КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Концепции или школы стратегического управления
Авторы выделяют в работе 10 основных школ стратегического управления. Рассмотрим условия применимости школ стратегического управления в АУП в российских условиях. 1. Школа стратегического планирования: И. Ансофф, М.Гулд, Э.Кэмпбелл и др. Модель SWOT разбивается на составные части, для каждой из них разрабатываются более детальные технологии. Рассматривает создание стратегии как систематический процесс формального планирования. Процесс заканчивается разработкой бюджетов и операционных планов. Используется, когда: - окружение стабильно; - имеется возможность предвидеть изменения во внешнем окружении или контролировать его; - менеджеры принимают решения, свободные от помех, искажений и субъективных представлений; - вся необходимая информация может быть представлена в количественном виде; Школа господствовала в последние годы советского периода. Существует ряд ограничений по применению в условиях АУП. 2. Школа познания: Г.Саймон, С.Макридакис и др.. Опирается на логику когнитивной психологии, пытается проникнуть в сознание стратега. Полезна, когда: - необходимо преодолеть инертность в развитии; - необходимо по-новому взглянуть на происходящие события; Свидетельствует о необходимости трансформации фундаментальных ценностей на каждом новом этапе развития. Почти не получила применения в России.
3. Школа обучения: Дж.Куинн и др.; Формирование стратегии представлено как развивающийся процесс. Выстраивать стратегии от начала и до конца невозможно. Стратегии следует разрабатывать по мере развития предприятия; Целесообразно использовать, когда: - предприятия сталкиваются с новой неожиданной ситуацией; - происходят масштабные изменения во внешней среде. Эта концепция врастает в практику отечественного менеджмента с 90-х гг. ХХ в.
4. Школа власти: А.Макмиллан, Дж. Сарразин, Э.Петтигрю, Дж.Боуэр, Й.Доз и др. Формирование стратегии представляется как процесс ведения переговоров между конфликтующими группами внутри организации либо между организацией и противостоящими ей группами стейкхолдеров. Используется, когда: - перемены сопровождаются переделом власти на предприятиях и рынках; - в условиях дестабилизации; - трудно определить направление развития; Широко применяется в России с момента приватизации. 5. Школа позиционирования: М.Портер и др. Основана на теории отраслевых рынков. Ориентирована на анализ зрелых рынков. Концентрируется на выборе стратегических позиций предприятия на рынках. На этих рынках господствуют крупные предприятия, имеющие деньги и власть для проведения анализа. Это рынки несовершенной конкуренции. Имеются возможности для политических маневров. Целесообразно использовать на российских рынках с высоким уровнем вертикальной интеграции. Используется с начала 90-х годов ХХ в.
6. Школа предпринимательства: К. Маркс, Й.Шумпетер, П.Друкер, У.Бенис, Б.Неймус, Ф.Уэстли, Г.Минцберг и др; Процесс формирования стратегии рассматривается как процесс индивидуализированного предвидения, как озарение, посетившее выдающегося менеджера. Требуется сильный руководитель. Используется для определения направления движения и овладения рыночной нишей. Используется, когда предприятие оказывается в глубоком кризисе. Целесообразно использовать на этапе становления предприятия или рынка. Соответствует потребностям большого числа вновь создаваемых российских малых предприятий. Реализуется с конца 80-х гг. ХХв. 7. Школа дизайна: Ф.Селзник, А. Чандлер, К. Эндрюс и др. В основе - SWOT-анализ. Построение стратегии как процесс конструирования (проектирования). Руководители обладают полным и глубоким знанием ситуации, персонал готов к переменам, быстрые изменения внешнего окружения не ожидаются; Применяется при необходимости коренного пересмотра стратегии. Характерно для ряда российских рынков, где наблюдается рост и он достаточно устойчив - нефте- и газодобывающие отрасли, черная и цветная металлургия, автомобилестроение, производство бытовой техники и др. На этих рынках господствуют крупные предприятия, активно воздействующие на внешнее окружение. Одна из базовых концепций для российских рынков (с 90-х гг. ХХ в.)
8. Школа культуры: Э.Петтигрю, С.Фельдман, Дж.Барни, М.Ферсироту, Ф.Ригер и др. Формирование стратегии рассматривается как коллективный процесс. Принципы формирования стратегии определяются культурой организации. «Открытие» культуры в менеджменте состоялось в 80-ые годы ХХв. японскими корпорациями. Подход важен для России с ее традициями коллективизма, но явно недооценивается в практике менеджмента.
9. Школа внешней среды: Г.Минцберг, Д.Миллер, К.Джорж и др. Формирование стратегии рассматривается как реактивный процесс, инициируемый под влиянием внешних обстоятельств. Полезна для анализа различных типов рынков и соответствующих им типов поведения предприятий. Используется крупными высокоспециализированными предприятиями с разветвленной структурой. Используется в зрелых отраслях с середины 90-х гг. ХХ в.
10. Школа конфигурации: А.Чандлер, Д.Миллер, Г.Минцберг, Р.Майлз, К.Сноу, Д.Герст, Й.Доз, Г.Тенхайзер и др. Построена на использовании всех других подходов. Формирование стратегии есть процесс трансформации, переход предприятия на другую стадию жизненного цикла. Применима для крупных конгломератов. Используется в России на протяжении последних 15 лет.
Различные концепции управления отражают: а. разные стадии развития стратегического процесса. б. разные состояния объекта управления (различные этапы развития предприятия); в. предприятия и рынки различных типов; Концепция антикризисного управления по слабым сигналам признает, что увеличение неопределенности внешней среды происходит при ослаблении сигналов о происходящих изменениях. Антикризисное управление по слабым сигналам необходимо для предотвращения кризисных ситуаций и быстрого выхода из кризиса. Для организации управления по слабым сигналам необходимо: · организовать мониторинг за состоянием внешней среды, опираясь на специальные системы и методы отслеживания; · ранжировать возможные стратегические решения по степени их срочности и важности; · установить жесткий контроль за последствиями принимаемых решений и при необходимости их пересматривать.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 548; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |