Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА 2. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал




СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Формирование системы теоретических и практических знаний о категориях, понятиях, механизмах обеспечения эффективного труда и прогрессивного развития социально-трудовых отношений в Украине на всех уровнях управления экономикой, идеи человеческого развития и социализации экономики, позволят эффективно реализовывать в практической деятельности менеджеров положений концепции гуманизации труда.

В условиях становления в Украине рыночных механизмов хозяйствования значительные изменения происходят в сфере труда и социально-трудовых отношений. Они затрагивают интересы миллионов людей – субъектов этих отношений, в этой связи растут требования к подготовке специалистов с высшим образованием, которым предстоит решать важные и сложные проблемы эффективного формирования и использования трудового потенциала, гармонизации социально-трудовых отношений на всех уровнях управления экономикой.

Пример

Построение функции полезности

Для компаний, избегающих риска, функция полезности может быть задана в виде экспоненциальной зависимости:

 

U(х) = 1 – е

где х – денежная сумма, которой приписывается определенное значение полезности,

а – параметр, определяющий меру предрасположенности к риску.

 

Очевидно, что чем меньше а, тем больше компания или индивидуум избегает риска. Параметр а можно получить на основании эмпирических данных. Например, известны такие рекомендации

- для крупных компаний а ≈124% от чистой прибыли;

- для средних компаний а ≈15.7% от капитала;

- для небольших компаний а ≈ 6,4% от объема чистых продаж.

 

Например, для компании с чистым доходом 1 млрд. долл. а = 1,24 млрд. долл., для малой компании с объемом чистых продаж 1 млн. долл. а = 64 тыс. долл.

 

Бизнесмен Х приобрел внедорожник Porshe за $100 000. Он очень аккуратный водитель и оценил вероятность безаварийной езды 99,5%, то есть вероятность возможной аварии составляет 0,5%. Следует ли страховать автомобиль, если в случае аварии потери составят половину стоимости автомобиля, то есть $50 000.

В страховой компании он выяснил, что страховой полис стоит $1250, из которых $250 ему вернут в случае безаварийной езды.

 

Пример решения без учета функции полезности:

Таблица платежей

Решение Состояние природы Ожидаемый платеж
авария нет аварии
страховать -$1250 -$1000 -1250∙0,005-1000∙0,995= -1001,25
не страховать -$50 000 0.0 -50 000∙0,005+0.0∙0,995 = -250

Вероятность 0,005 0,995

 

Исходя из критерия максимизации ожидаемого результата лучшим будет решение не страховать автомобиль (потеря $250 против $1001,25)

Однако Х решил применить в этой ситуации теорию полезности. Он построил функцию полезности на основе экспоненциальной модели, оценив параметр а = $10 000 (10% стоимости машины). Получаем (см. таблицу платежей):

 

U(- $1250) = 1 –е1250/10 000 ≈ - 0,13,

 

U(- $1000) = 1 – е1000/10 000 ≈ - 0,11,

 

U(-$50 000) = 1 – е50 000/ 10 000 ≈ - 147,4,

 

U(0) = 1 – е0/10 000 = 0.

 

Таким образом получаем:

Таблица полезностей

Решение Состояние природы Ожидаемая полезность
авария Нет аварии
Страховать - 0,13 - 0,11 -0,13∙0,005 -0,11∙0,995 ∙0,005≈ -0,11
Не страховать - 147,4 0,0 -147,4∙0,005+0∙0,995 ≈ -0,737
Вероятность 0,005 0,995  

 

 

Из таблицы видно, что решение «страховать» максимизирует ожидаемое значение полезности (-0,11 против -0,737). Отрицательное значение полезности свидетельствует о денежных потерях – в случае страхования они меньше.

Поэтому бизнесмен Х принял решение страховать машину и утешил себя тем, что в случае аварии ему не придется выкладывать $50 000.

 

 

От знания руководителями и специалистами экономических законов функционирования рынка труда, занятости, организации и оплаты труда его производительности в большой мере зависит эффективность использования ресурсов труда, а также успех предпринимательства и уровень жизни населения страны. Это обуславливает объективную необходимость получения современных знаний по учебной нормативной дисциплине “Экономика труда и социально - трудовые отношения” будущими специалистами всех экономических специальностей.

Изучение и анализ закономерностей организации и результатов функционирования рынков труда, поведения работодателя и работников под влиянием стимулов в виде заработной платы, цен, прибыли, влияния не денежных факторов и государственной политики на социально-трудовые отношения, позволяют сформировать концепцию поведения в сфере труда и объективно правильное мировоззрение специалиста.

 

Цель дисциплины – предоставить студентам знания о социально-экономических явлениях и процессах, которые происходят в сфере труда нашей страны: в политике занятости, становлении и функционировании рынка труда, формировании и развитии социально-трудовых отношений, организации труда, его эффективности и стимулировании, роли Международной организации труда в регулировании социально-трудовых отношений в международной практике.

 

Задачи курса:

- изложение теоретических аспектов современных проблем экономики труда и социально-трудовых отношений;

- формирование у студентов практических умений и навыков по управлению трудом на микро - и макроуровнях;

- развитие у студентов способностей к исследовательской деятельности, самостоятельности и ответственности в работе;

- повышение адаптированности студентов и будущих специалистов к рынку труда;

- обеспечение гуманизации подготовки будущих руководителей, которая предусматривает развитие у них таких умений: создавать условия для раскрытия и развития творческой инициативы и деловитости у подчиненных; оказывать содействие охране здоровья работников и повышать их удовлетворенность трудом; направлять свои усилия на обеспечение достойного качества трудовой жизни.

 

В результате изучения “ЭТ и СТО” студент должен

Знать:

- теоретические основы экономики труда в масштабе страны, отрасли, предприятия (организации);

- особенности воспроизводства трудовых ресурсов и трудового потенциала;

- особенности формирования и функционирования социально-трудовых отношений на различных уровнях;

- основные подходы к оценке эффективности и производительности труда, факторы и резервы роста производительности труда;

- особенности оплаты труда на предприятиях разных форм собственности и механизмов хозяйствования;

- основные Законы Украины в сфере регулирования социально-трудовых отношений;

- общие понятия уровня жизни и социальных гарантий работников в рыночной экономике;

- международный опыт регулирования социально-трудовых отношений, заработной платы и доходов.

Уметь:

- определять показатели производительности труда, выявлять резервы ее роста на предприятии;

- проектировать и регулировать уровень производительности труда на предприятиях;

- определять заработную плату работников и формировать фонды оплаты труда;

- изучать и использовать в повседневной работе опыт стран рыночной экономики в обеспечении высокой эффективности труда и прогрессивных методов организации и оплаты труда.

Изучение данного курса базируется на знании студентами экономической теории, политической экономии, макроэкономики и микроэкономики, статистики, экономики предприятий.

 

 

Соответственно цели и задачам дисциплины “Экономика труда и социально-трудовые отношения” рассматривают такие разделы и темы:

Раздел 1. Труд как основа развития общества и фактор производства.

Тема 1. Труд как сфера жизнедеятельности и основной фактор производства.

Тема 2. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал.

Раздел 2. Социально-трудовые отношения в сфере труда

Тема 3. Социально-трудовые отношения как система.

Тема4.Механизм функционирования системы социально-трудовых отношений: организационные аспекты.

Тема 5. Социальное партнерство: сущность и принципы реализации.

Тема 6. Рынок труда и его регулирование.

Тема 7. Социально-трудовые отношения занятости.

Раздел 3. Сущность и принципы организации, планирования и оплаты труда в условиях рыночных механизмов хозяйствования

Тема 8. Организация труда и ее эффективность.

Тема 9. Эффективность и производительность труда.

Тема 10. Политика доходов и уровень жизни.

Тема 11. Заработная плата и механизм ее регулирования

Тема 12. Планирование, анализ, отчетность и аудит в сфере труда.

Раздел 4. Развитие и регулирование социально-трудовых отношений

Тема13.Мониторинг социально-трудовой сферы как инструмент регулирования и совершенствования социально-трудовых отношений.

Тема14.Международная организация труда и ее влияние на развитие социально-трудовых отношений и международный опыт их регулирования.

 

 

3. ПРОГРАММА дисциплины «Экономика труда и СТО»

 

ТЕМА 1. Труд как сфера жизнедеятельности и как фактор производства

Особенности труда как объекта изучения, понятие предмета дисциплины, составляющие элементы процесса труда.

Характеристика понятий «труд», «деятельность», «работа», понятие трудовой и нетрудовой деятельности. Аспекты трудовой деятельности: общественный, экономический, социальный, психофизиологический, технико-технологический, правовой.

Содержание и характер труда. Признаки содержания труда, производственные функции труда, простой и сложный труд, классификация содержания труда; понятие характера труда и факторы, его определяющие; классификация видов труда. Труд как фактор производства и его функции (роль) в развитии человека и общества.

Удовлетворенность трудом и ее структура. Понятие удовлетворенности трудом, ее мотиваторы и факторы. Концепция гуманизации труда и ее основные направления.

Понятие населения и его воспроизводства, виды движения, типы и режимы его воспроизводства. Структура населения по классификации МОТ: экономически активное население: занятые и безработные; экономически неактивное население. Динамика населения в Украине и в мире – основные тенденции.

Трудовые ресурсы, сущность и содержание: понятие трудовых ресурсов, верхняя и нижняя возрастная граница, численность и структура, измерение динамики трудовых ресурсов. Демографический, образовательный и профессионально – квалификационный аспекты воспроизводства трудовых ресурсов. Демографическая политика, ее направления, уровень образования работников, производственный, воспроизводственный и личностный аспекты воспроизводства трудовых ресурсов. Трудовой потенциал, понятие, структура и показатели

Человеческий капитал как социально-экономическая категория. Инвестиции в человеческий капитал. Определение эффективности инвестирования в человеческий капитал.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 327; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.