Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические новообразования в младшем школьном возрасте




 

Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном эта­пе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действования в этом мире.

Младший школьный возраст является сензитивным для:

Ø формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;

Ø развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться»;

Ø раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;

Ø развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;

Ø становления адекватной самооценки, развития кри­тичности по отношению к себе и окружающим;

Ø усвоения социальных норм, нравственного развития;

Ø развития навыков общения со сверстниками, уста­новления прочных дружеских контактов.

 

Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуются интеллект, лич­ность, социальные отношения. Ведущая роль учебной дея­тельности в этом процессе не исключает того, что млад­ший школьник активно включен и в другие виды деятель­ности (игра, элементы трудовой деятельности, занятия спортом, искусством и пр.), в ходе которых совершенст­вуются и закрепляются новые достижения ребенка.

Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на дан­ном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научится дружить, не обретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в даль­нейшем (за рамками сензитивного периода) будет значи­тельно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат.

Однако, большин­ство этих позитивных достижений (в первую очередь тех, которые с особенной заботой культивируются взрослыми в детях этого возраста: организованность, самоконтроль, заинтересованное отношение к учению и пр.) внешне мо­гут быть утеряны ребенком на пике глобальной пере­стройки подросткового возраста. Но без них сама эта пе­рестройка носила бы качественно иной характер, по­скольку не имела бы необходимых оснований. Чем больше позитивных приобретений будет у младшего школьника, тем легче он справится с предстоящими сложностями под­росткового возраста.

Развитие психики младших школьников происходит главным образом на основе ведущей для них деятельности – учения. Включаясь в учебную деятельность, дети постепенно подчиняются ее требованиям, что предполагает появление новых качеств психики.

Каждый школьник приучается управлять своим вниманием согласно требованиям учебных заня­тий. Ребенку хочется смотреть в окно, где бойко снуют голуби, но нужно слушать объяснение нового способа решения задачи, и не просто слушать, а хорошо запомнить все детали этого спо­соба, чтобы правильно выполнить завтрашнюю контрольную работу. Постоянное следование таким «нужно», управление своим поведением на основе задаваемых образцов способствует развитию у детей произвольности как особого качества психиче­ских процессов. Она проявляется в умении сознательно ставить цели действия и преднамеренно искать и находить средства их достижения, преодоления трудности и препятствия.

При выполнении тех или иных заданий по разным предметам дети обычно отыскивают наилучшие пути их решения, выбира­ют и сопоставляют варианты действий, планируют их порядок и средства реализации (особенно наглядно эта внутренняя ра­бота проявляется на занятиях по труду). Необходимость контроля и самоконтроля в учебной деятельности, а также ряд других ее особенностей (например, требование словес­ного отчета, оценка) создают благоприятные условия для фор­мирования у младших школьников способности к планированию и выполнению действия про себя, во внутреннем плане.

Одно из важных требований учебной деятельности состоит в том, что дети должны развернуто обосновывать справедливость своих высказываний и действий. Многие приемы такого обосно­вания указывает учитель. Необходимость различать образцы рассуждения и самостоятельные попытки их строить предпола­гают формирование у младших школьников умения как бы со стороны рассматривать и оценивать собственные мысли и дей­ствия. Это умение лежит в основе рефлексии как важного ка­чества, позволяющего разумно и объективно анализировать свои суждения и поступки с точки зрения их соответствия замыслу и условиям деятельности.

Произвольность, внутренний план действия и рефлексия – основные новообразования ребенка младшего школьного воз­раста. Благодаря им психика младшего школьника достигает уровня развития, необходимого для дальнейшего обучения в средней школе, для нормального перехода в подростковый пе­риод с его особыми возможностями и требованиями.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1379; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.