Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность менеджмента, эволюция управленческой мысли




Лекция. 18 ноября 2011 г.

Менеджмент – область знаний, профессиональная деятельность, направленных на обеспечение целей организации путем рационального использования ресурсов. В основе – управление как отношения. Система отношений между людьми.

Объект – управляемая подсистема.

Субъект – управляющая система, аппарат управления.

Прямая связь между объектом и субъектом.

Социально-экономическая система.

Отношения управления – часть производственных отношений.

Производительные силы — совокупность средств производства и людей, занятых в производстве, система субъективных (человек) и вещественных элементов, осуществляющих «обмен веществ» между человеком и природой в процессе общественного производства.

Производственные отношения, совокупность материальных экономических отношений между людьми в процессе общественного производства и движения общественного продукта от производства до потребления.

Группы факторов:

1. Тенденции развития организации

2. Специфические национальные факторы

Важнейшая составляющая часть управления, предметом которого являются социальные отношения в процессе управления – менеджмент. Отношения, складывающиеся между людьми в процессе управления.

Социально-экономическая система. Признаки:

1. Социальный фактор

2. Экономический фактор – результат труда создают материальные блага

Свойства: в её основе лежат интересы людей, главный элемент – человек.

Управленческие отношения:

· субординация

· координация

· дисциплина

· ответственность

· инициатива

Экономические отношения:

· отношения разделения и кооперации труда

· отношения собственности

Сущность менеджмента – обеспечение согласованности деятельности людей.

Содержание менеджмента:

· как наука и искусство

· как вид деятельности по принятию решений

· как аппарат управления деятельностью организации

Значение термина «менеджмент» в английском языке (Тейлор) – экономико-организационная наука:

· Способ, манера обращения с людьми

· Власть и искусство управления

· Умение особого рода и административные навыки

· Орган управления и люди, его составляющие

Три аспекта менеджмента:

1. Институциональный – кто кем управляет.

2. Функциональный – как осуществляется управление и как оно влияет на управляемых.

3. Инструментальный – чем осуществляется управление.

Менеджмент в русском языке:

· Процесс

· Наука, область знаний

· Искусство, набор навыков

· Орган управления

Менеджмент – способ организации деятельности людей в условиях рыночной экономики.

Менеджмент как управление бизнесом в условиях рынка:

1. Наиболее гуманный способ руководства людьми

2. Способ управления, обеспечивающий быструю адаптацию к изменениям

Задачи менеджмента:

· Создание фирм

· Определение целей

· Обеспечение выживания

· Обеспечение достижения целей и эффективности

Принципы формирования, функционирования и развития системы управления:

1. Государственная законность

2. Внутриправовая регламентация

3. Единство теории и практики

4. Унификация элементов системы

5. Специализация и универсализация процессов управления

6. Органическая целостность субъекта и объекта управления

7. Многовариантность управленческого решения

8. Устойчивость к внешней среде

9. Мобильность процесса управления

10. Прогрессивность системы управления

Система управления:

1. Структурно-функциональная подсистема

· Органы управления

· Подразделения

· Исполнители

· Методы

2. Информационно-поведенческая подсистема

· Интересы

· Ценности

· Идеология

· Информация

· Коммуникации

3. Подсистема саморазвития

Управленческие революции:

1. Религиозно-коммерческая (3000 г.до н.э., Шумерская и египетская цивилизации) – обособление и превращение управления в инструмент религиозно-коммерческой деятельности (научились записывать результаты успешных сделок)

2. Светско-административная (1792-1750 гг.до н.э., Хаммурапи) – применение письменных правовых норм для регулирования отношений социальных групп

3. Производственно-строительная (605-562 гг.до н.э., Навухудоносор) – отраслевое управление производства, руководство строительными работами, контроль качества, территориальное и иерархическое управление

4. Промышленная (17-18 вв.н.э.) – превращение управления в самостоятельную область деятельности

5. Менеджерская (бюрократическая) (20 в.н.э.) – вытеснение собственников из сферы управления и контроля менеджерами

Менеджмент обуславливает:

· Производство нужных товаров и услуг

· Создание рабочих мест

· Рост благосостояния населения

· Научно-технический прогресс

· Сохранение среды обитания

Категории менеджмента:

· Объекты

· Субъекты

· Функции

· Виды

· Методы

· Принципы

Содержание, формы и методы менеджмента зависят от иерархических уровней.

Виды менеджмента – специальные области управленческой деятельности, связанные с решением задач:

1. Общий

2. Генеральный

3. Функциональный

4. Специальный

5. Отраслевой (определенной областью)

6. Международный

7. Экологический

8. Оперативный

Функции менеджмента:

· Планирование

· Организация

· Мотивация

· Контроль

· Принятие управленческих решений

· Коммуникации

Методы менеджмента:

1. Экономические – способы воздействия на имущественные интересы: методы материального стимулирования, хозяйственный расчет

2. Организационные: 1. Организационно-стабилизирующие (установление долговременных отношений для управленческих работ; штаты, структура аппарата управления) 2. Организационно-распределительные (устранение отклонений, установление новых режимов; документы) 3. Организационно-дисциплинарные (способы воздействия на персонал)

3. Социальные – все методы исследования: 1. Социальное исследование (изучение интересов персонала) 2. Социальное планирование (улучшение условий труда) 3. Социальное регулирование (реализация планов и программ, удовлетворяющих потребности персонала)

4. Психологические – способы регулирования взаимоотношений между людьми с целью формирования благоприятного психологического фона

Объект управления: работники, коллектив, фирмы, организации.

Интересы: имущественные, организационные, социальные, психологические.

Методы – способы осуществления управленческой деятельности, метод реализации управленческих функций, метод воздействия на персонал.

Менеджмент как научные знания:

o Предмет (управленческие отношения)

o Объект (организации людей)

o Составляющие элементы

· Научные исследования

· Обобщение практики

· Искусство конкретных руководителей

Менеджмент – наука:

· Общественная

· Функциональная

· Прикладная

Организация – определенная группа людей, объединенных в одну группу для достижения общих целей.

Организации бывают:

1. Формальные – с образованием юридического лица, действующие по определенным документам

2. Неформальные – спонтанно объединившаяся группа людей

Цель – идеальный образ желаемого.

Проблема – противоречие, разрешение которого определяет изменение ситуации.

Составляющие элементы:

1. Научные исследования

2. Обобщение практики

3. Искусство конкретных руководителей

Сущность эволюции менеджмента:

1. Разделение труда – форма сотрудничества, отдельные участники выполняют различные дополняющие трудовые операции.

2. Специализация – избрание области деятельности, отрасли и приобретение соответствующих знаний.

3. Кооперация – форма труда, много лиц планомерно и совместно участвуют в одном процессе труда.

Законы (закономерности) функционирования социально-экономической системы:

· Закон функционирования социальных систем управления

· Закон синергии

· Закон информированности и упорядоченности – только при условии информационного обеспечения

· Закон развития – организации изменяются во времени

· Закон композиции – стремление организации к объединению

· Числа ступеней управления

Принципы менеджмента – руководящие правила, определяющие основные требования к системе, структуре, организации оправления:

· Общие

· Частные

1. Принцип целенаправленности

2. Ответственность – наказание за невыполнение задач, ответственность равна полномочиям

3. Компетентность – знания менеджера, объекта управления

4. Дисциплина

5. Стимулирование – мотивация трудовой деятельности

6. Иерархичность – вертикальное разделение труда, уровни подчинения

Организация – причина существования менеджмента; группа людей, которая сознательно координируется для достижения общей цели.

Формальная организация – юридическое лицо.

Неформальная – спонтанно возникшая группа людей.

Особенности менеджмента как науки:

· Отсутствие единых общепринятых рекомендаций

· Синтез научного знания и практического опыта

· Искусство практического применения теории

· Непрерывное обогащение и бурное развитие

· Междисциплинарный характер

Менеджмент в постиндустриальном обществе:

1. Ведущие тенденции и идеи современного менеджмента

· Интернационализация

· Упрощение

· Гуманизация

· Экологизация

· Демократизация

· Эффективность

· Конкурентоспособность

2. Научная парадигма современного менеджмента

· Неформальная – Эмпирическая

· Маркетинговая – Индивидуалистская

· Обновленческая – Информационная

Основные тенденции развития экономики:

1. Глобализация

2. Ужесточение конкуренции за доступ к ресурсам

3. Интеллектуализация экономики

4. Изменение форм и методов государственного регулирования в соответствии с требованиями инновационной экономики

5. Смена мировоззренческих принципов, ценностей, интересов

Ведущие научные школы менеджмента:

I. Классические, одномерные

1. Школа научного управления

1.1. Рационалистическая (Ф. Тейлор, Г. Эмерсон (боролся с потерями), Гант (человеческий фактор, стимулирование труда и системы планирования), Форд (максимальное разделение труда, конвейер, механизация))

1.2. Административная (Файоль (14 принципов управления, главная сила организации в единстве ее работников), Гьюлик, Урвик, Муни)

1.3. Бюрократическая (Вебер (харизма человека, три основных типа руководства), Мизес, Мертон)

2. Школа человеческих отношений (Мейо (люди – не экономическое, а соц животное; использование психологии в управлений; Хаторновский эксперимент: влияние освещение на производительность труда – никак, неконтролируемые факторы. Методы руководства), Фоллет) – 1 этап: роль влияние интенсивности освещения на производительность труда. 2 этап: исследование факторов (улучшение отношений с руководителем). 3 этап: руководство людимь, улучшение отношений между работниками. Вывод: предприятие – социальная система, состоящая из неформальных групп, регулирующих человеческое поведение.

3. Поведенческая школа (Маслоу, Мак-Грегор, Герцеберг) – бихевиоризм, преодоление недостатков концепции человеческих отношений.

II. Современные, синтетические

1. Школа социальных систем (Бернард, Саймон)

2. Количественная (новая) школа (Берталанфи, Аккоф)

3. Рыночная (маркетинговая) (Норт)

4. Стратегического управления (Ансофф)

5. Эмпирическая школа (Дейл, Друкер, Чандлер)

Основные этапы в истории науки управление:

1. Древняя история

2. Античный период (Сократ, Ксенофонт, Платон)

3. Средние века

4. 17-18 вв.

5. 19-нач.20в. (учебник Вартона, книга Тейлора и т.д.)

Главное управленческое наследие России – системный подход.

4 аспекта «менеджера»:

1. мировоззренческая позиция (наличие управленческой концепции. Обеспечение достижения целей организации и умение воздействовать на людей),

2. деловая компетенция (умение вести хоз деятельность в условиях рыночной экономики, обладать современными методами м-ента),

3. административный талант (обладать опытом, уметь осуществлять корпоративную поддержку)

4. личные качества (свойства личности, генетическая предрасположенность, чувство внутренней свободы, критически оценивать свои достижения, уметь гармонизировать межличностные отношения).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 426; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.