КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 8. Ценообразование на продукцню
1. Цена: понятие, роль, функции и структура. Уровень цен и факторы, 2. Государственное регулирование цен. Ценовая политика предприятия и ее цели.
1. Цена: понятие, роль, функции и структура. Уровень цен и факторы,
Цена – это стоимость при полной сбалансированности спроса и предложения. Зависит от количества вложенного в товар труда и определяется полезностью товара для данного потребителя. Функции цен:
Элементы цены (предприятия)
Основные виды цен
Тарифы: · на пользование энергоресурсами; · транспортные расходы; · регулируемые государством; · договорные.
Общие факторы, которые устанавливают уровень цен на промышленную продукцию
.
Специфические факторы
При установлении цены необходимо ориентироваться на соответствие цены и потребительских свойств.
Методы ценообразования
В рыночной экономике цены различаются по особенностям купли-продажи. Наиболее практикуемые цены следующие: 1) «Базисная цена» - используется ля определения сорта или качества товара и согласовывается между покупателем и продавцом на переговорах. 2) «Фактурная цена» - цена купли-продажи - определяется условиями поставки, согласованными в контракте. 3) «Мировая цена» - определяется в зависимости от вида товара: по одним - уровнем цен страны-экспортера, по другим - ценами бирж, или ценами ведущих фирм мира. 4) «Номинальная цена» - денежная цена товара в прейскурантах, справочниках, биржевых котировках. 5) «Оптовая цена» - цены на крупные партии. 6) «Договорная цена» - цена по соглашению сторон на определенные объемы и сроки поставки, в течение которых она не должна меняться. 7) «Закупочные цены» - цены на продукцию, поставляемую через посредников - торгово-закупочных и снабженческих организаций.
Свободная оптовая цена предприятия на продукцию производственно-технического назначения: СОЦП = С + П + НДС + СН, где С - себестоимость изделия, П - прибыль от реализации, НДС - налог на добавленную стоимость, СН - специальный налог для формирования бюджетного фонда финансовой поддержки отраслей экономики (угольной, сельского хозяйства). В СОЦП не менее 45% - налоги. Свободная (рыночная) розничная цена при реализации населению продукции производственно-технического назначения -формируется на основе свободных оптовых цен и торговой надбавки: СРЦ = С + П + НДС + СН + Нс + Нт, где Нс - снабженческо-сбытовая наценка, Нт - торговая надбавка. Свободная (отпускная) цена на товары народного потребления - устанавливается с учетом НДС изготовителями по согласованию с розничными торговыми и другими предприятиями, реализующими товары населению, а также с посредниками. В них включаются акцизы (на легковые автомобили 30%, спирт 90% и т.д.) СЦ = С + П + НДС + СН + А, где А - акцизы. Закупочная цена на товары народного потребления: ЗЦ = С + П + НДС + СН + А + Нс Свободные (рыночные) цены на отечественные товары народного потребления: СРЦ = С + П + НДС + СН +А + Нс + Нт Свободные оптовые (отпускные) цены на импортную продукцию: СОЦимп = Цф + П + Нимп Цф - фактурная стоимость товара, П - пошлина, Нимп - налог на импорт. Свободные (рыночные) розничные цены на импортные товары: СРЦимп. = СОЦимп + Нт = Цф + П + Нимп + Нт
2. Государственное регулирование цен. Ценовая политика предприятия и ее цели.
Современная экономика представляет синтез рыночного механизма и элементов государственного регулирования. Для каждой страны набор инструментов и степень вмешательства государства не являются универсальными. Есть специфика, отличия, применение тех или иных инструментов только в данной стране или группе стран. Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия. Методы классифицируют по различным критериям. Различаются методы прямого и косвенного влияния. Методы прямого воздействия вынуждают субъектов экономики принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. В качестве примера можно назвать размер налогов, величину амортизационных отчислений, бюджетные процедуры по государственным инвестициям. Прямые методы часто имеют высокую эффективность вследствие оперативного достижения экономического результата. Но у них есть и недостатки. Они затрагивают не только тех агентов рынка, на которых непосредственно направлены государственные меры, но и субъектов, связанных с ними рыночными отношениями. Иначе говоря, прямые методы нарушают естественное развитие рыночных процессов. Методы косвенного воздействия создают лишь предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты экономических отношений предпочитали варианты, которые соответствуют целям экономической политики. К таким методам относятся, например, программирование, предоставление рыночному сектору экономической информации. Недостатком косвенных методов является определенный временной лаг, возникающий между моментами принятия мер государством, реакции на них экономики и реальными изменениями в хозяйственных результатах. Методы государственного регулирования классифицируются и по критерию организационно-институциональному. Здесь различают административные и экономические методы. Административные методы подразделяются на методы запрета, разрешения, принуждения и основываются на регулирующих действиях, связанных с обеспечением правовой инфраструктуры. Цель принимаемых мер - создание определенных “правил игры” в рыночной экономике. Административные методы предписывают строго контролируемую линию поведения экономических агентов. Экономические методы не ограничивают свободу выбора, порой расширяют ее. Появляется дополнительный стимул, на который субъект может либо отреагировать, либо не обратить ни малейшего внимания, в любом случае оставляя за собой право на свободное принятие рыночного решения. Изменение, например, государством ставки процента по своим долговым обязательствам добавляет к числу доступных вариантов выгодного размещения сбережений еще один - покупку или продажу государственных ценных бумаг. Жесткое разграничение экономических и административных методов несостоятельно, так как порой и административные и экономические методы несут в себе черты того и другого. Прибегая, например, к прямому контролю над ценами, государство создает для производителей особый экономический режим, вынуждает их пересматривать производственные программы, искать новые источники финансирования инвестиций и т.д. Или влияние налогов и кредитных ставок как экономических мер скажется на экономическом поведении только после того, как будет принято административное решение об изменении тех и других. Таковы функции, инструменты и методы государственного регулирования. Ценовая политика должна рассматриваться как важнейшая составная часть стратегии развития торгового предприятия на отдельных этапах ее реализации, а; ее цели должны строго корреспондировать с избранными приоритетными целями развития товарооборота (по отношению к целям развития товарооборота цели формирования ценовой политики носят подчиненный характер). 2. Обеспечение увязки ценовой политики предприятие с конъюнктурой потребительского рынка и особенностями избранной рыночной ниши. Такая увязка позволяет учесть не только условия формирования цен (а соответственно и торговых надбавок) на товар в соответствующих сегментах потребительского рынка, но и характер требований к этой цене отдельных категорий розничных покупателей. 3. Обеспечение увязки ценовой политики предприятия с типами пунктов розничной продажи товаров Такие параметры типа магазина, как форма его товарной специализации, характер размещения на территории населенного и ценовой уровень реализуемых товаров, оказывают непосредственное влияние на цели и возможности формирования соответствующей ценовой политики торгового предприятия 4. Обеспечение комплексности подхода уровня торговой надбавки на товар в сочетании с уровнем торгового обслуживания покупателей. Уровень торгового обслуживания покупателей является важным фактором дифференциации уровня цен на товары (а соответственно уровня и суммы торговой надбавки) в соответствии с покупательскими предпочтениями отдельных категорий населения. Поэтому в процессе формирования ценовой политики эти два параметра должны рассматриваться в комплексе. 5. Осуществление активной ценовой политики на рынке. Активные формы этой политики определяются такими факторами, как самостоятельность подходов к установлению уровней розничных цен и торговых надбавок, дифференциацией подходов к формированию уровней торговых надбавок на отдельные группы товаров. Осуществление активной ценовой политики обеспечивает четко выраженное ценовое позиционирование данного торгового предприятия на потребительском рынке. 6. Обеспечение высокого динамизма ценовой политики. Этот динамизм обёспечивается быстротой реагирования разработанной ценовой политики на изменение внутренних условий развития торгового предприятия и факторов внешней среды. Одним из внешних факторов, оказывающих влияние на формирование уровня торговой надбавки (наценки), выступает конкуренция. В зависимости от выбранной конкурентной стратегии фирма стремится обеспечить себе либо лидерство по ценам, либо ориентируется на средний уровень цен конкурентов. Последняя из стратегий является преобладающей. Стремясь поддерживать цены на более низком уровне, чем у конкурентов, предприятия торговли и общественного питания устанавливают соответствующий уровень торговых надбавок (наценок), осуществляя режим экономии издержек для того, чтобы возместить расходы и иметь возможность получить прибыль. Базой формирования уровня торговой надбавки (наценки) служит уровень цен приобретения товара. Несмотря на глубокую взаимосвязь уровень торговой надбавки (наценки) далеко не всегда определяется уровнем цены на товар. Так, при низком уровне цены производителя может быть сформирован высокий уровень торговой надбавки (наценки), и наоборот - при высоком уровне цены производителя предприятия торговли и общественного питания ограничиваются низким уровнем торговой надбавки (наценки). В более выгодном положении находятся предприятия, осуществляющие режим экономии и получающие вследствие этого значительный размер прибыли. При определении уровня торговой надбавки (наценки) целесообразно учитывать стадию жизненного цикла товара (продукции). На этапе внедрения нового товара (продукции) на рынок уровень торговой надбавки (наценки) устанавливается минимальным, и продажа зачастую бывает убыточной. На этапе подъема уровень торговой надбавки (наценки) возрастает, и соответственно растет объем валового дохода. Наиболее высокая торговая надбавка формируется на стадии зрелости, когда объем продажи максимален. Этап ухода товара (продукции) с рынка сопровождается падением уровня торговой надбавки и значительным уменьшением валовых доходов. При оценке сложившегося уровня торговой надбавки, основной целью является определение того минимального 6е уровня, ниже которого она не может быть установлена исходя из требования самоокупаемости процесса продажи товаров. В процессе оценки уровня торговой надбавки анализируются: а) средний уровень торговой надбавки на предприятии и его динамика по отдельным этапам предпланового периода; б) сложившаяся дифференциация уровня отдельных элементов торговой надбавки (издержек обращения; налогов, входящих в цену товаров; прибыли), а также структура этих элементов в составе торговых надбавок; в) сложившаяся дифференциация уровня и структуры торговой надбавки в разрезе отдельных групп (подгрупп, видов) товаров; г) возможности снижения уровня текущих затрат за счет экономии отдельных видов издержек обращения и осуществления эффективной хозяйственной деятельности в предстоящем периоде. Возможный уровень текущих затрат предприятия, связанных с реализацией отдельных групп (подгрупп, видов) товаров (определяемый как суммарный уровень издержек обращения в предстоящем периоде), а также уровень налогообложения доходов и будут представлять собой тот минимальный базис, на основе которого можно формировать уровни торговых надбавок. Формирование конкретного уровня торговой надбавки на товары. Такая конкретизация осуществляется по каждой товарной позиции в соответствии с избранной для нее моделью расчета уровня торговой надбавки. При этом определяются необходимые для расчета конкретные значения отдельных исходных показателей. Главным элементом всех расчетов выступает Цена закупки единицы товара, поэтому расчеты конкретного уровня торговой надбавки (а соответственно и уровня цены реализации) осуществляются после поступления товаров на предприятие в соответствии с заключенными контрактами с поставщиками (когда цепа Закупки единицы товара уже определена окончательно). Формирование механизма своевременной корректировки уровни торговой надбавки. Такая корректировка может носить характер запланированных и незапланированных отклонений от расчетного уровня торговой надбавки в сторону его уменьшения или увеличения. Запланированное уменьшение уровня торговой надбавки может регулироваться системой заранее обусловленных скидок с розничной цены товара, предоставляемых: на покупку определенного количества конкретного товара; на определенный суммарный объем покупки товаров; постоянным покупателям, имеющим специальную фирменную карточку магазина. Запланированное увеличение уровня торговой надбавки может регулироваться системой заранее обусловленных размеров увеличения розничной цены товаров: при предоставлении связанных с их покупкой дополнительных торговых услуг; при продаже товаров в ночное время, в праздничные дни ив других аналогичных случаях. Незапланированное отклонение от расчетного уровня торговой надбавки может вызываться изменением конъюнктуры рынка (общим снижением или повышением цен на данной товар); изменением ставок налогообложения торговой деятельности; изменением условий хозяйствования (вызвавшим снижение или повышение уровня издержек обращения) и другими аналогичными причинами. Механизм такой корректировки расчетного уровня торговой надбавки должен быть разработан на предприятии в процессе формирования ценовой политики.
Вопросы для обсуждения: 1. Цели и функции государственного регулирования. 2. Субъекты и объекты государственного регулирования экономики. 3. Формы государственного регулирования экономики. 4. Методы и инструменты государственного регулирования экономики. 5. Особенности государственного регулирования переходной экономики. 6. Почему необходимо государственное вмешательство в экономику? 7. Какова эволюция функций государственного регулирования экономики? 8. Какие закономерности развития современной экономической системы следует 9. Почему государственное регулирование экономики оказывается не только 10. Какова структура механизма государственного регулирования экономики? 11. Сформулируйте критерии различения методов государственного регулирования 12. Каковы основные формы государственного регулирования экономики? 13. В чем состоит специфика экономической роли государства в переходной экономике? 14. Назовите факторы, определяющие специфику трансформационных процессов в РК? 15. Дайте оценку современной отечественной практики использования разных форм Литература: a. А ндрианов А. Государственное регулирование и механизмы b. И онов М. Роль государства в экономике // Экономист. -1995. - N8. c. К апитализм на исходе столетия. - Научная редакция d. С околинский В.М. Государство и экономика. М.: Изд. Финансовой e. Р исин И. Е., Трещевский Ю. И. Теория и практика государственного f. Т рещевский Ю. И. Государственное регулирование экономики в g. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебное пособие / Под общ. ред. А.Н. Соломатина. – М.: ИНФРА-М, 2000.-29.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 454; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |