Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 2. Социальное как специфический феномен




Одним из важнейших ключевых понятий социальной психологии является понятие “социальная ситуация”. Социальное, как специфический феномен рассматривался в концепциях многих авторов, таких как Анисимов О.С., Шихирев П.Н, Ковалев А.Г., Парыгин Б.Д. и др.

Ситуация - совокупность обстоятельств, положение, обстановка.

Обстоятельство - условия, определяющие положение, существование чего-нибудь. (С.И. Ожегов. Словарь русского языка. - М., 1987. - С. 587).

По мнению Анисимова О.С., ситуация может рассматриваться как нечто созданное самим индивидом в процессе взаимодействия с другими людьми. С другой стороны, к ней можно относиться как существующей независимо от ее участника или участников.

В первом случае ситуация - это определенный сценарий, ждущий своего исполнения актерами. Приверженцы символического интеракционизма всегда подчеркивали, что внешнему наблюдению доступна только "актерская" интерпретация ситуации, имеющая последствия для поведения и опыта, а не ее объективные характеристики (например, званный обед для разных участников).

Когда мы считаем, что ситуация - это нечто, существующее только в "голове" индивида или это то, что создается во взаимодействии нескольких "действующих лиц", объективные и количественные черты ситуации перестают оказывать влияние на индивида.

Другой подход состоит в том, что ситуации на самом деле существуют независимо от индивидов “задействованных” в них, и их объективные характеристики ситуации действительно имеют важные последствия.

Никакие люди сами по себе не создают ситуаций обучения, продажи, тренировки и т.д., поэтому каждая из них имеет измеряемое влияние на то, как люди ведут себя в них и взаимодействуют друг с другом. Выражение эмоций, общее эмоциональное состояние, степень физического контакта зависят от ситуации, в которой оказывается индивид. Некоторые психологи считают, что повседневные ситуации насчитывают значительное количество черт, сами по себе определяющих, что люди думают, как чувствуют, как ведут себя. С этой точки зрения, субъективная природа определения ситуации неприемлема.

Классификация социально-психологических явлений

Широта и глубина взаимодействия человека с другими людьми различна, поэтому социально-психологические явления многообразны.

Б.Д.Парыгин первым в нашей стране предпринял попытку классифицировать социально-психологические явления. Он говорил о семи компонентах составляющих предмета социальной психологии.

1. Особенности проявления всех компонентов индивидуальной психологии - потребностей, интересов, воли и т.д. - в коллективе и массе людей. 2. Формы психической общности и структурно-психологические особенности различных социальных групп. 3. Способы общения и социально-психологического взаимодействия индивидов внутри группы и групп между собой. 4. Особенности механизмов мотивации поведения индивида в группе и в совокупной деятельности членов различных групп. 5. Особенности психологического механизма отражения социальной среды и ее воздействие членами различных социальных групп и массой людей. 6. Закономерности группового и коллективного поведения. 7. Законы динамики и формирования общественной психологии различных социальных групп, слоев и классов общества.

Ковалев А.Г. считает, что следует сначала определить объекты социально-психологического исследования (малые и большие группы, а также личности). Это будет основным критерием классификации феноменов общественной психики (то есть классифицировать через «носителей» явлений).

Автор приводит следующую классификацию:

1.Феномены общественной психики, которые свойственны малым группам и их характеризуют (групповые цели, мотивы, групповые мнения, психологический климат);

2. Феномены общественной психики, которые характеризуют личность как члена групп и коллективов (роль и статус личности в группе, ее ценностные ориентации, установки, уровень притязаний и т.д.);

3. Те явления общественной психики, которые присущи большим социальным группам (общественное мнение, умонастроение масс, национальный темперамент и характер, нравы и т.д.).

4. Как самостоятельная подструктура феноменов общественной психики выделяются явления общения и психологического воздействия (убеждения, внушения, подражания, конформизма и др.).

5. Все эти явления общественной психики, во-первых, направляют дела и поступки конкретных личностей (это потребности, интересы, взгляды, установки, традиции, обычаи и пр.), а, во-вторых, влияют на степень эффективности этих дел и поступков за счет использования потенциальных сил и способностей.

 

Лекция 3. Общая специфика социальной психологии (методология социальной психологии как науки)

 

В современном научном значении термин "методология" обозначает три различных уровня научного подхода к исследованию.

1. Общая методология - некоторый общий философский подход, общий способ познания, принимаемый исследователем. Общая методология формулирует некоторые наиболее общие принципы, которые - осознанно или неосознанно - применяются в исследованиях. Так, для социальной психологии необходимо определенное понимание вопроса о соотношении общества и личности, природы человека. В качестве общей методологии различные исследователи принимают различные философские системы.

2.Частная или специальная методология - совокупность методологических принципов, применяемых в данной области знания. Частная методология есть реализация философских принципов применительно к специфическому объекту исследования. Это тоже определенный способ познания, но способ, адаптированный для более узкой сферы знаний. В социальной психологии в связи с ее двойственным происхождением специальная методология формируется при условии адаптации методологических принципов, как психологии, так и социологии. В качестве примера можно рассмотреть принцип деятельности, как он применяется в отечественной социальной психологии. В самом широком смысле слова философский принцип деятельности означает признание деятельности сущностью способа бытия человека.

Социальная психология, принимая принцип деятельности как один из принципов своей специальной методологии, адаптирует его к основному предмету своего исследования - группе. Поэтому в Социальная психология важнейшее содержание принципа деятельности раскрывается в следующих положениях: а) понимание деятельности как совместной социальной деятельности людей, в ходе которой возникают совершенно особые связи, например коммуникативные; б) понимание в качестве субъекта деятельности не только индивида, но и группу, общество, т.е. введение идеи коллективного субъекта деятельности; это позволяет исследовать социальные группы как определенные системы деятельности; в) при условии понимания группы как субъекта деятельности открывается возможность изучить все соответствующие атрибуты субъекта деятельности - потребности, мотивы, цели группы и т.д.; г) в качестве вывода следует недопустимость сведения любого исследования лишь к эмпирическому описанию, к простой констатации актов индивидуальной деятельности вне определенного "социального контекста" - данной системы общественных отношений. Принцип деятельности превращается, т.о., в своего рода норматив социально-психологического исследования, определяет исследовательскую стратегию. А это и есть функция специальной методологии.

3. Методология - как совокупность конкретных методических приемов исследования, что чаще в русском языке обозначается термином "методика".

Главная мысль заключается в том, что, какие бы эмпирические или экспериментальные методики ни применялись, они не могут рассматриваться изолированно от общей и специальной методологии. Это значит, что любой методический прием - анкета, тест, социометрия - всегда применяется в определенном "методологическом ключе".

 

Методы социальной психологии

Социальная психология рождалась на стыке наук. Это привело к тому, что ее методы сложились из разных областей.

Можно выделить следующие основные социально-психологические группы методов, опираясь на классификацию Семенова В.Е.

1. Методы эмпирического исследования:

1) метод наблюдения;

2) изучения документов;

3) опрос (интервью и анкетирование);

4) специализированные социально-психологические методы (социометрия, ГОЛ, полярные профили и т.п.);

5) тесты;

6) эксперимент.

2. Методы моделирования.

3. Управленческо-воспитательные методы (активные методы).

 

Направления исследований в социальной психологии

Взаимодействие и общение это система взаимоотношений, и рассматривать ее необходимо на следующих уровнях:

- как психологию личности;

- психология взаимоотношений в диаде (пара);

- психологию малых групп;

- психологию больших групп, общностей.

 

Соответственно этим уровням развернуты и 4 направления исследования:

1) социальная психология личности, где личность рассматривается как проекция групповых взаимоотношений.

Основные проблемы:

- социализация индивида и становления личности (усвоения социальных установок);

- социально-психологическая структура личности;

- отдельные элементы структуры личности, определяемые социализацией (самооценка, установки, ценности и направленность личности).

2) Исследования взаимотношений в диаде:

- типы межличностных отношений;

- психологические механизмы влечения (аттракции);

- психологические механизмы агрессии (отторжения).

3) Проблема исследования психологии малых групп.

- классификация и типология групп;

- проблема коллектива;

- групповые и межличностные отношения;

- проблема лидерства;

- психологическая сплоченность и совместимость группы;

- изучение специфических малых групп (семья, группы в экстремальных условиях, дивиантные группы и т.п.).

4) проблемы исследования больших групп и массовидных явлений:

- психология этнических групп;

- психология классов, социальных слоев, стратов;

- массовидные явления: слухи, мода, внушение, подражание, поклонение кумирам, средства массовой коммуникации.

 

Практические отрасли социальной психологии

Разработка этих проблем идет не только в теории, но и в практике - как прикладные исследования и решение социальных проблем. Это и есть основная задача социальной психологии.

В настоящее время сформировались такие прикладные области социальной психологии:

- промышленная социальная психология;

- социальная психология коммуникаций, пропаганды и рекламы;

- социальная психология спорта;

- социальная психология управления;

Многие отрасли психологии включают социально-психологический аспект в своей области проблем: юридическая психология, психология обучения и воспитания, психология искусства и т.д.

Отличия прикладной социальной психологии от других прикладных направлений психологии

В этом плане существует специфика социальной психологии по отношению к другим психологическим отраслям:

а) включенность в большей мере в социальные и политические проблемы общества (отношение социальных групп - это уже политика);

б) взаимосвязь с государственной идеологией (критика социальных и социально-психологических теорий - это уже идеологический фронт);

в) практическая работа требует не только профессионализма, но и общественной и политической позиции исследователя (не только профессиональная этика, но и политическая позиция может определять нормы работы).

 

Контрольные вопросы к теме 1

 

1. Раскройте объект и предмет социальной психологии.

2. Покажите на конкретных примерах отличие предмета социальной психологии от предмета общей психологии.

3. В чем заключалась дискуссия о предмете социальной психологии в отечественной психологии.

4. Раскройте сущность социального – как специфического феномена.

5. Назовите три уровня существования научного знания. Раскройте их сущность относительно специфики социальной психологии.

6. Раскройте иерархию и соотношение социально-психологических феноменов.

7. Перечислите методы социально-психологических исследований.

8. Назовите прикладные отрасли социальной психологии и обозначьте их отличие от других прикладных отраслей психологии.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1567; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.