Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепции или школы стратегического управления

Авторы выделяют в работе 10 основных школ стратегического управления. Рассмотрим условия применимости школ стратегического управления в АУП в российских условиях.

1. Школа стратегического планирования: И. Ансофф, М.Гулд, Э.Кэмпбелл и др.

Модель SWOT разбивается на составные части, для каждой из них разрабатываются более детальные технологии. Рассматривает создание стратегии как систематический процесс формального планирования. Процесс заканчивается разработкой бюджетов и операционных планов.

Используется, когда:

- окружение стабильно;

- имеется возможность предвидеть изменения во внешнем окружении или контролировать его;

- менеджеры принимают решения, свободные от помех, искажений и субъективных представлений;

- вся необходимая информация может быть представлена в количественном виде;

Школа господствовала в последние годы советского периода. Существует ряд ограничений по применению в условиях АУП.

2. Школа познания: Г.Саймон, С.Макридакис и др..

Опирается на логику когнитивной психологии, пытается проникнуть в сознание стратега. Полезна, когда:

- необходимо преодолеть инертность в развитии;

- необходимо по-новому взглянуть на происходящие события;

Свидетельствует о необходимости трансформации фундаментальных ценностей на каждом новом этапе развития. Почти не получила применения в России.

 

3. Школа обучения: Дж.Куинн и др.;

Формирование стратегии представлено как развивающийся процесс. Выстраивать стратегии от начала и до конца невозможно. Стратегии следует разрабатывать по мере развития предприятия;

Целесообразно использовать, когда:

- предприятия сталкиваются с новой неожиданной ситуацией;

- происходят масштабные изменения во внешней среде.

Эта концепция врастает в практику отечественного менеджмента с 90-х гг. ХХ в.

 

4. Школа власти: А.Макмиллан, Дж. Сарразин, Э.Петтигрю, Дж.Боуэр, Й.Доз и др.

Формирование стратегии представляется как процесс ведения переговоров между конфликтующими группами внутри организации либо между организацией и противостоящими ей группами стейкхолдеров. Используется, когда:

- перемены сопровождаются переделом власти на предприятиях и рынках;

- в условиях дестабилизации;

- трудно определить направление развития;

Широко применяется в России с момента приватизации.

5. Школа позиционирования: М.Портер и др.

Основана на теории отраслевых рынков. Ориентирована на анализ зрелых рынков. Концентрируется на выборе стратегических позиций предприятия на рынках. На этих рынках господствуют крупные предприятия, имеющие деньги и власть для проведения анализа. Это рынки несовершенной конкуренции. Имеются возможности для политических маневров.

Целесообразно использовать на российских рынках с высоким уровнем вертикальной интеграции.

Используется с начала 90-х годов ХХ в.

 

6. Школа предпринимательства: К. Маркс, Й.Шумпетер, П.Друкер, У.Бенис, Б.Неймус, Ф.Уэстли, Г.Минцберг и др;

Процесс формирования стратегии рассматривается как процесс индивидуализированного предвидения, как озарение, посетившее выдающегося менеджера. Требуется сильный руководитель.

Используется для определения направления движения и овладения рыночной нишей. Используется, когда предприятие оказывается в глубоком кризисе. Целесообразно использовать на этапе становления предприятия или рынка.

Соответствует потребностям большого числа вновь создаваемых российских малых предприятий. Реализуется с конца 80-х гг. ХХв.

7. Школа дизайна: Ф.Селзник, А. Чандлер, К. Эндрюс и др.

В основе - SWOT-анализ. Построение стратегии как процесс конструирования (проектирования).

Руководители обладают полным и глубоким знанием ситуации, персонал готов к переменам, быстрые изменения внешнего окружения не ожидаются;

Применяется при необходимости коренного пересмотра стратегии. Характерно для ряда российских рынков, где наблюдается рост и он достаточно устойчив - нефте- и газодобывающие отрасли, черная и цветная металлургия, автомобилестроение, производство бытовой техники и др. На этих рынках господствуют крупные предприятия, активно воздействующие на внешнее окружение. Одна из базовых концепций для российских рынков (с 90-х гг. ХХ в.)

 

8. Школа культуры: Э.Петтигрю, С.Фельдман, Дж.Барни, М.Ферсироту, Ф.Ригер и др.

Формирование стратегии рассматривается как коллективный процесс. Принципы формирования стратегии определяются культурой организации. «Открытие» культуры в менеджменте состоялось в 80-ые годы ХХв. японскими корпорациями. Подход важен для России с ее традициями коллективизма, но явно недооценивается в практике менеджмента.

 

9. Школа внешней среды: Г.Минцберг, Д.Миллер, К.Джорж и др.

Формирование стратегии рассматривается как реактивный процесс, инициируемый под влиянием внешних обстоятельств. Полезна для анализа различных типов рынков и соответствующих им типов поведения предприятий. Используется крупными высокоспециализированными предприятиями с разветвленной структурой. Используется в зрелых отраслях с середины 90-х гг. ХХ в.

 

10. Школа конфигурации: А.Чандлер, Д.Миллер, Г.Минцберг, Р.Майлз, К.Сноу, Д.Герст, Й.Доз, Г.Тенхайзер и др.

Построена на использовании всех других подходов. Формирование стратегии есть процесс трансформации, переход предприятия на другую стадию жизненного цикла. Применима для крупных конгломератов. Используется в России на протяжении последних 15 лет.

 

Различные концепции управления отражают:

а. разные стадии развития стратегического процесса.

б. разные состояния объекта управления (различные этапы развития предприятия);

в. предприятия и рынки различных типов;

Концепция антикризисного управления по слабым сигналам признает, что увеличение неопределенности внешней среды происходит при ослаблении сигналов о происходящих изменениях. Антикризисное управление по слабым сигналам необходимо для предотвращения кризисных ситуаций и быстрого выхода из кризиса.

Для организации управления по слабым сигналам необходимо:

· организовать мониторинг за состоянием внешней среды, опираясь на специальные системы и методы отслеживания;

· ранжировать возможные стратегические решения по степени их срочности и важности;

· установить жесткий контроль за последствиями принимаемых решений и при необходимости их пересматривать.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вторая группа показателей и критериев | Реструктуризация портфеля заказов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 527; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.