КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ТЕМА 2. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Формирование системы теоретических и практических знаний о категориях, понятиях, механизмах обеспечения эффективного труда и прогрессивного развития социально-трудовых отношений в Украине на всех уровнях управления экономикой, идеи человеческого развития и социализации экономики, позволят эффективно реализовывать в практической деятельности менеджеров положений концепции гуманизации труда. В условиях становления в Украине рыночных механизмов хозяйствования значительные изменения происходят в сфере труда и социально-трудовых отношений. Они затрагивают интересы миллионов людей – субъектов этих отношений, в этой связи растут требования к подготовке специалистов с высшим образованием, которым предстоит решать важные и сложные проблемы эффективного формирования и использования трудового потенциала, гармонизации социально-трудовых отношений на всех уровнях управления экономикой. Пример Построение функции полезности Для компаний, избегающих риска, функция полезности может быть задана в виде экспоненциальной зависимости:
U(х) = 1 – е-х/а где х – денежная сумма, которой приписывается определенное значение полезности, а – параметр, определяющий меру предрасположенности к риску.
Очевидно, что чем меньше а, тем больше компания или индивидуум избегает риска. Параметр а можно получить на основании эмпирических данных. Например, известны такие рекомендации - для крупных компаний а ≈124% от чистой прибыли; - для средних компаний а ≈15.7% от капитала; - для небольших компаний а ≈ 6,4% от объема чистых продаж.
Например, для компании с чистым доходом 1 млрд. долл. а = 1,24 млрд. долл., для малой компании с объемом чистых продаж 1 млн. долл. а = 64 тыс. долл.
Бизнесмен Х приобрел внедорожник Porshe за $100 000. Он очень аккуратный водитель и оценил вероятность безаварийной езды 99,5%, то есть вероятность возможной аварии составляет 0,5%. Следует ли страховать автомобиль, если в случае аварии потери составят половину стоимости автомобиля, то есть $50 000. В страховой компании он выяснил, что страховой полис стоит $1250, из которых $250 ему вернут в случае безаварийной езды.
Пример решения без учета функции полезности: Таблица платежей
Вероятность 0,005 0,995
Исходя из критерия максимизации ожидаемого результата лучшим будет решение не страховать автомобиль (потеря $250 против $1001,25) Однако Х решил применить в этой ситуации теорию полезности. Он построил функцию полезности на основе экспоненциальной модели, оценив параметр а = $10 000 (10% стоимости машины). Получаем (см. таблицу платежей):
U(- $1250) = 1 –е1250/10 000 ≈ - 0,13,
U(- $1000) = 1 – е1000/10 000 ≈ - 0,11,
U(-$50 000) = 1 – е50 000/ 10 000 ≈ - 147,4,
U(0) = 1 – е0/10 000 = 0.
Таким образом получаем: Таблица полезностей
Из таблицы видно, что решение «страховать» максимизирует ожидаемое значение полезности (-0,11 против -0,737). Отрицательное значение полезности свидетельствует о денежных потерях – в случае страхования они меньше. Поэтому бизнесмен Х принял решение страховать машину и утешил себя тем, что в случае аварии ему не придется выкладывать $50 000.
От знания руководителями и специалистами экономических законов функционирования рынка труда, занятости, организации и оплаты труда его производительности в большой мере зависит эффективность использования ресурсов труда, а также успех предпринимательства и уровень жизни населения страны. Это обуславливает объективную необходимость получения современных знаний по учебной нормативной дисциплине “Экономика труда и социально - трудовые отношения” будущими специалистами всех экономических специальностей. Изучение и анализ закономерностей организации и результатов функционирования рынков труда, поведения работодателя и работников под влиянием стимулов в виде заработной платы, цен, прибыли, влияния не денежных факторов и государственной политики на социально-трудовые отношения, позволяют сформировать концепцию поведения в сфере труда и объективно правильное мировоззрение специалиста.
Цель дисциплины – предоставить студентам знания о социально-экономических явлениях и процессах, которые происходят в сфере труда нашей страны: в политике занятости, становлении и функционировании рынка труда, формировании и развитии социально-трудовых отношений, организации труда, его эффективности и стимулировании, роли Международной организации труда в регулировании социально-трудовых отношений в международной практике.
Задачи курса: - изложение теоретических аспектов современных проблем экономики труда и социально-трудовых отношений; - формирование у студентов практических умений и навыков по управлению трудом на микро - и макроуровнях; - развитие у студентов способностей к исследовательской деятельности, самостоятельности и ответственности в работе; - повышение адаптированности студентов и будущих специалистов к рынку труда; - обеспечение гуманизации подготовки будущих руководителей, которая предусматривает развитие у них таких умений: создавать условия для раскрытия и развития творческой инициативы и деловитости у подчиненных; оказывать содействие охране здоровья работников и повышать их удовлетворенность трудом; направлять свои усилия на обеспечение достойного качества трудовой жизни.
В результате изучения “ЭТ и СТО” студент должен Знать: - теоретические основы экономики труда в масштабе страны, отрасли, предприятия (организации); - особенности воспроизводства трудовых ресурсов и трудового потенциала; - особенности формирования и функционирования социально-трудовых отношений на различных уровнях; - основные подходы к оценке эффективности и производительности труда, факторы и резервы роста производительности труда; - особенности оплаты труда на предприятиях разных форм собственности и механизмов хозяйствования; - основные Законы Украины в сфере регулирования социально-трудовых отношений; - общие понятия уровня жизни и социальных гарантий работников в рыночной экономике; - международный опыт регулирования социально-трудовых отношений, заработной платы и доходов. Уметь: - определять показатели производительности труда, выявлять резервы ее роста на предприятии; - проектировать и регулировать уровень производительности труда на предприятиях; - определять заработную плату работников и формировать фонды оплаты труда; - изучать и использовать в повседневной работе опыт стран рыночной экономики в обеспечении высокой эффективности труда и прогрессивных методов организации и оплаты труда. Изучение данного курса базируется на знании студентами экономической теории, политической экономии, макроэкономики и микроэкономики, статистики, экономики предприятий.
Соответственно цели и задачам дисциплины “Экономика труда и социально-трудовые отношения” рассматривают такие разделы и темы: Раздел 1. Труд как основа развития общества и фактор производства. Тема 1. Труд как сфера жизнедеятельности и основной фактор производства. Тема 2. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал. Раздел 2. Социально-трудовые отношения в сфере труда Тема 3. Социально-трудовые отношения как система. Тема4.Механизм функционирования системы социально-трудовых отношений: организационные аспекты. Тема 5. Социальное партнерство: сущность и принципы реализации. Тема 6. Рынок труда и его регулирование. Тема 7. Социально-трудовые отношения занятости. Раздел 3. Сущность и принципы организации, планирования и оплаты труда в условиях рыночных механизмов хозяйствования Тема 8. Организация труда и ее эффективность. Тема 9. Эффективность и производительность труда. Тема 10. Политика доходов и уровень жизни. Тема 11. Заработная плата и механизм ее регулирования Тема 12. Планирование, анализ, отчетность и аудит в сфере труда. Раздел 4. Развитие и регулирование социально-трудовых отношений Тема13.Мониторинг социально-трудовой сферы как инструмент регулирования и совершенствования социально-трудовых отношений. Тема14.Международная организация труда и ее влияние на развитие социально-трудовых отношений и международный опыт их регулирования.
3. ПРОГРАММА дисциплины «Экономика труда и СТО»
ТЕМА 1. Труд как сфера жизнедеятельности и как фактор производства Особенности труда как объекта изучения, понятие предмета дисциплины, составляющие элементы процесса труда. Характеристика понятий «труд», «деятельность», «работа», понятие трудовой и нетрудовой деятельности. Аспекты трудовой деятельности: общественный, экономический, социальный, психофизиологический, технико-технологический, правовой. Содержание и характер труда. Признаки содержания труда, производственные функции труда, простой и сложный труд, классификация содержания труда; понятие характера труда и факторы, его определяющие; классификация видов труда. Труд как фактор производства и его функции (роль) в развитии человека и общества. Удовлетворенность трудом и ее структура. Понятие удовлетворенности трудом, ее мотиваторы и факторы. Концепция гуманизации труда и ее основные направления. Понятие населения и его воспроизводства, виды движения, типы и режимы его воспроизводства. Структура населения по классификации МОТ: экономически активное население: занятые и безработные; экономически неактивное население. Динамика населения в Украине и в мире – основные тенденции. Трудовые ресурсы, сущность и содержание: понятие трудовых ресурсов, верхняя и нижняя возрастная граница, численность и структура, измерение динамики трудовых ресурсов. Демографический, образовательный и профессионально – квалификационный аспекты воспроизводства трудовых ресурсов. Демографическая политика, ее направления, уровень образования работников, производственный, воспроизводственный и личностный аспекты воспроизводства трудовых ресурсов. Трудовой потенциал, понятие, структура и показатели Человеческий капитал как социально-экономическая категория. Инвестиции в человеческий капитал. Определение эффективности инвестирования в человеческий капитал.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |