Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Адаптация ребенка к школе




Психологическая перестройка, связанная с поступлением в школу

 

Каждый период психического развития ребенка характеризуется основным, ведущим видом деятельности.

Ведущей деятельностью младшего школьника стано­вится учение, существенно изменяющее мотивы его поведения, открывающее новые источники развития его познавательных и нравственных сил. Процесс такой перестройки имеет несколько этапов.

Особенно отчетливо выделяется этап первоначального вхож­дения ребенка в новые условия школьной жизни. Большинство детей психологически подготовлены к этому. Эта внутренняя позиция ребенка важна в двух отношениях:

1) предчувствие и желанность новизны школьной жизни помогают ребенку быст­ро принять требования учителя, касающиеся правил поведения в классе, норм отношений с товарищами, распорядка дня. Эти требования ребенок воспринимает как общественно значимые и неизбежные. При шаткости и неоп­ределенности этих требований дети не смогут почувствовать своеобразия нового этапа своей жизни, что может разрушить их интерес к школе.

2) общее положительное отношение к процессу усвоения знаний и умений. Еще до школы он свыкается с мыслью о необходимо­сти учения для того, чтобы когда-то по-настоящему стать тем, кем он хотел быть в играх (летчиком, поваром, шофером). При этом ребенок не представляет, естественно, конкретного состава знаний, требующихся в будущем

Таким образом, для первого этапа школьной жизни харак­терно то, что ребенок подчиняется новым требованиям учителя, регулирующим его поведение в классе и дома, а также начина­ет интересоваться содержанием самих учебных предметов. Без­болезненное прохождение ребенком этого этапа свидетельствует о хорошей готовности к школьным занятиям.

 

В психологии под термином «адаптация» понимается перестройка психики индивида под воздействием объективных факторов окружающей среды, а также способность человека приспосабливаться к различным требованиям среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой.

Психологическая адаптация представляет собой процесс активного приспособления, в отличие от физиологической адаптации, которая происходит как бы автоматически. Например, когда мы из светлой комнаты переходим в темную, то вначале ничего не ви­дим, но вскоре начинаем различать и людей и вещи, чувствительность нашего глаза повышается и он адап­тируется к новым условиям. При этом заметим, без спе­циальных целенаправленных действий с нашей стороны. С социально-психологической адаптацией дело обстоит иначе. Для того чтобы адаптироваться, необходимо проявить специальные усилия.

Отношения со средой, к которой надо приспосабли­ваться, здесь иные. Здесь не только среда воздействует на человека, но он сам меняет социально-психологическую ситуацию. Поэтому адаптироваться приходится не толь­ко ребенку к классу, к своему месту в школе, к учите­лю, но и самим педагогам к новым для них воспитанни­кам.

Первоначальный этап пребывания в школе как раз и есть период социально-психологической адаптации ре­бенка к новым условиям.

Дети далеко не все одинаковой успешностью «вжива­ются» в новые условия жизнедеятельности. В исследо­вании Г.М. Чуткиной выявлено три уровня адаптации де­тей к школе. Рассмотрим характеристики для представителей каж­дого из них.

Высокий уровень адаптации. Первоклассник поло­жительно относится к школе, предъявляемые требова­ния воспринимает адекватно; учебный материал усваи­вает легко; глубоко и полно овладевает программным материалом; решает усложненные задачи; прилежен, внимательно слушает указания, объяснения учителя; выполняет поручения без внешнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе, го­товится ко всем урокам; общественные поручения вы­полняет охотно и добросовестно; занимает в классе бла­гоприятное статусное положение.

Средний уровень адаптации. Первоклассник поло­жительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний; понимает учебный мате­риал, если учитель излагает его подробно и наглядно; усваивает основное содержание учебных программ, са­мостоятельно решает типовые задачи; сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указа­ний взрослого, но при его контроле; бывает сосредото­чен только тогда, когда занят чем-то для него интерес­ным; готовится к урокам и выполняет домашние задания почти всегда; общественные поручения выполняет добросовестно; дружит со многими одноклассниками.

Низкий уровень адаптации. Первоклассник отрица­тельно или индифферентно относится к школе; нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное на­строение; наблюдаются нарушения дисциплины; объяс­няемый учителем материал усваивает фрагментарно; самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не про­являет интереса; к урокам готовится нерегулярно, ему необходим постоянный контроль, систематические напо­минания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлинен­ных паузах для отдыха; для понимания нового и реше­ния задач по образцу требует значительной учебной по­мощи учителя и родителей; общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пасси­вен; близких друзей не имеет, знает по именам и фами­лиям лишь часть одноклассников.

Рассмотрим факторы социальной микросреды, играющие позитивную роль в адаптации ребенка к школе.

В числе наиболее благоприятных факто­ров – адекватная самооценка своего положения, пра­вильные методы воспитания в семье, отсутствие в ней конфликтных ситуаций, благоприятный статус в группе сверстников и др.

Влияние неблагоприятных факторов на адаптацию ребенка к школе, по данным того же исследования, име­ет следующую нисходящую последовательность: непра­вильные методы воспитания в семье, функциональная неготовность к обучению в школе, неудовлетворенность в общении со взрослым, неадекватное осознание своего положения в группе сверстников; низкий уровень обра­зования матери, конфликтная ситуация из-за алкоголиз­ма, отрицательный статус ребенка до поступления в первый класс, низкий уровень образования отца, конф­ликтная ситуация в семье, отрицательный стиль отно­шения к детям учителя первого класса, отрицательный стиль отношения к детям учителя подготовительного класса, неполная семья.

Результаты исследований показывают, что если пе­дагогическая коррекция учащихся подготовительных классов, испытывающих трудности в овладении про­граммой, проводится преимущественно в игровой дея­тельности, то ее развивающий эффект значительно больше, чем при проведении дополнительных занятий только по грамматике и письму.

Важную роль в адаптации ребенка к школе имеет преемственность методов работы и педагогиче­ского общения воспитателя детского сада и педагогов школы, работающих с детьми шестилетнего возраста Дело в том, что одна из частых причин трудностей адаптации шестилетних к школе состоит в резкой смене стиля общения педагога с детьми. Даже при положи­тельном отношении к детям учитель часто применяет более жесткие, авторитарные формы педагогического воздействия, чем те, к которым привыкли дошкольники. Эти формы педагогического воздействия часто воспри­нимаются ребенком как выражение личной неприязни, что ведет к пассивности, подавляют инициативу, самостоятельность, рождает неуверенность в себе (особенно у робких, застенчивых детей).

Совершенствование работы с шестилетками предпо­лагает пересмотр учителями форм воздействия на ре­бят, чтобы они не контрастировали со стилем общения воспитателя детского сада.

Таким образом, для успешной организации работы с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке их к школе необходимо учитывать следующие рекомен­дации:

Ø формирование психологической готовности к школе; предполагает сочетание игровой, продуктивной, учебной и других видов деятельности;

Ø для достижения эффективности в обучении шестилеток необходимо формирование положительного, эмоционального отношения к занятиям;

Ø руководство деятельностью детей шестилетнего возраста следует осуществлять, широко используя (особенно в I полугодии) методы дошкольного воспитании с частичным применением школьных методов;

Ø в педагогической работе в первом классе необходимо соблюдение преемственности не только в методах ра­боты, но и в стилях педагогического общения;

Ø необходимо соблюдение преемственности дошкольных и школьных методов работы и при формировании коллектива детей первых классов и организации их меж личностного общения;

Ø использовать большие воспитательные возможности совместной деятельности;

Ø формировать способности к ролевому и личностному общению как важному условию в подготовке смены ведущей деятельности;

Ø при формировании психологической готовности к школе необходимо учитывать индивидуально-психологические особенности, которые проявляются в уровне обучаемости, в темпе усвоения знаний, отношении к ин­теллектуальной деятельности, особенностях эмоций к волевой регуляции собственного поведения и др.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.