КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Планирование как функция менеджмента
Лекция. 25 ноября 2011 Планирование – непрерывный процесс установления или уточнения и конкретизации целей развития всей организации и её структурных подразделений; определения средств их достижения, сроков и последовательности реализации; распределения ресурсов. Включает: · Определение предназначения организации (миссию) · Формирование основных целей · Разработку планов организации Задачи: 1. Обеспечение целенаправленного развития организации 2. Перспективная ориентация и раннее распознавание проблем развития организации 3. Координация деятельности структурных подразделений и работников организации 4. Создание объективной базы для эффективного контроля 5. Стимул (мотивация) трудовой активности работающих 6. Информационное обеспечение работников Принципы планирования: 1. Единство научно-технических, социальных и экономических задач развития 2. Научная обоснованность и оптимальность решений 3. Доминирование стратегических аспектов в планировании 4. Ресурсная сбалансированность планов 5. Комплексность планирования (системная увязка всех подразделений) 6. Гибкость (динамичная реакция на изменения) и эластичность (способность предусматривать альтернативы) планирования 7. Непрерывность планирования Виды: · Стратегическое (перспективное) – от 5 до 20 лет · Среднесрочное – до 5 лет · Текущее – до 1 года · Оперативное – в течение месяца, недели Цикл планирования: Выбор миссии – Анализ внешней среды – Анализ внутренней среды – Анализ стратегических альтернатив| Анализ стратегических альтернатив – реализация стратегии – оценка стратегии и корректировка Миссия – общая основная цель организации, четко выраженная причина её существования Миссия – философия организации, смысл её существования. Направлена в будущее, формирует приоритеты и определяет точки приложения. Структура: · Правовой статус · Статус предприятия на четко очерченном сегменте рынка среди ему подобных · Принципы работы · Важнейшие характеристики работы Процесс создания миссии: · Задачи фирмы с точки зрения её основных товаров, рынков, технологий (как будем её формулировать) · Внешняя среда фирмы (рабочие принципы) · Культура организации (рабочий климат внутри фирмы, тип привлекаемых им людей) Цель – это конкретные конечные состояния или искомые результаты, которые хотела бы достичь организация. По признаку времени: · Стратегические · Текущие · Оперативные Цели должны быть: · Конкретными (должны достигать определенных результатов) · Измеримыми (критерий степени достижения цели) · Ориентированы во времени · Поддерживающими · Достижимыми Стратегическое планирование – последовательность действий и решений, предпринимаемых высшим руководством для разработки конкретных стратегий, обеспечивающих достижение общих целей организации. Задача стратегического планирования – подготовка и обеспечение осуществления в организации необходимых и своевременных нововведений и изменений. Стратегия – детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для обеспечения осуществления миссии организации и уточнения её целей. Основные направления стратегического плана: · Распределение ресурсов · Адаптация к внешней среде · Внутренняя координация · Организационное стратегическое предвидение (перспективные цели, организация потенциала и др.) Иерархическая модель процесса стратегического планирования Тактические меры – затрагивают неспецифические (не критически важные) ресурсы. Конкретные сроки. Политика – общее руководство для действий и принятия решений сотрудниками организации. Её положениям должны следовать все лица, принимающие решения. Затрагивает всевозможные стороны жизни. Поддерживается определёнными проектами решений. Процедуры – заранее разработанное описание последовательных действий для принятия решений в ситуациях конкретного типа. Правила точно определяют, что должно быть сделано в специфической конкретной ситуации. Часто вызывают ряд специфических проблем. Сопротивление жёсткой регламентации растёт по мере повышения культурного и образовательного уровня. Бюджеты – инструменты для динамичного управления входными и выходными потоками ресурсов с целью их балансирования. Ресурсы и потребность в них должны быть охарактеризованы в количественной форме. Обычно это делает плановая служба. Системный подход – анализ связи элементов. Модель изучения системы (системный анализ) Существуют открытые и закрытие системы. Закрытые – жесткие границы, относительно независима. Открытые – взаимодействие с внешней средой, не самообеспечиваемая, приспосабливается к изменениям во внешней среде. Системный анализ включает в себя: · Анализ и описание принципов построения и работы системы в целом · Анализ особенностей всех компонентов системы, взаимозависимость и внутреннее строение · Установление сходства и различий с конкурентами · Перенос по определённым правилам свойств определённой модели на свойства изучаемой системы · Выявление целей · Выявление стратегий Ситуационный подход – увязывает конкретные приёмы и концепции с определёнными конкретными ситуациями. Не отвергает системный подход Методология ситуационного подхода: 1. Руководитель должен · быть знаком со средствами профессионального управления · Индивидуальное и групповое поведение · Системный анализ · Методы планирования и как принимать решения 2. Знать, что каждая поведенческая концепция имеет сильные и слабые стороны 3. Знать, как правильно интерпретировать ситуацию 4. Уметь увязать конкретные приёмы Внешняя среда организации – совокупность всех объектов, изменение свойств которых влияет на систему. Делится на: 1. Фоновое окружение (общее) · Политическое · Экономическое · Демографическое · Социальное · Технологическое · Экологическое · международное 2. Деловое (оперативное) – прямого воздействия · Конкуренты · Поставщики · Собственники · Инвесторы · Законы и государственные органы Внутренняя среда – целостная система, тесно взаимодействующая с окружающей средой. Управленческое обследование: · Маркетинг · Финансы · Персонал · Культура · Производство · Имидж Ряд важных факторов: · Цели · Структура – относительно устойчивый способ организации взаимосвязей между функциональными областями и уровнями управления внутри организации · Задачи – часть работы, которая должна быть выполнена определёнными способами в установленный срок · Технологии – умение оборудовать инфраструктуру организации · Люди – подчинённые и руководители 3 аспекта человеческого поведения: 1. Индивидуальный аспект 2. Поведение людей в группах 3. Поведение руководителя (менеджера) и влияние его на поведение отдельных людей и групп Методы оценки стратегического состояния организации: · SWOT · PEST · STEP · SPACE · Метод ключевых вопросов · Метод сценариев · Модель пяти конкурентных сил Окружение организации представляет собой совокупность трёх сред: макроокружения, непосредственного окружения и внутренняя среда организации. Организация как открытая система: 1. Внутренняя среда 2. Внешняя среда прямого воздействия (поставщики, деловые партнёры и др) 3. Внешняя среда косвенного воздействия
Возможности – положительные тенденции и явления внешней среды. Угрозы – отрицательные тенденции и явления, которые могут привести к уменьшению объёма продаж и прибыли. Основные типы внешнего окружения: · Изменяющаяся среда – характеризуется быстрыми переменными · Враждебное окружение – создаваемое жёсткой конкуренцией · Разнообразное окружение – свойственно глобальному бизнесу · Технически сложная среда – характерна для сфер, которые требуют сложной информации и высококвалифицированного обслуживающего персонала Анализ непосредственного окружения: · Отрасли · Стратегических групп конкурентов · Потребителей Анализ отрасли: · Реальный и потенциальный размер · Перспективы роста отрасли и стадии её жизненного цикла · Структура и масштабы конкуренции · Структура отраслевых издержек · Система сбыта продукции · Тенденции развития отрасли · Ключевые факторы успеха Отрасль – группа фирм, производящих продукты-заменители. Модель пяти сил конкуренции М. Портера – структурировать процесс общей привлекательности отрасли. Анализ отрасли – границы отрасли (насколько она распространена), ёмкость её рынка и др. Задачи – определить, какая фирма будет влиять на отрасль и др. Интенсивность соперничества между конкурирующими компаниями усиливается: · По мере роста числа фирм · При медленном росте спроса на продукцию · При вынужденном использовании конкурентами снижения цен · При низких затратах фирмы на переключение · Когда затраты на выход из отрасли превосходят затраты на то, чтобы остаться и конкурировать · При значительных различиях конкурентов по своим стратегиям, корпоративным приоритетам, ресурсам и особенностям Барьеры входа в отрасль - это препятствия, которые должна преодолеть компания, осуществляя вход на определенный рынок. Барьеры входа являются источником ценовой власти компании — возможности компании поднимать цену не теряя при этом потребителей; препятствуют конкуренции в отрасли. Барьеры входа в отрасль: реклама, управление ресурсами, лояльность покупателей, договоренность с партнерами, эффект масштаба, государственное регулирование экономики, неэластичный спрос, интеллектуальная собственность, инвестиции, сетевой эффект, ценовая политика, ограничительная торговая политика, НИОКР, невозвратные затраты, вертикальная интеграция. Барьеры входа в отрасль и ее структура: 1. Совершенная конкуренция: барьеры входа полностью отсутствуют. 2. Монополистическая конкуренция: низкие барьеры входа. 3. Олигополия: высокие барьеры входа. 4. Монополия: барьеры входа от очень высоких до абсолютных. Конкурентное давление поставщиков велико, когда: • доминирует несколько предприятий-поставщиков; Конкурентное давление товаров-заменителей зависит от: · Цены производства заменителей · Готовности покупателя принять замену Ключевые факторы успеха – общие для всех предприятий отрасли управляемые переменные, реализация которых дает возможность улучшить конкурентные позиции. Направления анализа конкурентов: · Выявление их сильных/слабых сторон, исходящих от них угроз · Прогноз будущих стратегий и решений конкурентов · Предсказание реакции конкурентов на стратегию и действия фирмы · Определение влияния конкурентов на преимущества фирмы Стратегии: · Сокращения · Роста · Ограниченного роста · Комбинированные Или · Глобальные · Корпоративные · Функциональные – наступательные и оборонительные
Стратегические группы конкурентов – это множество соперничающих фирм в определённой отрасли, имеющих общие черты. Предприятия, что принадлежат к одной стратегической группе, могут иметь следующие признаки родства: сравниваемая номенклатура продукции; одинаковые типы каналов распределения; подобная степень вертикальной интеграции; аналогичные сервис и техническая помощь; использование практически тождественных качеств и характеристик продукции; интенсивное использование рекламы в средствах массовой информации; зависимость от идентичных технических подходов; одинаковые цены и качество продукции. Позиционная карта конкурентов – способ графического отображения стратегических групп конкурентов в отрасли. Порядок построения позиционной карты: · Выбрать размерность – весомые характеристики, позволяющие дифференцировать различные предприятия в отрасли · Далее в координатах отобранных пар характеристик стоится график, на который наносятся точки, отражающие положение организаций отрасли. Близко расположенные организации на графике объединяются в стратегическую группу. · Выделенная таким образом стратегическая группа очерчивается кругом, диаметр которого равен занимаемой доле рынка входящими в круг организациями. На основе использования позиционной карты определяется стратегическая группа конкурентов, к которой принадлежит конкретная анализируемая организация. Анализ потребителей: · Сегментация рынка · Мотивация потребителей · Выявление неудовлетворённых нужд потребителей
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |