КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проявления мотивации учебной деятельности младших
Исследования показывают, что преобладающее большинство учащихся 2-4 классов (80%) указывает на социальные и общественные мотивы учения. Дети рассуждают так: «Учиться надо для того, чтобы строить новую жизнь», «Если бы никто не учился, не было бы ни тракторов, ни машин», «В наше время не учиться нельзя», «Я хочу быть врачом, чтобы лечить людей, а для этого нужны знания». Подобные рассуждения свидетельствуют о том, что дети понимают роль знаний для общества, это понимание создает благоприятную почву для воспитания у них такого общественного мотива, как чувство долга. При наличии мотива учащиеся добросовестно выполняют любое задание, проявляют максимум активности и упорства. Согласно исследованиям отечественных психологов, у детей, поступающих в школу, социальные мотивы выражены, прежде всего, в стремлении занять новое положение (положение школьника) и заниматься серьезной общественно значимой деятельностью. Младшему школьнику важно, как его учебную деятельность оценивают учитель и другие взрослые. Ему приятно, когда его хвалят, выделяют среди других. Он начинает сознавать, что хорошее или плохое положение среди товарищей и взрослых зависит от учения, У учащихся первых классов доминируют мотивы, связанные с окружением взрослых. На вопросы о причинах, побуждающих к учению, преобладают следующие ответы: «Учусь потому, что нравится учитель», «Учусь потому, что хочу порадовать родителей». Первое время такая мотивация определяет добросовестное, ответственное отношение к учению и школе. Мотивом учения может быть и стремление получать хорошие отметки. Анализу этого стремления посвящен ряд исследований (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович), которые не только показали огромное значение оценки знаний для правильного формирования отношения школьников к учению, но и выявили, что с возрастом функция отметки меняется, так как меняются мотивы, побуждающие ребенка стремиться к определенной оценке. Первоначально стремление к высокой оценке определяется главным образом потребностью получить одобрение учителей и родителей. Младшему школьнику важно, чтобы его похвалил учитель, родители, но не так важно, в результате чего его похвалили, что он узнал нового, получив высокую оценку. В связи с этим учащиеся в самом начале обучения мало обращают внимания на результат своей учебы, им важен сам процесс, усилия, прилагаемые ими. В дальнейшем положительная оценка привлекает в связи со стремлением занять определенное место в коллективе класса, и только в среднем школьном возрасте оценка соотносится со знаниями, заставляет анализировать сам процесс познания. Важным мотивом учения младших школьников является чувство радости, удовлетворения от умственной деятельности. М. Ф. Морозов во время эксперимента предлагал детям на выбор задания разной трудности: решить легкую или трудную задачу, решить задачу или пример, написать диктант, изложение или сочинение. Преобладающее большинство школьников предпочитало сложную задачу более простой. Успешное выполнение работы порождает чувство уверенности, интерес, стремление к активной деятельности. Неудача не может быть причиной возникновения отрицательного отношения к учению, тем более если ребенка наказывают. Частые неудачи рождают неуверенность в своих силах. Как показывает исследование Ф.И. Иващенко, неуверенность школьников в учебной работе вызывают следующие причины: а) несоблюдение принципа постепенности в обучении; б) предъявление к учащимся непосильных, повышенных требований; в) высказывание недоверия к силам учащихся, их памяти, сообразительности со стороны отдельных педагогов, родителей, а также товарищей по классу; г) запугивание и наказывание таких школьников за плохие отметки. Для формирования у учащихся положительного отношения к процессу обучения, потребности к познанию учителю важно выяснить, что может привлечь внимание детей на уроках, какие действия им нравятся, что вызывает положительные и отрицательные эмоции, какие мотивы следует развивать.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 413; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |