Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация транспортного и складского хозяйства

 

Транспортное и складское хозяйство предприятия создаются для доставки, складирования и перемещения до потребителя различ­ных грузов в соответствии с условиями договоров, в установлен­ные сроки и по оптимальным маршрутам. Основными критериями функционирования транспортного и складского хозяйства являют­ся качественное и своевременное предоставление услуг по минимально возможной цене. Рассмотрим особенности транспортного и складского хозяйства в отдельности, круг организационных вопро­сов по их функционированию, направления повышения качества и эффективности оказываемых услуг.

Транспортное хозяйство является артерией предприятия, связу­ющей материальные потоки. Ритмичность и качество предоставляе­мых транспортных услуг определяют стабильность и эффективность функционирования предприятия в целом. Транспортные операции являются важной составной частью производственного процесса, причем транспортные средства нередко используются в целях регу­лирования его хода и обеспечения заданного ритма производства (например, при помощи конвейера). Рациональная организация внутризаводского транспорта, оптимизация грузопотоков и грузо­оборота способствуют сокращению длительности производствен­ных циклов изготовления продукции, ускорению оборачиваемости оборотных средств, снижению себестоимости продукции, росту производительности труда.

На предприятиях используют различные виды транспортных средств (классификация):

• по сфере обслуживания — средства межцехового и внутрице­хового транспорта;

• в зависимости от режима работы — транспортные средства не­прерывного (конвейерные системы и т. д.) и периодического дей­ствия (автомашины, самоходные тележки и др.);

• по направлениям движения — транспортные средства для го­ризонтального, вертикального (лифты, элеваторы и т. д.) и сме­шанного перемещения (краны и др.);

• по уровню автоматизации — автоматические, механизирован­ные, ручные;

• по виду перемещаемых грузов — транспортные средства для перемещения сыпучих, наливных и штучных грузов.

Организация транспортного хозяйства предприятия включает вы­полнение следующих работ:

1) стратегическое планирование обновления транспортных средств;

2) анализ производственной структуры предприятия, разработ­ка и внедрение мероприятий по ее совершенствованию (с точки зрения рациональности транспортных схем, обеспечения прямо­точное, пропорциональности, непрерывности и ритмичности производственных процессов);

3) анализ прогрессивности, уровня загрузки и эффективности использования транспортных средств во времени и по производи­тельности;

4) выбор и обоснование использования транспортных средств;

5) расчет норм и нормативов расхода (потребности) в матери­альных ресурсах на ремонтно-эксплуатационные нужды транспорт­ного хозяйства;

6) составление балансов грузооборота (по горизонтали указыва­ются отправители грузов, по вертикали — их получатели);

7) проектирование схем грузопотоков;

8) оперативно-календарное планирование транспортных операций;

9) диспетчирование работы транспорта предприятия;

10) учет, контроль и мотиваций повышения качества и эффек­тивности работы транспортного хозяйства.

Основными направлениями повышения качества и эффективнос­ти работы транспортного хозяйства являются:

• углубление предметной и функциональной специализации про­изводства, развитие кооперирования;

• повышение уровня автоматизации производства и управления;

• сокращение среднего возраста транспортных средств и увели­чение удельного веса прогрессивных транспортных средств; совершенствование нормирования, учета и контроля исполь­зования транспортных средств, мотивация повышения их эффек­тивности; анализ соблюдения принципов прямоточности, пропорцио­нальности и непрерывности производственных процессов, разра­ботка и внедрение соответствующих мероприятий.

Складское хозяйство предприятия выполняет функции по хра­нению, учету и контролю движения материально-технических ре­сурсов, поступающих на предприятие, и готовой продукции. Эти функции складское хозяйство должно выполнять качественно, в установленные сроки и с минимальными затратами. Эти три пока­зателя и являются собственно критериями функционирования склад­ского хозяйства. В зависимости от объема работ склады могут быть общезаводскими и цеховыми. Общезаводские склады, например ма­шиностроительных заводов, в свою очередь, подразделяются:

• на материальные (склады основных и вспомогательных мате­риалов, топлива, лесоматериалов);

• полуфабрикатов и заготовок для хранения материалов, про­шедших соответствующую обработку в одних цехах и предназна­ченных для обработки в других. Это склады черновых заготовок, выпускаемых заготовительными цехами, склады готовых деталей, выпускаемых обрабатывающими цехами и идущих в сборку;

• производственные, обслуживающие производственный процесс;

• готовой продукции, принимающие от цехов готовую продук­цию, производящие упаковку и отправку ее потребителю;

• отходов и вторичного сырья;

• хозяйственные, предназначенные для хранения тары, спецо­дежды, хозяйственных материалов, рабочего инвентаря.

Расположение складов зависит от характера материальных цен­ностей и их значения. Так, материальные и производственные склады необходимо размещать ближе к цехам-потребителям с тем, чтобы обеспечить наименьший путь прохождения грузов. Склады готовой продукции размещают ближе к сборочным цехам. По своей конст­рукции склады бывают открытые, полуоткрытые, закрытые и спе­циальные. К цеховым производственным складам применительно к машиностроительному производству относят материальные, про­межуточные, склады готовых деталей, комплектовочные и специ­альные.

Организация складского хозяйства включает следующие работы:

1) анализ производственной структуры предприятия на предмет прямоточности, пропорциональности, непрерывности и ритмич­ности производственных процессов;

2) определение номенклатуры и типа складских помещений;

3) разработка схем размещения новых складских помещений, их проектирование, строительство;

4) разработка оперативно-календарных планов работы склад­ских помещений;

5) организация учета и контроля движения материальных пото­ков через склады;

6) организация выдачи и доставки грузов потребителям;

7) анализ эффективности работы складского хозяйства, разра­ботка и внедрение предложений по улучшению его работы.

Направления повышения эффективности работы складского хозяйства примерно те же, что и для транспортного хозяйства.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Организация ремонтного хозяйства | Организация и обслуживание рабочих мест
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.