. Эразм выделяет четыре вида благодати:

Одна – присущая нам по природе и испорченная грехом, означает возможность свободно говорить, молчать, сидеть, вставать, помогать бедным, слушать проповеди и т.д.

Вторая – раскаяние, которое уничтожает грех и делает человека богоугодным.

Третья - благодать, которая сообщает воле действенность, которая продолжает и завершает то, что начато.

Четвертая – постоянная помощь Бога как в начале, продолжении, так и завершении дела.

Эразм занимает промежуточную позицию: он признает наличие свободной воли и в то же время не отрицает и божественной благодати как условия правильного выбора равного предопределению. Божественная воля есть некая необходимость, с которой надо считаться в своих свободных действиях, чтобы прийти к положительному результату. Так и в человеческих делах мы предполагаем и считаемся с некой необходимостью, которая не исключает, однако, свободы нашей воли. Для нашего вечного спасения необходимо содействие (кооперация) двух воль – божественной и свободной человеческой. Философ приводит наглядный пример с корабельщиком, который попал в шторм, но благодаря своему искусству и не без милости Бога (внешних обстоятельств – М.З.) смог спасти корабль. «… то, что мы делаем, очень незначительно, все приписывается Богу, подобно тому как корабельщик, который в тяжелую непогоду привел корабль в гавань невредимо, не говорит: «Я спас корабль», а говорит: «Бог спас». Однако, искусство этого корабельщика и его усилия не были излишними».[58]

Крайнюю позицию в споре о свободной воле занял Мартин Лютер: способна на что-нибудь человеческая воля в том, что касается спасения или от нее ничего не зависит, а все зависит от божьей благодати? И безаппеляционно заявляет: «Бог ничего не предвидит по необходимости, а знает все, располагает и совершает по неизменной, вечной и непогрешимой своей воле. Эта молния поражает и начисто испепеляет свободную волю».[59] Отсюда следует, что все, что мы делаем, все что совершается, даже если это кажется нам изменчивым и случайным, совершается необходимо и неизменно. Воля же человека находится где-то посередине между Богом и сатаной. Если завладеет человеком Господь, он охотно пойдет туда, куда Господь пожелает; если же владеет им сатана, охотно пойдет туда, куда пожелает сатана. «Отсюда следует, что свободная воля без божьей благодати ничуть не свободна, а неизменно оказывается пленницей и рабыней зла, потому что сама по себе она не может обратиться к добру».[60]

Таким образом, получается, что мы все совершаем по необходимости, а не по свободной воле, потому что сила свободной воли – это ничто, она ничего не может, если нет божьей благодати.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Свобода воли у Маккиавелли | Проблема свободы в марксизме
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 806; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.