Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы определения экономической эффективности инвестиций




  1. Статические методы (они не связаны со временем).

Эти методы проще. Делается допущение, что эти факторы не влияют на расчеты. Учитываются только расходы и доходы, но не поступления и отчисления. Надо правильно выбирать период расчета и наиболее репрезентативные экономические показатели в рамках этого периода. Дают результат без всякой связи данного проекта с другими проектами с внешней средой.

1) Метод сравнения проектов по затратам.

2) Метод сравнения проектов по прибыли.

3) Метод сравнения проектов по рентабельности.

4) Метод сравнения проектов по срокам окупаемости.

 

  1. Динамические методы (учитывают изменение стоимости денег во времени и изменение процентной ставки).

Эти методы сложнее, т.к. надо учитывать большое количество допущений.

 

18.1 Статические методы определения эффективности инвестиций.

18.1.1 Метод сравнения по затратам.

 

Здесь учитываются следующие затраты:

 

1) амортизационные издержки

А = (Кпервк.р. + Км – Л) / T была раньше.

А = (Км – Л) / T рассматриваем теперь.

 

Л - ликвидационная стоимость;

T -срок за который надо эти издержки собрать.

 

2) Окупание этих затрат происходит через ту продукцию, которую выпускает это устройство

 

Zi = {(Kм + Л)*i } / 2

 

i – средневзвешенный банковский процент на депозит.

 

К

 

Kм

Л

 


Tа T

 

{(Kм - Л) / 2}+ Л = (Kм + Л) / 2 - стоимость связанного капитала который надо отобрать на проценты.

Kм вложили в самом начале. Когда произойдет окупание, то останется Л (стоимость остаточных материалов).

 

3) Текущие расходы, связанные с функционированием самого проекта.

Ртекущ = М + Рс + Эн + ТехОбсл + Инстр + Помещ соц + Отч соц

Затраты на:

- материалы;

- рабочую силу;

- энергоносители;

- тех. обслуживание объекта;

- инструменты;

- содержание помещений;

- отчисления на социальные нужды.

 

Тогда суммарные расходы по проекту:

 

Р S = А + Z i + Рt

Тот проект, где затраты меньше, будет лучшим при условии, что он выполняет поставленные затраты модернизации.

 

Недостатки и ограничения метода:

  1. Рассматриваются альтернативные инвестиции только с равными или почти равными доходами.
  2. Издержки или их экономия в случае выбора лучшего варианта не рассматриваются относительно величины используемого капитала.

 

Пример расчета.

N Стадии затрат Единицы измерения Вариант1 Вариант2
  Издержки на приобретение Руб.    
  Остаточная стоимость Руб.    
  Срок службы Лет    
  Производительность Шт./ год    
  Процентная ставка % / год    
  Амортизационные отчисления Руб. / год    
  Проценты на капитал Руб. / год    
  Издержки на содержание помещений Руб. / год    
  Ремонтные издержки Руб. / год    
  Оклады Руб. / год    
  Прочие постоянные издержки Руб. / год    
  Постоянные издержки суммарные Руб. / год, Руб. / шт. 1.33 1.48
  Зарплата рабочих Руб. / год    
  Материалы Руб. / год    
  Энергия Руб. / год    
  Инструменты Руб. / год    
  Прочие переменные издержки Руб. / год    
  Итоговая строка переменных издержек суммарная Руб. / год Руб. / шт. 6.91 5.3
  Суммарные издержки Руб. / год Руб. / шт. 7.74 6.78

Вариант 2 наиболее предпочтителен, т.к. суммарные издержки у него меньше.

18.1.2 Метод сравнения вариантов по прибыли.

 

Делается попытка преодолеть основной недостаток предыдущего метода, т.е. выявить прибыль которую дает тот или иной вариант.

 

Варианты могут отличаться:

- по своей производительности;

- по качеству продукции.

 

Прибыль определяется по формуле: П = Д - Р

Д - доходы;

Р - расходы;

П – прибыль.

 

Смотри пример:

Прибыль Объект 1 Объект 2
П [руб/год]    
П [руб/шт] 1.26 2.23

 

Исходя из таблицы видно, что более предпочтителен объект 2.

 

Недостатки и ограничения метода:

  1. Метод позволяет учитывать доходы по вариантам, что расширяет границы его применения. Однако, ориентация на прибыль как на основной критерий ведет к росту риска получения неверных результатов в перспективе в связи с трудностями в прогнозировании будущих доходов.
  2. Метод не учитывает рентабельность используемого капитала.
  3. Метод целесообразно использовать при планировании инвестиций на замену, расширение производства и реализацию рационализаторских предложений.

18.1.3 Метод расчета и сравнения вариантов по рентабельности.

 

Метод строится на базе двух предыдущих методов и представляет собой расчет отношения прибыли от инвестиций к капитальным затратам.

 

R = П / К = (Д - Р) / К

R – рентабельность;

П – прибыль;

К – капитальные затраты К = Кперв / 2.

 

Инвестированный капитал считается следующим образом:

К = {(Kперв- Л) / 2}+ Л = (Kперв + Л) / 2

Кперв


Л


Tа T

Смотри пример:

 

R1 = {43950 / [(180000 + 0) / 2]} * 100% = 48.8%

R2 = {89000 / [(240000 + 0) / 2]} * 100% = 74.1%

По условиям примера у нас Л = 0

 

Ограничения и недостатки метода:

  1. Т.к. метод вытекает из 2-х предыдущих методов, то ему присущи все недостатки этих методов.

 

Очевидным преимуществом этого метода является то, что он позволяет рассчитать абсолютную экономическую эффективность инвестиционного проекта.

 

Отдельный проект может быть признан эффективным если его расчетный уровень рентабельности превышает принятый минимум.

 

18.1.4 Метод расчета срока окупаемости (периода амортизации).

 

С помощью этого метода определяют период времени, в течение которого инвестированный капитал возвращается на предприятие. Проект считается эффективным если срок возврата капитала не превышает установленный. Если имеется несколько альтернатив, то та из них лучше, которая имеет более короткий период окупаемости или амортизации.

 

Ток = (Kперв - Л) / KФ

 

Ток – срок окупаемости;

KФ – прибыль свободный остаток (кэш фонд) поступлений;

(Kперв - Л) – это то, что надо окупить.

 

KФ = S прибыли + амортизация

 

Ток = (Kперв - Л) / (П + А)

П = Ц – С

С = М + Э + ЗПл + А

Ц – цена;

С – себестоимость.

 

Смотри пример:

 

Ток1 = (180000 - 0) / (49500 + 22500) = 2.7лет

Ток2 = (240000 - 0) / (89000 + 30000) = 2 года

 

Согласно применяемому критерию вариант инвестирования 2 более предпочтителен.

 

Ограничения и недостатки метода:

1. В отличие от предыдущих методов метод окупаемости минимизирует в первую очередь риски. Чем больше период окупаемости, тем больше риск не возврата инвестиций.

2. Метод ничего не говорит о рентабельности инвестиций, поэтому часто результаты расчета рентабельности и срока окупаемости по одним и тем же объектам инвестиций различны, т.е. вариант с более длительным сроком окупаемости может бить более рентабельным. В связи с этим целесообразно одновременно применять метод рентабельности и срока окупаемости.

18.2 Динамические методы определения эффективности инвестиций.

Здесь учитывается изменение стоимости во времени.

 

18.2.1 Дисконтный метод окупаемости проекта.

 

Определяется в момент времени, когда дисконтированные денежные потоки доходов сравняются с дисконтированными денежными потоками затрат.

 

Преимущества метода:

1. учитывается возможность реинвестирования доходов и временная стоимость денег, связанных с затратами.

 

Недостатки методы и сферы его применения:

1. Метод игнорирует денежные поступления после истечения срока окупаемости проекта.

2. Удобен для быстрого отбраковывания проектов, а также в условиях роста инфляции, политической нестабильности при дефиците ликвидных средств т.к. ориентирован на получение максимальных доходов в кратчайшие сроки.

3. В целом метод позволяет более судить о ликвидности, чем о рентабельности проекта.

 

18.2.2 Метод чистой настоящей стоимости (ЧНС).

 

НСД = БСД * (1 + Е)

 

БСД – будущая стоимость денег;

НСД – настоящая стоимость денег;

ЧНС проекта определяется как разность между суммой настоящих стоимостей всех денежных потоков доходов и суммой настоящих стоимостей всех денежных потоков затрат, что называется чистым денежным потоком от проекта, приведенным к настоящей стоимости.

 

Проект принимается, если чистая настоящая стоимость его больше нуля. Это означает, что проект производит больше, чем средне взвешенная стоимость капитала, т.е. дает большую норму прибыли. В этом случае инвесторы и кредиторы будут удовлетворены.

 

Преимущества метода:

  1. Метод ориентирован на достижение главной цели финансового менеджмента, т.е. на увеличение капитала.

 

Недостатки метода:

1.Величина ЧНС не является абсолютно верным критерием при:

а) выборе между проектами с большими первоначальными издержками и проектами с

меньшими первоначальными издержками при одинаковой величине ЧНС (смотри

пример ниже).

б) выборе между проектами с большей ЧНС и длительным сроком окупаемости и

проектом с меньшей ЧНС и коротким сроком окупаемости.

 

  1. Т.о. метод ЧНС не позволяет судить о пороге рентабельности и запасе финансовой прочности проекта.
  2. Метод не учитывает влияния изменений стоимости недвижимости, сырья и т.п. на ЧНС проекта.
  3. Использование метода осложняется трудностями прогнозирования средне взвешенной ставки банковского кредита, т.е. трудно прогнозировать Е.

 

Сфера применения метода:

  1. При одобрении или отказе от единственно варианта и при выборе между независимыми проектами. При выборе между взаимоисключающими проектами и при подборе инвестиционного портфеля на основе делимых проектов при ограниченном финансировании. В этих случаях метод отвечает основным целям финансового менеджмента, т.е. приумножению капитала.
  2. При анализе проектов с так называемыми неконвекциональными денежными потоками (ненормальные проекты) – такие проекты, у которых доходы от проекта могут возникать в разные моменты времени и могут быть включены в виде погашения затрат на проект.

 

Пример к пункту а:

 

1 – малый проект 2 – большой проект
Первоначальные инвестиции 10000 $ Первоначальные инвестиции 100000$
Доход на конец года 16500 $ Доход на конец года 113000$
Годовая процентная ставка 10% Годовая процентная ставка 10%
Чистая настоящая стоимость 5000$ Чистая настоящая стоимость 5000$

 

По ЧНС невозможно определить какой из проектов лучше. Проект 1 является безопаснее, т.к. у него более низкий порог рентабельности. Если доход окажется на 40% ниже 16500$, то фирма сможет вернуть свои 10000$. Если в проекте 2 доход окажется на 14% ниже чем ожидаемого, то фирма не сможет вернуть свои 100000$.

 

18.2.3 Метод внутренней нормы прибыли.

 

Все поступления и затраты по проекту приводят к настоящей стоимости на основе внутренней нормы прибыли (нормы доходности) самого проекта.

 

НСД = БСД * (1 + Е)

 

Внутренняя норма прибыли определяется как ставка доходности при которой настоящая стоимость поступлений равна настоящей стоимости затрат, т.е. настоящая стоимость проекта (его прибыль) равна нулю или все затраты окупаются. Расчет идут по ЧНС.

 

S настоящей стоимости поступлений = S настоящей стоимости затрат

Т.о. полученная ЧНС (т.е. прибыль) сопоставляется с ЧНС затрат.

Применяются проекты с внутренней нормой прибыли (Е) более средне взвешенной стоимости капитала (ставки по депозиту).

Из отобранных проектов предпочтение отдается наиболее прибыльному и из них формируют инвестиционный портфель с наибольшей SЧНС.

Пример:

На практике инвестиционный бюджет предприятий ограничен. Т.о. перед финансовым менеджментом чаще всего стоит задача определить такую комбинацию проектов, которая в рамках ассигнуемых средств дает наибольшее приращение капитала. Эта задача сводится подбору комбинации максимизирующей суммарную ЧНС проектов. Сначала проекты ранжируются по уровню внутренней нормы прибыли, затем подбирают нужную комбинацию с учетом делимости проектов (т.е. их частичной реализации) или, наоборот, неделимости (т.е. возможности только их полного осуществления).

 

Вариант Начальные затраты Внутренняя норма прибыли ЧНС проекта
А 250000$ 60% 150000$
B 600000$ 30% 18000$
C 200000$ 25% 50000$
D 300000$ 20% 60000$

 

Инвестиционный бюджет 700000$.

 

Преимущества метода:

  1. Метод хорошо согласуется с главной целью финансового менеджмента, т.е. увеличением капитала.

 

Недостатки метода:

  1. Сложные вычисления.
  2. Не всегда выделяется самый прибыльный проект.
  3. Метод предполагает мало реалистичную ситуацию реинвестирования промежуточных денежных поступлений от реализованных частей проекта на основе ставки внутренней нормы прибыли.
  4. Метод не решает проблему множественности внутренней нормы прибыли ри неконвекциальных денежных потоках (в некоторых случаях вообще невозможно определить внутреннюю норму прибыли).

 

Применение метода:

Смотри предыдущий метод.

 

18.2.4 Метод модифицированной нормы прибыли.

 

Здесь предыдущий метод модифицируется с расширением возможностей.

Все потоки доходов приводят к будущей стоимости (конечной) по средневзвешенной банковской процентной ставке. Далее стоимости складываются, сумма приводится к настоящей стоимости по ставке внутренней нормы прибыли.

Из настоящей стоимости доходов вычитается настоящая стоимость денежных затрат и определяется ЧНС проекта которая сопоставляется с настоящей стоимостью затрат.

 

Достоинства метода:

  1. Дается более правильная оценка ставки реинвестирования.
  2. Снимается проблема множественности нормы прибыли.

 

Недостатки метода:

  1. Смотри предыдущий метод кроме последнего недостатка.

19. Финансы.

 

Финансы – это система отношений (а не деньги), которая связана с осуществлением формирования распределения и использования денежных средств.

К финансам не относятся отношения, возникающие в процессе изменение в денежном виде объемов производства, калькуляции и учета затрат.

С помощью и на основе финансов реализуется хозяйственный механизм, ориентирующий предприятие на достижение самоокупаемости, рентабельности и прибыли через материальные заинтересованности при соблюдении ответственности и контроля.

 

19.1 Финансовая система.

 

Финансовая система состоит из финансов двух уровней:

1) финансов государства – они обеспечивают процесс распределения и перераспределения национального дохода в масштабе государства по отраслям или функциям государства (оборона, здравоохранение и т.д.) и в социальном разрезе, а также по территориям.

2) финансы хозяйствующих субъектов – они функционируют внутри сферы материального производства, услуг и обслуживания.

 

Финансовые отношения предприятий возникают только тогда, когда на денежной основе происходит формирование собственных средств предприятия, его доходов, привлечение заемных средств и распределение доходов между учредителями и акционерами.

 

19.2 Основные составляющие финансовых отношений, принимающих денежную форму.

 

1. Образование уставного капитала на основе вкладов учредителей.

 

Способы формирования капитала зависят от организационно-правовой формы предприятия. Уставной капитал направляется на образование ОПФ и ОС, т.е. это инвестиции в производство. После создания и реализации продукции она принимает форму выручки от реализации, которая поступает на расчетный счет предприятия.

 

2. Выручка.

Выручка – это еще не доход в полной мере, но источник возмещения затрат и формирования денежных фондов, финансовых резервов.

 

Выручка распадается на ряд качественно различных составных частей:

- амортизационный фонд;

- восстановление авансированных в производство оборотных средств;

- прибыль как превышение выручки над себестоимостью.

 

3. Кредитные отношения по привлечению заемных финансовых ресурсов.

- долгосрочные кредиты банков;

- средства других организаций;

- облигационные заемы;

- источник возврата – прибыль.

По краткосрочным кредитам на пополнение оборотных средств источников возврата является выручка.

 

4. Финансовые отношения, связанные с государственным регулированием хозяйственной деятельности.

- налоги, влияющие на величину прибыли, которая остается в распоряжении предприятия;

- порядок исчисления амортизации (для государственных и бюджетных предприятий);

- образование финансовых резервов.

 

Содержание этих отношений, их сущность и конкретность раскрываются в хозяйственной практике, отношениях хозяйственных субъектов между собой, в трудовой деятельности и в отношениях между государством и субъектами.

 

19.3 Принципы организации финансовых отношений.

 

1. Самостоятельность.

 

Самостоятельность предполагает финансирование всех наравлений своих расходов, правом распоряжаться имеющимися финансовыми ресурсами в целях получения прибыли.

 

Направления инвестиций:

- в производство;

- чисто финансовое (приобретение ценных бумаг, депозиты, вложения в уставные капталы других предприятий).

 

Возможны объединения финансовых ресурсов предприятий для совместной деятельности.

Самостоятельность в исполнении обязательств перед бюджетами разных уровней и формировании внебюджетных фондов.

 

2. Самофинансирование.

Самофинансирование предполагает полную окупаемость затрат по производству продукции и возможность расширения производственно-технической базы.

Покрытие затрат за счет собственных источников, а при их недостатке – за счет кредитов.

Ресурсы на развитие производства формируются за счет:

- амортизационного фонда;

- прибыли от всех видов деятельности;

- дополнительных косвенных взносов учредителей;

- средств от выпуска облигаций;

- выпуска и размещения акций;

- долгосрочные кредиты банков;

- добровольные пожертвования.

 

3. Заинтересованность.

 

Развитие частной (личной, коллективной) инициативы с целью получения и распределения прибыли.

Организуется при помощи организационно-правовых форм предприятия.

Зависит от доли прибыли, которая остается предприятию после налогов и от экономической среды, которой выгодно производить и получать прибыль и снижать издержки.

 

4. Ответственность.

 

Данный принцип реализуется при образовании убытков и на способности предприятия удовлетворить требования кредиторов (при банкротстве). Он предполагает наличие отлаженного механизма осуществления процедуры банкротства.

Собственно банкротству должны предшествовать:

- диагностика состояния предприятия;

- контроль и выявление способов защиты от банкротства.

 

Законодательством о банкротстве утверждена система критериев необходимых для определения структуры баланса предприятия.

 

5. Контроль.

Его необходимость за ФХД объективно вытекает из сущности финансов как специфических форм денежных отношений по формированию и расходованию денежных средств. Т.к. они затрагивают интересы государства, работников учредителей, акционеров и всех возможных контрагентов предприятия.

Контроль реализуется через анализ финансовых показателей, ФХД и меры воздействия (штрафные санкции).

 

19.4 Органы финансового контроля.

 

1. КРУ (контрольно-ревизионное управление) контролирует финансовую деятельность любых бюджетных организаций по вопросам зачисления государственных средств и их расходов.

2. Органы налоговой службы проводят контроль по направлениям своей деятельности, могут проверяться отдельные стороны деятельности финансовых хозяйствований по любым организациям независимо от форм собственности. Контролируют своевременность и полноту уплаты налогов.

3. Органы федерального казначейства осуществляют контроль за состоянием государственных финансов. Контроль предприятий любой формы собственности (совместно с органами власти и банками) по вопросам, связанным с зачислением и использованием государственных средств.

4. Органы независимого аудита (организации) работают по заказам как государственных организаций, так и частных организаций. Проводят проверку юридической чистоты деятельности организации и правильность ведения финансовой документации. Т.к. это органы независимые, то их работа платная. Результаты их проектов могут использоваться заказавшей стороной или в суде при разбирательстве.

 

19.5 Отношения предприятий с бюджетом и не бюджетными фондами.

 

Отношения с бюджетом сводятся к полной и своевременной выплате налогов. Большая часть налогов – это платежи, которые начисляются на себестоимость и выплачиваются из выручки. Налог на прибыль берется с результата деятельности.

Налоговая система должна содействовать повышению деловой активности, повышению объемов производства, повышению заинтересованности результатов труда, побуждать предприятие к эффективному использованию основных производственных фондов и снижать расходы. С другой стороны, она должна обеспечить формирование доходов бюджета в необходимом объеме и для создания расходной его части с целью выполнения функций государства.

Налоговое бремя не должно лишать предприятия возможности самофинансирования. Количество налогов должно быть рационально, а порядок их исчисления простым. Должна соблюдаться стабильность ставок и налоги не должны дублировать друг друга.

Система налогов должна быть одинаковой для всех предприятий вне зависимости от форм собственности.

Объектами налогообложения являются:

- прибыль;

- доходы (объем от выручки, доходы по акциям);

- имущество;

- стоимость товаров определенного вида (акцизы на бензин, табак и т.д.);

- отдельные виды деятельности (игровой бизнес);

- финансовые операции (купля-продажа акций);

- добавленная стоимость продукции (НДС);

- работы и услуги;

- использование природных ресурсов.

 

Часть предприятий получает дотации, ассигнования на капитальные вложения (с/х предприятия связанные с конверсионными программами). Источниками ассигнований и дотаций являются внебюджетные внешотраслевые фонды. Они формируются за счет отчислений, делаемых предприятиями. Одновременно существуют социальные внебюджетные фонды. В них направляются отчисления на социальные нужды. По объему эти внебюджетные фонды составляют приблизительно половину бюджета.

 

19.6 Взаимоотношения предприятий и банков.

 

Эти взаимоотношения имеют коммерческий характер и первейшая сторона этих отношений – открытие расчетного счета.

Предприятия и банки заключают договор об открытии расчетного счета и его обслуживания.

Кредитные отношения между предприятием и банком заключаются в получении краткосрочных кредитов на увеличение объема оборотных средств. Собственные кредиты и проценты по ним выплачиваются из выручки т.к. включаются в себестоимость. Кредиты берутся на срок не более 6 месяцев (обычно на 2-4 месяца).

Долгосрочные кредиты на развитие производства даются на срок от 1 года и более. Погашаются из чистой прибыли, после выплаты налогов.

Лизинговые отношения заключаются в следующем; банк по поручению предприятий приобретает на себя необходимое предприятию оборудование и передает его в пользование предприятию. Предприятие ежегодно платит определенный процент от стоимости оборудования. По окончании срока договора банк передает в собственность предприятию это оборудование.

Факторинг – передача предприятием банку прав на возникшую дебиторскую задолженность.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1027; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.149 сек.