Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 2. Экспериментальный этап развития социальной психологии




 

Начало 20 в. считается началом превращения социальной психологии в экспериментальную науку. Основное отличие этого периода – это преобладание экспериментальных исследований. Эксперименты и тщательная фиксация результатов.

Офицальной вехой послужила программа, предложенная в Европе В.Меде, в США Ф.Олпортом и Бехтеревым в России, в которой были сформулированы требования превращения социальной психологии в экспериментальную дисциплину.

Основное развитие в этом ее варианте социальная психология получает в США, где бурное становление капиталистических форм в экономике стимулировало практику прикладных исследований и заставило психологов повернуться лицом к актуальной социально-психологической тематике. Критикуется концепция Макдугалла. Социальная психология стала опираться на идеи психоанализа, бихевиоризма и гештальт-теории. Объектом исследования в основном является малая группа. В рамках этого периода социальная психология набрала силу как научная дисциплина, было множество исследований малых групп. С другой стороны, увлечение малыми групами привело к тому, что проблематика, связанная с особенностями массовых процессов их психологической строны оказалась практически исключенной из анализа.

Работы В. Меде «Экспериментальная психология масс»

Ставил эксперименты с различными по численности группами, измеряя индивидуально и в группе показатели памяти, внимания, воли, болевые ощущения и ассоциации.

Пришел к выводу: психика индивида в группе иная, чем когда он один. Изменения в основном происходят в моторике, эмоциях, повышается способность переносить боль (особенно в ситуациях соревнования), падает восприимчивость к шумам.

- люди с положительным отношение к группе улучшают показатели

- с отрицательным отношением ухудшают результаты

- с нейтральным неизменные показатели

Установил, что степень подражания зависит от возраста, пола, состояния человека.

Работы Ф.Олпорта.

«Социальная психология» (1924)

На группах присутствия проводил эксперименты. Установил, что в условиях группы результаты мышления человека изменяются.

1) Когда люди вместе, то облегчается начала действия и увеличивается его темп, то есть уменьшается фаза срабатываемости.

2) совместная деятельность влияет и на темп интеллектуальной деятельности

3) Оригинальность идей увеличивается в одиночной интеллектуальной деятельности. То есть в группе мы бессознательно стремимся к единству во взглядах и мнениях.

Исследования Бехтерева. «Коллективная рефлексология»

Выявил, что влияние коллектива на человека зависит от того, к какому типу человек принадлежит:

1) социально-возбудимый тип (63%)

2) социально-тормозной (12%)

3) Социально-индиферентный тип.

 

В начале 50-х гг. 20 в. резко стали возрастать критические тенденции в социальной психологии оживляется интерес к теоретическому знанию.

 

Основные направления в американской и западно-европейской социальной психологии

 

Психоаналитическое направление в социальной психологии

Социально-психологические взгляды данного направления отражены в теориях З. Фрейда, Хорни, Фромма, Юнга, Адлера, Салливена. Идеи развиваются в рамках персонологического направления и гуманистической психологии. Основные проблемы, которые решались данным направлением – это конфликт личности и общества, общество «невротиков», значение детского возраста в понимании особенностей поведения личности.З. Фрейд пришел к выводу, что многие действия, поступки человека обусловлены социальными причинами, зная которые можно составить социально-психологический (психоаналитический портрет личности).

В рамках социальной психологии рассматривается трехмерная теория интерперсонального поведения Шутца, динамическая теория групп Байона, концепция психоистории Демоза. В отличие от бихивиоризма рассматриваютсоциально-психологические процессы в более многочисленной группе.

 

Социально-психологические теории необихевиористской ориентации.

Предпринятая сначала Б. Скиннером, а потом Миллером, Д. Доллардом и А. Бандурой попытка применить новую концепцию «оперантного обуславливания» для объяснения и формирования социального поведения привела к созданию теории социального бихевиоризма.

В рамках данного направления возникли следующие теории: гипотеза фрустрации-агрессии Миллера и Долларда, социобихевиористский подход А. Бандуры, теория оперантного обуславливания Скиннера, теория социального обмена Хоманса, теория диадического взаимодействия Тибо и Келли. эксперименты Зимбардо, концепция адаптивных поведенческих комплексов Плутчека, понятие о поведенческом тренинге.

 

Когнитивная социальная психология

Гештальтпсихология и теория поля К. Левина как теоретические основы когнитивизма. Исходным принципом является рассмотрение социального поведения с точки зрения познавательных, когнитивных процессов индивида. Особое место в когнитивисткой социальной психологии имеют так называемые теории когнитивного соответсвтия: теории когнитивного соответствия Хайдера, Ньюкома, Фестингера, Абельсона, когнитивный подход Аша, Креча и Крачфилда.

В отличие от бихивиористки ориентированной социальной психологии данное направление подчеркивает роль и значение «менталистких» образований в объяснении социального поведения человека. Не смотря на противоречия, имеющиеся в рамках данного подхода, подчеркивание роли знания для объяснения окружающего мира делают когнитивисткую ориентацию чрезвычайно популярной.

 

Интеракционистская ориентация и трансактный анализ

В данном направлении в большей мере, чем в других теоретических ориентациях, сделана попытка установить именно социальные детерминанты человеческого поведения. Для этого вводится в качестве ключевого понятие «взаимодействие», в ходе которого и осуществляется формирование личности. Идеи этого направления отражены в следующих теориях: символический интеракционизм Дж. Мида, М. Куна, Т. Шибутани, ролевые теории Т. Сарбина, Р. Линтона, М. Дойча и Р. Краусса, Э. Гофмана, теория референтной группы Г. Хаймана, Т. Ньюкома, М. Шерифа, Г. Келли, Р. Мертона, Трансактный анализ Э. Берна.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3119; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.