Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 1. Научные и социальные предпосылки выделения социальной психологии как самостоятельной науки




Тема 2. Основные этапы развития социальной психологии.

 

 

Задолго до возникновения социальной психологии как науки, знания накапливались и использовались интуитивно и хаотично. Как правило, это происходило в фольклоре, в искусстве, в народных традициях и обычаях, в религиозной практике.

Нарастание интереса исследователей к вопросам социальной психологии и ее развитию немало способствовали успехи и потребности развития различных отраслей научного знания.

Социальная психология была подготовлена четырьмя группами школ:

1) социальными философами (Платон, Аристотель, Монтескье, Гоббс, Локк, Руссо и др.);

2) пионерами философской антропологии (Лацарус, Штейнталь, Вундт);

3) представителями английского эволюционизма (Ч. Дарвин, Г. Спенсер и др.);

4) ранними социологами (О. Конт, Э. Дюркгейм).

Важную роль в возникновении социальной психологии сыграло и развитие антропологии, этнографии и археологии. Труды английского антрополога Э.Тейлора, американского этнографа и археолога Л.Г. Моргана, социолога и этнографа Л.Леви-Брюля поставили ряд важных социально-психологических проблем, дали ценный фактический материал.

Глубокими корнями Социальная психология уходит в область общей психологии и психиатрии. Труды Б. Болдуина и В. Мак-Дауголла, В. Вундта, Т. Рибо положили начало социально-психологическому направлению в психологической науке.

Основы социально-психологического направления в юриспруденции были заложены работами немецкого правоведа Ф. Гольцендорфа, занимавшегося проблемами формирования и функционирования общественного мнения, и исследованиями русского юриста Л.И. Петражицкого об эмоциональной и мотивационных сторонах правосознания.

В числе первых работ по социальной психологии были труды не только философов, языковедов, этнографов, историков, юристов, психологов, но и экономистов, биологов, зоопсихологов, политических деятелей, публицистов, писателей, журналистов и представителей многих других отраслей знаний и профессий. Все это, несомненно, свидетельствует о многообразии корней и истоков социально-психологической теории.

Кроме того, в обществе складывались и объективные факторы, которые требовали социально-психологических знаний.

Перечислим наиболее существенные социальные предпосылки:

1) сильная миграция населения (освоение новых земель). Следовательно – большее взаимодействие и общение различных слоев и групп. Отсюда и количество проблем и социальных конфликтов;

2) производство претерпевает существенные изменения. Концентрация производства растет, следовательно, увеличиваются проблемы с управлением больших и малых групп (проблема управления колониальными народами);

3) все больше в обществе растет потребность в образовании и это рождает необходимость большего общения, управляемого взаимодействия между различными возрастными группами общества.

Этапы развития социальной психологии

1) Описательный период – сер. 19 по 20-е годы 20 в.

2) Период оформления социальной психологии в экспериментальную науку и построение собственных методов – 20-е годы 20 в. по настоящее время

 

1. Описательный период в социальной психологии

1) Психология народов (возникает в Германии)

2) Психология масс ((в основном в Италии и Франции)

3) Теории социальных инстинктов (в нач. 20-х годов в Англии и США)

Психология народов

Психология народов как одна из первых форм социально-психологических теорий сложилась в середине 19 в. в Германии. Психология народов предлагала "коллективистическое" решение вопроса о соотношении личности и общества: в ней допускалось субстанциональное существование "сверхиндивидуальной души", подчиненной "сверхиндивидуальной целостности", каковой является народ.

Теоретическими источниками теории послужили: философское учение Гегеля о "народном духе" и идеалистическая психология Гербарта. Психология народов попыталась соединить эти два подхода.

Непосредственными создателями теории психологии народов выступили философ М.Лацарус и языковед Г.Штейнталь в 1860 г. Они считали, что главная сила истории - народ, или "дух целого", который выражает себя в искусстве, религии, языке, мифах, обычаях и т.д.

Индивидуальное сознание есть лишь продукт. Задача социальной психологии - "познать психологически сущность духа народа, открыть законы, по которым протекает духовная деятельность народа".

Социальная психология, изучая «дух народа», должна ответить на следующие вопросы:

1) Каковы законы и условия развития «духа народа»?

2) Каковы этапы его развития?

3) От чего зависит его изменения и преобразования?

В описательной форме они обсуждали эти вопросы.

Психология народа В. Вундта.

В дальнейшем психология народов получила развитие во взглядах В.Вундта. Впервые свои идеи по этому поводу Вундт сформулировал в 1863г. в "Лекциях о душе человека и животных". Основное же развитие идея получила в 1900г. в первом томе "Психологии народов" (десятитомный труд, над которым В.Вунд работал 60 лет).

Уже в первых работах, Вундт изложил мысль о том, что психология должна состоять из двух частей: физиологической психологии и психологии народов. Физиологическая психология является экспериментальной дисциплиной и она изучает индивидуальное сознание до определенных границ.

В.Вунд считал, что эксперимент не пригоден для исследования высших психических процессов - речи и мышления. И именно с этого пункта и начинается психология народов. Психология народов изучает мышление и законы психологии социальных общностей. Здесь необходимы другие методы, а именно анализ продуктов культуры: языка, мифов, обычаев, искусства.

Существовали теории, которые носили явно реакционный характер. Это психология народов Лебона. По его теории психология народов это врожденное качество и оно передается по наследству. При этом а) душа народа неизменна; б) психологические отличия также неизменны и в отдельных группах. Следовательно, есть и будут высшие, средние и низшие расы.

Психология народов в его варианте закреплялась как описательная дисциплина. В России идеи психологии народов развивались в учении А.А.Потебни.

Несмотря на различия, основная идея концепции является общей: психология сталкивается с феноменами, коренящимися не в индивидуальном сознании, а в сознании народа, и поэтому должен быть как минимум специальный раздел этой науки, который и будет заниматься назваными проблемами, применяя особые, отличные от обычной психологии методы. Эта концепция поставила принципиальный вопрос о том, что существует нечто кроме индивидуального сознания, характеризующее психологию группы, и индивидуальное сознание в определенной степени задается ею.

Психология масс

Номиналистическая социология Г. Тарда.

Французский юрист Габриэль Тард. «Законы подражания». Впервые высказал о роли подражания и внушения. Попытался объяснить социальное поведение людей через эти механизмы.

1) Выделил особое значение инициативных личностей в массах

2) Поведение массы сводится к подражанию героев.

Взгляды С. Сигеле (1868 – 1913)

«Преступная толпа – опыт коллективной психологии»

Пытался раскрыть истоки возникновения преступлений в толпе. Особую роль отводил фактору внушения.

Социально-психологические взгляды Г. Лебона (1841 – 1931)

«Психология народов и масс»

Вывел особые психологические принципы массы как толпы.

Человек попав в толпу приобретает специфические признаки:

1) Обезличенность (индивидуальная манера поведения отступает)

2) Резкое преобладание чувств над разумом

3) Утрата личной ответственности (коллективный эгоизм больше эгоизма отдельных членов толпы;

4) Подражание толпе (в зависимости от численности растет и степень, но до определенного предела). Следовательно, массе нужны вожди, которые рационально выше и способны вести толпу.

Взгляды Михайловского «Герой и толпа».

Н.К. Михайловский подчеркивал роль сознательной деятельности людей в историческом процессе. Действующие силы социального развития – это предводители и толпа (в отличие от идей Маркса, где главное экономические силы).

Толпа – это самостоятельное социально-психологическое явление, которое должно управляться вожаком. Психологическими факторами социального развития являются подражание, общественное настроение и социальное поведение.

Итогом его работы был вывод о необходимости разработки такой науки, которая бы специально исследовала массовую психологию, ее место и роль в социальных движениях, восполняя тем существенный пробел в системе социальных наук.

Теория социальных инстинктов

Теория У. Макдугалла.

Одной из первых самостоятельных концепций в социальной психологии, является теория инстинктов социального поведения У.Макдугалла.

Работа Макдугалла "Введения в Социальная психология" вышла в 1908г., и считается годом окончательного утверждения социальной психологии в самостоятельном существовании (рождение становление социальной психологии как науки) (Шихирев П., с.34)

Основной тезис теории Макдугалла заключается в том, что причиной социального поведения признаются врожденные инстинкты. Эта идея есть реализация принципа стремления к цели, которое свойственно и животным, и человеку. Он называл свою концепцию "целевой" или "гормической" (от греческого "гормэ" - стремление, желание, порыв). Гормэ и выступает как движущая сила интуитивного характера, объясняющая социальное поведение. Они врождены и закреплены в человеке.

Репертуар инстинктов у каждого человека возникает в результате определенного психофизического предрасположения - наличия наследственно закрепленных каналов для разрядки нервной энергии.

Инстинкты включают аффективную (рецептивную), центральную (эмоциональную) и эфферентную (двигательную) части. Т.о., все, что происходит в сознании, находится в прямой зависимости от бессознательного начала.

Внутренним выражением инстинктов являются главным образом эмоции. Связь между инстинктами и эмоциями носит систематический и определенный характер.

Макдаугалл перечислил семь пар связанных между собой инстинктов и эмоций:

* инстинкт борьбы и соответствующие ему гнев, страх;

* инстинкт бегства и чувство самосохранения;

* инстинкт воспроизведения рода и ревность, женская робость;

* инстинкт приобретения и чувство собственности;

* инстинкт строительства, преобразования и чувство созидания;

* инстинкт и чувство справедливости

* стадный инстинкт и чувство принадлежности.

Из инстинктов Макдаугалл выводил формирование всех социальных учреждений: семья, торговля, различные общественные процессы, в первую очередь война.

Роль этой теории в истории науки оказалась весьма отрицательной: интерпретация социального поведения с точки зрения некоего спонтанного стремления к цели узаконивала значение иррациональных влечений в качестве движущей силы не только индивида, но и человечества.

 

Итоги описательного периода

Достижения

1) Произошло выделение социально-психологических явлений

2) Сформировался первичный понятийный аппарат

3) Собран первичный эмпирический материал

4) Выделены специфические проблемы (лидерство, проблемы групп и масс, движущие силы социальных явлений)

Недостатки

1) Методы этого периода умозрительны

2) Изучение явлений сводилось к описанию и умозрительному объяснению, без проверки на эксперименте.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1200; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.