Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сентября. Развитие экономической мысли в сфере культуры

 

Развитие экономической мысли в сфере культуры.

 

В 16-17 веке революция в западной Европе и промышленный переворот повлияли на сферу культуры, виды деятельности становились более профессиональными, расширялся круг профессий, спал ореол вокруг творческих профессий. Стало ясно, что художник, танцор – все зависят от денег. Т.е. культурный труд не все считали производительным трудом.

 

Английские меркантилисты (считали, что богатство создается в сфере торговли) говорили, что «только тот труд является производительным, который, после его отправки заграницу, приносит стране больше денег, чем было затрачено на его производство».

Французские специалисты

Адам Смит включил в число тружеников всех тех, кто производит материальный продукт. Он называл трудом то, что исчезает сразу после его применения – как раз художественная сфера и сфера естественной науки.

Смита начали критиковать:

Француз Гарнье: Всякий труд, который полезен и оплачивается, является производительным

Сей тоже критиковал. Ввел понятия услуга и нематериальное производство. Ввел стадии производства, распределения, обмена и потребления.

 

Сфера культуры, между тем, развивалась.

 

1857 – первый труд по политической экономии искусства, автор Рескин «Радость навеки и ее рыночная цена, или Политическая экономия искусства».

Он ставит 4 вопроса: Как получить таланты? (Художников трудно создавать, их надо искать посредством различных испытательных школ) Как применить их труд? (Нужно разнообразить виды творческой деятельности, улучшать базу) Как накапливать и сохранять плоды их трудов? (Государство должно закупить шедевры, которые находятся в опасности и поместить их в безопасное место) Как распределять их работы? (Оплата труда художника должна иметь нижние и верхние пределы; нижний предел – для того, чтобы положение тех, кто создает шедевры не ухудшалось, верхний – чтобы более популярные и модные художники удерживались в границах, давая возможность действовать молодым). Дабы избежать безработицы в сфере культуры, нужно создать гильдии – профсоюзы, которые бы защищали работников культуры.

 

Школа Викселя и Гинделя.

1890 – итальянский экономист Мацоло: «Социальные товары обладают двумя качествами: неделимость использования и коллективность потребления. Степень полезности этих социальных товаров равняется цене, а потребитель стремится к максимизации индивидуальной полезности».

Школа Викселя родилась на критике этой теории.

1896 – Виксель: «Если бы покупатель действительности стремился к максимизации, он бы стремился уклониться от оплаты, тогда налоги бы стали ценой социальных товаров».

Гиндель – ученик Викселя, который развивал его теорию и модифицировал кривую спроса и предложения, таким образом, получив равновесную ставку налогов.

 

 

Кейнс.

В 20-40-х гг – стал заметным в творческих кругах.

1918 – знакомится с русской балериной Лидией Лопахиной (1925 - женятся), поэтому заинтересовался

1931 – попечитель балетного общества Камарго

1934 – организовал акционерный АРТО театр в Кембридже

1925 – гарант художественного кооператива

1930-е – закупщик картин для общества современного искусства

1942-1946 – председатель совета помощи музыке и искусству (совет искусства Великобритании)

 

1938 – статья «Ассоциация художников Лондона: ее происхождение и цели». Цель статьи – анализ хоз. деятельности кооператива. Причины создания кооператива – была нерегулярность в доходах художников кооператива. Объединились 7 художников.

1934 – АРТО театр, где семья Кейнса имела акции на 10.000, в общем, он спонсировал театр.

1938 – тяжело заболел, придал театру благотворительный статус

1936 – статья «Искусство и государство». Цель – критика пуританского похода в культуре, правительство тратит гроши на духовную сферу и требуют отдачи!!! А использовать в корыстных целях нельзя!!!

В начале 40х – обращается к совету помощи музыке и искусству, чтобы они помогли актеру. Ему отказали.

Кейнс предлагает внедрить гибкую систему гарантий.

1943 – статья «Искусство в годы войны».

1945 – выступает по радио с речью о надеждах искусства.

 

Научный вклад Кейнса в развитие экономики культуры:

 

 

«Болезнь Баумоля и Боуэна».

После второй мировой войны в теории экономики культуры появилось разделение на экономику зрелищной сферы, кинематографа, НО наиболее развитой оказалась театральная сфера.

Их книга «Исполнительское искусство – экономическая дилемма».

Был фонд Форда, к нему присоединился фонд Рокфеллера, где они работали экономистами. Начали выяснять, что театральная сфера нуждается в субсидировании.

 

Дефицит доходов театра связан с тремя обстоятельствами:

1). Резервы роста производительности труда крайне ограничены (актер как читал свой монолог, так и будет; а в промышленной сфере вобщем все задействованы и так или иначе производство растет; в театре вообще об этом говорить нельзя)

2). Связь зарплаты и издержек (сравнивали отрасли машиностроения и исполнительского искусства. В автомобилестроении каждый год на 4% увеличивается производительность, следовательно, растет зарплата, т.е. они компенсируют друг друга; а в театре они не покроют)

3). Ограничение роста цен на театральные билеты (при повышении цен снижается количество зрителей)

 

Соответственно они обосновывали необходимость государственной поддержки за счет нескольких факторов:

1). Равенство возможности посещать театры для всех зрителей

2). Воспитательные соображения

3). Театральные услуги имеют такие косвенные эффекты, как повышение национального престижа, содействие развитию бизнеса через активацию туризма и формирование условий жизни следующего поколения.

 

Недостаток теории: рассматривают только театр, не рассматривая цирк, концертные организации, которые могут принести большую аудиторию, как следуют, могут больше окупаться.

 

Абраам Моль.

Выдвинул положение о цикле современного искусства.

Исследовали обращение к рисункам … обои и какие-то рисунки испытывают влияние картинных галерей, ателье мод. Все это длится несколько лет.

Даже в кино можно увидеть влияние других областей культуры. Т.е. действует циклический механизм.

«Социодинамика культуры» (1967). Наметил теорию социокультурного цикла. Были затронуты понятия товара, себестоимость, цена, прибыль, рынок…

В центре исследования – категория знака, сообщения. Они трактуются как «атомы», частички культуры. Это отвлечение заходит так далеко, что знаки рассматривают как сам товар.

Идея и сообщение имеет определенную цену. Отправитель сообщений не утрачивает того, что он отправляет. Чем больше он отдает, тем богаче он становится

Прибыль творцов – для них это вообще не имеет значения. Спрос всегда разный, и он не может знать, что ждет его завтра. Взаимодействие творцов и потребителей на рынке конкретной интеллектуальной продукции – и есть по его мнению социокультурный цикл. Тут действуют и критики, и СМИ, и просвещенные потребители, и широкие потребители…

Свою систему он относит к разным видам искусства. В каждом случае опорой служат субъекты – частные лица, учреждения.

Предлагает измерять объем культурной информации в битах.

Многие критиковали Моля.

Анализирует себестоимость культуры.

 

Социокультурный цикл напоминает жизненный цикл товара.

Он ввел вопрос оценки интеллектуальной собственности.

 

 

Чарльз Лендри, Флорида

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сентября. Рынок – механизм взаимоотношения продавца и покупателя | Сентября
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 234; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.