Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методи науково-педагогічного дослідження




В процессе педагогического исследования, организованного с целью получения новых фактов, используют систему методов научно-педагогического исследования.

Метод научно-педагогического исследования - путь изучения и освоения сложными психолого-педагогическими процессами формирования личности, установления объективной закономерности обучения и воспитания.

Разнообразие методов педагогического исследования можно разделить на три основные группы: методы эмпирического исследования (познания педагогического опыта), ментол теоретического исследования и методы математической статистики.

Эмпирические методы педагогического исследования. В группу эмпирических методов педагогического исследования относятся следующие: педагогические наблюдения, опрос (беседа, интервью, анкетирование), тестирование, рейтинг, изучение продуктов деятельности испытуемых (письменных, графических, творческих и контрольных работ), педагогический эксперимент.

Педагогические наблюдения - специально организованное восприятие педагогического процесса в естественных условиях, в ходе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдений.

Объектом метода наблюдения являются действия и поступки учащихся, преподавателей. С помощью наблюдения можно изучать чувства, волевые, нравственные и иные качества человека. Наблюдение результативное, если внешний характер поведения и внутренний мир человека соотносятся на основе научных знаний.

- В плане наблюдения выделяют конкретные объекты наблюдения. Можно выделить следующие этапы наблюдения: 

- определение задач и цели (для чего, с какой целью ведется наблюдение);

-  выбор объекта, предмета и педагогической ситуации (что наблюдать);

- выбор способа наблюдения, всего влияет на исследуемый объект и наиболее обеспечивает сбор необходимой информации (как наблюдать);

- выбор способов регистрации того, что наблюдается (как вести записи);

- обработка и интерпретация полученной информации (каков результат).

Наблюдение классифицируют по признакам способов и продолжительностью их проведения.

Включение, когда исследователь становится членом той группы, в которой ведется наблюдение, и невключение - "со стороны"; открытое и скрытое (инкогнито): кратковременное, непрерывное и дискретное наблюдение. Кратковременное наблюдение проводится в течение непродолжительного времени. Если оно прерывается и регулярно повторяется через определенный промежуток времени, его называют дискретным. Непрерывное наблюдение предполагает постоянное, детальное изучение педагогического процесса для получения целостного представления о нем.

В педагогике отдельно выделяют метод самонаблюдения, который дает возможность проникнуть во внутренние сферы жизнедеятельности личности. Его использование требует разработки соответствующей инструкции. Результаты самонаблюдения, имеющих субъективную окраску, всегда сравнивают с более объективными данными педагогического наблюдения, а также с исследовательскими материалами, добытыми другими научными методами (опрос, эксперимент и др.).

Как и каждый метод научного исследования, наблюдения характеризуется своими особенностями. Положительно то, что оно дает фактический материал о естественное течение педагогических процессов. Впрочем следует указать на определенный субъективизм интерпретации полученной информации, а также доступность лишь выборочной проверки. Чтобы убедиться в правильности сделанных выводов по наблюдению, применяются следующие приемы:

-  проведение нескольких наблюдений с сопоставлением добытых данных;

-  сравнение результатов наблюдения с мыслями практических работников;

-  использование так называемой конкурсной оценки, т.е. дискуссионного обсуждения результатов наблюдение;

-  строгая фиксация процесса исследования.

Опрос. Эта группа методов охватывает беседу, интервью анкетирование. Все они характеризуются общим признаком: с помощью методов опроса исследователь узнает собственные суждения, мотивы действий, потребности, интересы, позиции, взгляды, вкусы респондентов.

В процессе беседы опрашиваемый и исследователь выступают активными участниками диалога, в котором происходит взаимный обмен мнениями. Беседа проводится в свободной форме. Исследователь лишь общую тему, основные этапы и пределы ее обсуждения, очерчивает центральные вопросы и выдвигает для себя предположения относительно возможных результатов опроса.

В отличие от беседы интервью является системой заранее подготовленных вопросов, которые исследователь ставит опрашиваемому, воздерживаясь от собственных комментариев. Таким образом интервьюер не влияет на мнение своего собеседника.

По количеству участников выделяют индивидуальное и групповое интервью.

По форме интервью бывает стандартным (происходит строго по разработанным текстом), творческим (позволяет определенную свободу вопросов и ответов на них), глубоким (граничит с личностно-доверчивой беседой).

В проведении интервью исследователю надо избегать таких типичных ошибок: ситуационных (неверно выбрано место и время разговора, опрашуваемого не предупредили, он торопится, не может сосредоточиться); социологических (возраст интервьюера вызывает возражения опрашиваемых, в разговоре исследователь допускается речевых огрехов, не владеет техникой опроса); психологических (интервьюер должен упреждающую отношение к опрашиваемого, оценивает добытые результаты за стереотипом, даже нейтральные ответы воспринимает тенденциозно).

Чтобы преодолеть психологическую настороженность к проведению опроса, привлекают одного из участников опроса. После предварительного инструктажа он выступает в роли интервьюера.

Широко применяемым является метод анкетирования, проводимого в виде письменного опроса. Виды анкетирования группируются по нескольким признакам: по количеству охвата опрашиваемых (полное и выборочное), по характеру общения (личное и заочное); по форме осуществления (групповое и индивидуальное); по способу вручения анкет (почтовое и раздаточную).

Структура анкеты, как правило, состоит из трех частей: вводной, основной, демографической.

Вводная часть содержит обращение к респонденту, в котором указывается научное учреждение, которое проводит исследования, задача анкетирования, гарантии анонимности ответов, правила заполнения анкет.

Основная часть состоит из ряда вопросов, которые дают информацию об определенных фактах, событиях, мотивы, мысли, оценочные суждения респондентов в области исследуемой проблемы.

Демографическая часть определяет паспортные характеристики опрашиваемых: возраст, степень образования, квалификации и т.д.

Анкеты разделяют на открытые (когда не ограничиваются варианты ответа на вопрос) и закрытые (когда возможен выбор ответов ограничивается заранее подготовленными вариантами). Для получения более точных данных пользуются анкетами закрытого типа. Особенность их в том, что ответы в этом случае легче сопоставляются и статистически обрабатываются.

Специфическим методом музыкально-педагогического исследования является звуковая анкета, которая широко используется для изучения вкусов, интересов и предпочтений респондентов. Ее основу составляет показ отдельных фрагментов, которые представляют слушателям образцы музыкальных произведений.

Анализ содержания педагогической документации и результатов деятельности.

Педагогические документы охватывают рукописи, печатные издания и магнито- и видеозаписи. Их можно разделить на две группы.

Первую группу составляют документы, которые были подготовлены без участия исследователя: протоколы ученых советов, конференций, экзаменов и т.п. Сюда можно отнести отчеты, дневники преподавателей и студентов записи академконцерт, сценарии воспитательных мероприятий

Вторую группу составляют документы, подготовленные по поручению исследователя: творческие работы их рефераты, фиксация взглядов преподавателя на ту или иную педагогическую проблему т.д.

Документы, как правило, лишь освещают определенное педагогическое явление без его характеристики или оценки. Но такое объективное знание весьма важно для понимания контекста зафиксированной ситуации и дает исследователю необходимый первоначальный материал.

Специфическую группу составляют так называемые официальные документы, охватывающие государственные постановления по вопросам культуры и образования, архивные материалы, письма на радио и телевидение, газетно-журнальную периодику и др. Они дают исследователю социологическую информацию, необходимую для обоснования и констатации многих педагогических проблем.

Анализ документов может быть качественным и количественным. Качественный анализ предполагает описание документов, их классификацию и интерпретацию. Количественный анализ определяется понятием "контент-анализ" или "количественная семантика". С его помощью можно установить частоту использования определенных терминов, выступлений отдельных персоналий, высказанных идей и т.д. Методы анализа результатов деятельности называются проективных методов. Проективными методами изучаются результаты таких творческих заданий:

- конструктивных (нарисовать картинку, написать рассказ на тему, объяснить неясные рисунки); 

- дополнительных (придумать окончание истории, мелодии, ее аккомпанемент т.п.); 

- экспрессивных (инсценировать песню, придумать сюжет игры);  ролевых (участие в игровых ситуациях, драматизация, театрализованных постановлениях).

Метод рейтинга – оценка отдельной стороны педагогической деятельности компетентными судьями (экспертами). К экспертам предъявляются следующие требования: компетентность - знание сущности проблемы; креативность - способность творчески решать задачи; положительное отношение к экспертизе; отсутствие склонности к конформизму - наличие собственного мнения, способность отстаивать его; научная объективность; аналитичность и конструктивность мышления; самокритичность.

Тестирование - это система психолого-педагогических задач, направленных на исследование отдельных черт и свойств человека. Существует несколько классификаций тестов. По природе оценивания качеств их разделяют на три основные категории: тесты успеваемости, тесты способностей и индивидуальные тесты.

По форме, в которой представляется задача, бывают вербальные и невербальные тесты. Вербальные - построены на основе задач, выраженных, в словесной форме, а невербальные - в форме разнообразных наглядных и слуховых образов.

Тесты применяются для определения уровня знаний или умений, фактически полученных индивидом в определенной области учебной или профессиональной деятельности.

Непременными требованиями к тестированию являются: 

- обязанностей для всех исследуемых комплекс испытательных задач;

- четкая стандартизация внешних условий, в которых проводится тестирование; 

- наличие более или менее стандартной системы оценки и интерпретации полученных результатов;

-  при оценке исследуемых использовать средние показатели результатов тестирования.

Формулировка вопросов и ответов к ним должны быть лаконичными, четкими, точными, ориентированными на характеристику качества испытуемого, которая изучается.

При проведении тестирования исследуемый должен зафиксировать свои ответы в такой форме, которая облегчает подсчет полученных данных, составление таблиц, оценку результатов опроса. В зависимости от вида теста используются различные средства фиксации ответов: тестовые карточки, бланки, в которых ответ фиксируется записью нужного номера, знаком "плюс" или "минус", соответствующей цифрой т.п.; карточки с тестами, в которых нужно заполнить пропуски, внести дополнения; карточки, которые заполняются при помощи технических средств.

Поскольку тесты дают возможность количественной обработки данных исследования, они характеризуются такими понятиями, как надежность и валидность. Надежность - это степень стабильности оценок при тестировании одних и тех же испытуемых. Этот показатель определяется коэффициентом корреляции. Валидность по содержанию является степенью представленности в тесте знаний и умений, предусмотренных программой преподавания соответствующего учебного предмета.

Экспертная оценка. С помощью метода экспертной оценки исследуются педагогические проблемы, которые не поддаются формализации. Этот метод сочетает опосредованное наблюдения и опроса, которые связаны с привлечением к оценке изучаемых явлений компетентных специалистов.

Использование метода экспертных оценок предполагает выбор достаточно точной и удобной системы оценок и соответствующих шкал, упорядочивает суждения и дает возможность заменить их числами.

Разновидностью экспертизы является метод педагогического консилиума - коллективная оценка имеющихся данных личности и определения прогноза ее дальнейшего развития.

Педагогический эксперимент - это важный и трудоемкий этап педагогического исследования, имеет сложную структуру и осуществляется с помощью группы методов эмпирического познания. Основная цель эксперимента заключается в проверке теоретических положений, подтвержденные рабочей гипотезы и более широком и глубоком изучении темы исследования. Поэтому эксперимент считается одним из способов получения нового педагогического знания.

Педагогический эксперимент определяют как научно определенный опыт или наблюдения изучаемого явления в специально созданных условиях, позволяющих следить за его ходом, управлять им, воспроизводить каждый раз при повторении этих условий. Итак, экспериментом является исследование педагогического процесса путем внесения в него принципиально важных изменений в соответствии с поставленными задачами и выдвинутой гипотезой, что дает возможность раскрыть отношение между явлениями, которые изучаются, и описать их качественно и количественно. Существенным признаком эксперимента выступает активное вмешательство исследователя в объект педагогического поиска.

По условиям проведения эксперименты классифицируют на природные и лабораторные, а по признакам цели - на констатирующие, поисковые и формирующие.

Естественный эксперимент проводится в обычной, "есиесивенной" обстановке учебно-воспитательного процесса, которую исследователь не может принципиально менять введением нового фактора педагогического воздействия. Это ограничивает возможности экспериментального поиска. Впрочем полученные результаты являются готовыми для непосредственного внедрения в педагогический процесс.

Лабораторный эксперимент осуществляется путем изолирования явления, которое изучается, до такой степени, который позволяет наиболее полно исследовать действие активного фактора педагогического воздействия. Искусственность лабораторного эксперимента, условия его проведения не позволяют переносить полученные результаты в учебно-воспитательный процесс без дополнительной их проверки в естественных экспериментах.

Констатирующий эксперимент направлен на изучение педагогического явления в условиях действия существующего состава факторов, т.е. тех, которые были определены к эксперименту и не изменялись.

Поисковый эксперимент - это особый вид эксперимента, в ходе которого исследователь не знает факторов, влияющих на педагогический процесс, и проводит его разведку для получения первичной информации. В педагогике такой эксперимент встречается довольно редко.

Формирующий эксперимент является основным видом исследования реальных педагогических явлений, цель которого заключается в том, чтобы доказать, благодаря влиянию которых активных факторов можно достичь нужных результатов учебно-воспитательного процесса.

Важно подчеркнуть, что любой вид педагогического эксперимента будет результативным, если его спланирован в соответствии с требованиями достоверности, надежности, репрезентативности полученных данных. Возможность достижения этого закладывается уже на подготовительном этапе, когда избираются зависимые и независимые переменные, количество испытуемых, объем и характер нужных результатов, средства и методика их анализа и количественной обработки.

Теоретические методы педагогического исследования. К теоретических методов педагогического исследования относятся индукция и дедукция, анализ и синтез, сравнение, классификация, абстрагирование и конкретизация, мысленный эксперимент.

Индукция и дедукция. Индукция является методом научного познания, направленный на выяснение причинно-следственных связей между педагогическими явлениями, обобщение эмпирических данных на основе логических предположений от конкретного к общему, от известного к неизвестному.

Индуктивные знания имеют вероятный характер, ибо они всегда выражают предположение о существовании определенной закономерности. Вероятность такого предположения проверяется экспериментальным исследованиям.

Поэтому индукция является обязательной составляющей педагогического эксперимента, который помогает определить причинность изучаемых явлений, выяснить, почему одни из них вызывают изменения др. Таким образом, индукция открывает путь развития знания от эмпирического к теоретическому уровню, выступает средством создания педагогических концепций, которые являются результатом обобщения единичных наблюдений.

Дедукция выводится путем предположений от общего к частному и поэтому дает достоверные знания, а не вероятные (как индукция). Основой дедуктивного метода выступают научные положения и постулаты, не требующие опытно-экспериментального подтверждения, а воспринимаются как аксиомы.

В педагогических исследованиях, кроме аксиоматического дедуктивного метода в используется гипотетически-дедуктивный специфика которого заключается в сопоставлении выдвинутых общих положений с эмпирическими фактами, которые подтверждают правильность сделанных выводов. Именно так строится объяснительная часть гипотезы, которая является дедуктивным предположением о последствиях изучаемых педагогических явлений, затем эмпирически проверяются в процессе эксперимента.

В реальном педагогическом процессе индукция и дедукция всегда взаимодействуют между собой как диалектическое единство познания общего и конкретного. Индукция обнаруживает отдельное как общее, а дедукция выводит отдельное из общего.

Анализ и синтез. Эти два метода научного познания, так же, как индукция и дедукция, не существуют изолированно друг от друга. Анализ - это мысленное или фактическое разложения целого на части, синтез, восстановление целостности рассматриваемого предмета во всем многообразии его выражений.

С помощью анализа выделяются и исследуются отдельные признаки предмета или явления. Это дает возможность изучить его структуру, отделить существенные черты от несущественных, раскрыть разносторонние связи рассматриваемого предмета с другими предметами педагогической реальности, выяснить присущие ему противоречия.

Но выделенные таким образом признаки являются недостаточными, поскольку они исследуются отдельно и не сопоставляются между собой. Для того, чтобы рассмотреть их как элементы целого, используется синтез, устанавливающий единство составляющих предмета.

Таким образом, анализ исходит из определенного целого, которое он разлагает, а целое направляет анализ. Это означает, что синтез содержится уже в самом анализе, а не существует вне его. После аналитического процесса обращаются к синтезу, т.е. к рационального сочетания частей, положение выделенных средствами анализа. Вследствие этого формируются новые представления о предмете, в котором выделены существенные, типичные черты, уточняются и обогащаются знания о нем.

Методы анализа и синтеза применяются в теоретических исследованиях при определении проблемы поиска научной концепции, разработки гипотезы т.д. Они играют существенную роль и в процессе эксперимента, выводы о результатах которого формируются на основе анализа и доводятся теоретическим путем с помощью синтеза, является не просто сложением частей предмета, а достаточно непростой логико-конструктивной операцией научного познания.

Сравнение. Метод, по которому происходит сопоставление изучаемых предметов и установление их сходства или различия, называется сравнением. На уровне чувственного познания педагогической реальности сравнения фиксирует внешнее сходство или различие, на уровне рационального - сходство или различие внутренних связей, что позволяет выявить определенные закономерности, раскрыть сущность материала, изучаемого т.д.

Для достижения правильных результатов в процессе сравнения необходимо соблюдать следующие требования:

-  сопоставлять только однородные объекты или понятия;

-  сравнивать предметы по таким признакам, которые имеют существенное значение.

Классификация. Этот метод используется на начальных стадиях исследования и дает возможность упорядочить и классифицировать педагогические явления на основе определения их однородности. Тем самым классификация открывает пути дальнейшего научного познания.

Производительность классификации зависит от выбора единых признаков, по которым она происходит. Нечеткость такого выбора является типичной ошибкой молодых исследователей, мешает им осознать и четко охарактеризовать содержание явлений и процессов, изучаемых.

Анализируя меры, собраны факты, работу, исследователь использует и обобщения. Обобщение предполагает логический переход от единичного к общему, от менее общего к более общему суждения, знания, оценки. Обобщенное суждение, будучи более глубоким отражением действительности, позволяет проникнуть в сущность мероприятий, явлений и, таким образом, оценить деятельность педагогов с принципиальных позиций.

Абстрагирование и конкретизация. Под абстрагированием понимают процесс мысленного отделения определенного свойства или признаки предмета с целью более глубокого его изучения. Существует два вида абстракций: обобщающая и изолирующая. Один вид абстракций осуществляется путем выделения во многих предметах общих одинаковых черт. Другой вид абстракций не требует изучения многих предметов, ибо исследователь аналитическое отличает нужную свойство одного из предметов и фиксирует на ней внимание.

Предельным случаем абстрагирования является идеализация. Она основывается на последовательном максимальной изоляции исследуемой свойства от сопутствующих факторов, вследствие чего создаются воображаемые идеальные объекты, которые не существуют в педагогической реальности.

Конкретизация является процессом восхождения от абстрактного к конкретному, что дает возможность более точно охарактеризовать изучаемый, учесть структурные и функциональные связи его компонентов.

Мысленный эксперимент. В таком эксперименте на основе теоретических и эмпирических знаний создается идеальный объект, который далее соотносится с педагогической действительностью и имитирует те ситуации, которые могли бы иметь место в реальном эксперименте. Мысленный эксперимент является эффективным методом планирования и осмысления исследовательской работы, что позволяет выявить важнейшие для научного познания связи объекта изучения.

В мысленном эксперименте выделяют три этапа:

1) формулировка задач и создание экспериментальной ситуации;

2) формирование мысленной модели эксперимента;

3) прогнозирование и анализ возможных экспериментальных результатов.

Мнимая идеализация преодолевает пространственные, структурные и временные рамки реального эксперимента, что дает возможность глубже проникнуть в сущность действительности, изучаемой понять ее внутренние силы.

Методы количественной обработки результатов педагогического исследования. Используют их для количественного анализа фактического материала, полученного в процессе исследования. Они придают процессу исследования четкости, структурированности, рациональности, эффективности при обработке большого количества эмпирических данных.

В педагогических исследованиях широко используют такие их виды:

Метод регистрации - выявление определенного качества в явлениях данного класса и обсчет по наличию или отсутствию ее (например, количества совершенных учащимися негативных поступков).

Метод ранжирования - размещение зафиксированных показателей в определенной последовательности (уменьшение или увеличение), определение места в этом ряду объектов (например, составление списка учеников в зависимости от уровня успеваемости и др.).

Метод моделирования - создание и исследование моделей. Является средством теоретического исследования психологических явлений через мысленное создание жизненных ситуаций, в которых может происходить деятельность человека, смоделированной системы. Помогает познать закономерность поведения человека в определенных ситуациях.

Научная модель - смыслово представлена и материально реализованная система, которая адекватно отображает предмет исследования (например, моделирует оптимизацию структуры учебного процесса, управления учебно-воспитательным процессом и т.п.).

Построение модели, как правило, упрощает оригинал, обобщает его. Это способствует упорядочению и систематизации информации о нем.

Каждая модель должна фиксировать главные черты объекта изучения. Мелкие факторы, излишняя детализация, второстепенные явления осложняют саму модель и мешают ее теоретическому исследованию.

В зависимости от средств построения модели делятся на материальные и воображаемые.

К материальным относятся модели, которые воплощены в металле, стекле и т.д. С их помощью изучается структура, характер, сущность объекта.

К идеальным отнесены наглядно-образные, вербальные, знаковые и математические модели.

Сущность этих методов состоит в описании педагогических явлений с помощью количественных характеристик, а также в использовании кибернетических моделей для определения оптимальных условий управления процессом обучения и воспитания. Использование математических методов для описания педагогических данных возможно только при соблюдении следующих условий: массовый характер явлений; типичность явлений; явления которые можно измерить.

Проведение педагогических исследований требует использования методов математической статистики. Уже в начале исследования нужно знать, какие параметры педагогического объекта изучаться, методика их актуализации, средства сбора и фиксации наблюдений, технику вычисления. Иначе говоря, разработку экспериментальной методики важно начать с предвидение конечного результата, которому должны подчиняться все предыдущие процессы.

Измерениями называют определенные соответствия между явлениями, которые изучаются, и числами. Они осуществляются на основе определения шкалы измерений, единицы измерений и точности измерений.

Самой простой является шкала наименований. Она составляется путем предоставления объектам изучения цифровых обозначений.

В отличие от шкалы наименований шкала порядка позволяет отличать степень выявления определенных свойств или признаков объектов, их соотношение типа "больше-меньше", "лучше-хуже". Такая шкала используется, когда нужно учесть качественные показатели педагогического явления, не имеющие строгой количественной меры.

Шкала интервалов определяет как градации свойства объекта, так и их различия в одинаковых интервалах, т.е. устанавливает единицу измерения. Объекту предоставляется число равное числу таких единиц.

Шкала отношений отличается от шкалы интервалов тем, что в ней четко определено положение нулевой точки.

Никакое измерение не может быть выполнен абсолютно точно, тем более педагогическое. Оно не поддается конкретному описанию, а потому ерундой выглядит вычисления процентных расчетов с точностью до сотых и тысячных долей. Однако методы математической статистики дают возможность учесть возможность учесть вероятные неточности и отразить их в педагогической интерпретации такой статистической обработки.

В процессе наблюдения или измерения любого показателя получают ряд чисел, которые называют статистической совокупности. Совокупность всех значений, которые можно добыть для изучения объекта, называют генеральной совокупностью, а ее часть - выборочной совокупности или выборкой.

С помощью статистических методов определяются средние величины полученных показателей: среднее арифметическое (например, определение количества ошибок в проверочных работах контрольной и экспериментальной групп); медиана - показатель середины ряда (например, при наличии двадцати учеников в группе медианой будет оценка шестого ученика в списке, в котором все ученики распределены по рангу их оценок); степень рассеяния - дисперсия или среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации и др. все чаще в педагогических исследованиях используются различные формы математического анализа (факторного, регрессивного, корреляционного и т.п.). Для проведения этих подсчетов используют соответствующие математические формулы, применяемые справочные таблицы. Результаты, обработанные с помощью этих методов математической статистики, позволяющие установить количественную зависимость в виде графиков, диаграмм, таблиц.

Благодаря математическим методам описывают количественные характеристики педагогических явлений, определяют оптимальные условия управления процессом обучения и воспитания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 349; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.