КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Педагогічне дослідження: поняття, види, категоріальний апарат, вимоги, принципи, етапи
Закріплення вивченого матеріалу
1. Особливості економічного розвитку українських земель. 2. Колоніальне становище України в складі двох імперій. 3. Загальноросійські та українські політичні партії: база підтримки, мета. 4. Український рух в роки революції 1905 – 1907 рр. 5. Післяреволюційна реакція та український рух.
Література: Основна: Бойко О.Д. Історія України: Посібник. - К., 2002. Історія України: Навчальний посібник / Під ред. В.А. Смолія. - К., 2000. Остафійчук В. Ф. Історія України:сучасне бачення.-К.,2008 Світлична В.В. Історія України. – К.; Л., 2003. Додаткова: Вєрига В. Нариси з історії України (кінця XVIII— початку XX ст.). — Л., 1996. Грицак Я. Нариси історії України. — К., 1996. Донців Д. Історія розвитку української духовної ідеї. — К., 1991. Педагогическое исследование - процесс формирования новых педагогических знаний, один из видов познавательной деятельности направлен на открытие объективных закономерностей обучения, воспитания и развития. Основная цель педагогического исследования заключается в открытии объективных закономерностей обучения, воспитания и развития личности в осознанном использовании уже известных в практике учебно-воспитательной работе. Педагогическое исследование направлено прежде всего на изучение предметной деятельности формирующейся личности, как главного источника ее социального формирования и воспитания. Предметом познания в педагогике является учебно-воспитательный процесс, как социальное, психологическое и естественное явление одновременно. Поэтому, кроме социальной природа исследования педагогических процессов и явлений, следует видеть естественно-научные источники формирования личности человека. Сущность большинства исследований как раз и заключается в изучении взаимосвязей между требованиями развивающегося общества, к своим членам и закономерностями развития человека, как общественно-биологического существа. В педагогике осуществляются фундаментальные и прикладные педагогические исследования. Фундаментальные исследования призваны раскрыть сущность педагогических явлений, найти глубоко скрытые основы педагогической деятельности, дать ее научное обоснование. Прикладные исследования охватывают вопросы, непосредственно связанные с практикой. Исследование педагогических явлений и процессов должны учитывать следующие характеристики неоднозначность их протекания: результаты обучения, воспитания и развития зависят от одновременного воздействия многих факторов; неповторимость педагогических процессов: при повторном исследования педагог имеет дело уже с другим "материалом", даже предварительные условия не удается сохранить; участие в педагогических процессах людей всех возрастов (поэтому эксперименты, противоречащие нравственности и этическим нормам, запрещаются); объективные выводы в процессе исследования возможны только при условии многократных наблюдений, в усредненной, обобщенной форме. Результаты научно-педагогических исследований должны отвечать следующим требованиям: общественная актуальность; научная новизна; теоретическое и практическая значимость; научная объективность и достоверность; доступность выводов и рекомендаций для использования их в других конкретным научных исследованиях или в практической деятельности; определение, границ и условий эффективного применения полученным результатам. Важными условиями обеспечения эффективности педагогических исследований являются: а) отбор актуальной темы исследования. Правильно выбрать тему - это наполовину обеспечить ее успешное выполнение. Она должна быть актуальной, отличаться новизной, направленной на поиск еще не решенных современной наукой проблем; б) направленность методики и организации исследования на открытие новых научных фактов, закономерностей педагогических явлений, поиск путей оптимизации учебно-воспитательного процесса, способы регулирования и управления поведением воспитанников на основе нравственных принципов; в) последовательное использование системно-структурного подхода. Обеспечение системно-структурного подхода очень важно в педагогических исследованиях, так как явление обучения и воспитания носит сложный характер, отличается неоднозначностью, большой динамичностью, значительной вариантностью результатов, что связано, как уже упоминалось с различными фактами, взаимодействующих в педагогическом процессе; г) использование комплексной методики, адекватной факторам становления личности ее социальной сущности. Категориальный аппарат педагогического исследования. К категориального аппарата педагогического исследования относятся: конкретно сформулирована педагогическая проблема и тема, определены объект, предмет, гипотеза, цель и задачи исследования. Научная проблема - это общее сложное задание (теоретическое или практическое), что требует решения, но пути, методы и возможные последствия этого неизвестны. Научная проблема может быть сформулирована как тема исследования. Научная проблема решается только в процессе проведения экспериментальных исследований (теоретических или практических) с применением новых методов, средств обучения или специально созданных и построенных их комплексных структур. Для решения научной задачи, как правило, не требуется применять новые методы, средства обучения, их комплексы или проведения исследований вообще. Объект исследования – это совокупность родственных элементов, среди которых выделяется один как предмет исследования. То есть объект и предмет связаны между собой как целое и его часть, как множество и его единица, как система и ее компонент, как род и вид понятий или явлений объективной реальности. Иными словами, часть объективной реальности, которая в определенный момент находится в поле зрения теоретической или практической деятельности исследователя, является объектом, а ту сторону, свойства и отношения объекта, которые исследуются с определенной целью и получают научное объяснение, является предметом. Итак, объект научного познания выступает общей сферой поиска, а предмет, - как то конкретное, оказывается. Один и тот же объект может исследоваться в различных аспектах. Поэтому определение предмета понимается выделения определенного "ракурса" исследования, как предположения по существенные для изучения выбранной проблемы характеристики объекта. Важным требованием является соответствие предмета объекта исследования. В качестве объекта или предмета педагогического исследования выступает педагогический процесс и ученик (преподаватель) как субъект деятельности в нем. Соблюдение этого требования помогает обоснованно сформулировать цель исследования. Как правило, она заключается в повышении эффективности процессов обучения и воспитания, а в широком смысле - педагогического процесса в целом. Общая цель конкретизируется в исследовательских задачах, совокупность которых дает представление о том, что следует сделать для их достижения. Отметим, что задача, с одной стороны, раскрывают суть темы исследования, а с другой, - находят свое толкование в выводах, которые фиксируют и обобщают результаты их выполнения. Единого стандарта в формулировании задач быть не может, но чаще всего они связаны с выявлением сущности, природы, структуры изучаемого, раскрытием общих способов его преобразования и разработкой конкретных методик педагогических действий и практических рекомендаций. Объект, предмет, цель и задачи определяют ту отрасль педагогической деятельности, исследоваться в научной работе. Однако они не раскрывают избранный автором принципиальный путь реализации поставленной проблемы. Он раскрывается в ведущей научной идеи, формулируется в виде гипотезы исследования. Гипотеза предполагает определение, как на основе имеющихся знаний так и сформулированных знаний, достоверность которых необходимо исследовать и подтвердить. Содержание гипотезы должен быть конкретным, соответствующим цели объекта и предмета исследования. По структуре гипотеза может состоять из двух элементов: предвидение и предположения. Предвидение - это определение нового состояния или процесса существования предмета исследования, а предположение это условия и средства, методы, исполнения и учета которых приводит к переходу предмета исследования в это состояние. Логика формулирования содержания гипотезы может быть индуктивной, дедуктивной или иметь комплексный характер. Индуктивная предусматривает определение содержания гипотезы на основе совокупности фактов, полученные в процессе проведенных исследований. Дедуктивная логика предполагает формулирование тезиса на основе анализа известного общего положения. Комплексная имеет элементы предвидения первых двух подходов. Существует два типа гипотез. Первый тип - теоретические гипотезы, в основу которых положены научные закономерности, методологические положения, логические суждения, аргументированные прогнозирования, фундаментальные знания, которые могут быть не только педагогическими, но и смежными знаниями по психологии, социологии и т.д. Такие гипотезы являются весомыми и значимыми, поскольку они являются средством развития соответствующей области педагогической науки и элементом педагогической теории. Второй тип - эмпирические гипотезы. Они основаны на результатах предыдущего практического опыта, нередко приобретается методом "проб и ошибок". Этот тип гипотез также имеет определенную научную ценность. Гипотезу нельзя строить, исходя из очевидных истин, она всегда предполагает поиск чего-то нового в теории и практике. Каждая гипотеза подтверждается фактами, аргументами, превращающих ее из предположения в достоверное знание. Для этого разрабатывается методика исследования, которая должна быть адекватной выбранному предмету, целям и задачам научного поиска.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |