КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Источники земельного права
Права пожизненного наследуемого владения, право землепользования ( в который включены нормы, регулирующие отношения по поводу прав и обязанностей землевладельцев в зависимости от принадлежащих им имущественных прав ), управления земельным фондом ( в который включаются нормы, регулирующие процесс распределения и перераспределения земель, разрешения земельных споров ), юридической ответственности за нарушение земельного законодательства ( представляющий собой систему принудительных мер со стороны государства, применяемых к нарушителям земельного законодательства в целях наказания виновных, предупреждения такого рода правонарушений, восстановления нарушенных прав, сохранения земель и др. );
2) особенная: определяется правовой режим отдельных категорий земель: с/х назначения, промышленности, транспорта, обороны, связи, запаса, историко-культурного назначения, лесного и водного фонда.
Источники права в целом — это внешняя форма существования и выражения нормативных предписаний. Они являются в основном результатом нормотворческой деятельности государственных органов — парламента, главы государства, правительства, местных органов управления и самоуправления и др. В истории развития права различают следующие виды источников права: правовой обычай; судебный или административный прецедент; нормативный договор; нормативный акт. Правовой обычаи имел преобладающее значение в период становления права. Он представлял собой правило поведения, которое сложилось исторически в силу постоянной повторяемости в течение длительного периода и было санкционировано государством. Правовой обычай — это основная форма регулирования поведения в догосударственном обществе в условиях родового строя. Соблюдение обычая обеспечивалось мерами общественного воздействия на нарушителя (казнь, изгнание из рода, лишение огня, воды, кровная месть, талион). Ст. 222 ГК Республики Беларусь. Обращение в собственность общедоступных для сбора вещей. Обычное право (совокупность обычаев, санкционированных государством) было основным источником права на ранних этапах развития рабовладельческого и феодального права. С разделением общества на классы и возникновением государства обычай становится источником права, его соблюдение обеспечивается принудительной силой государства. Таким образом, обычай становится правовым в отличие от неправового (традиции, нравы, унаследованные привычки и т. д.). С возникновением крупных государственных образований и централизацией власти обычай как источник права уступает место закону. Вместе с тем в законодательстве и практике ряда стран Запада, Азии для учета особенностей отношений в данной местности или в данной отрасли деятельности и в настоящее время используется обычай (например, при решении споров, связанных с землепользованием, водопользованием, учитываются обычаи данной местности). Судебный прецедент — это решение по конкретному делу, являющееся обязательным для судов той же или низшей инстанции при решении аналогичных дел либо служащее примерным образцом толкования закона, не имеющим обязательной силы. Судебный прецедент в странах, признающих его обязательность, является источником права. Систему права, основанного на судебном прецеденте, нередко называют судейским правом. Кроме того, он был широко распространен в античных и феодальных государствах и сохранил свое значение в странах англосаксонской правовой системы (Великобритания, США, Австралия, Канада). Судебный прецедент широко применялся в феодальных сословных судах, в частности, при рассмотрении споров, связанных с внутренней и международной торговлей. На основе прецедента был создан ряд норм морского и торгового права. Нормативный договор — это соглашение между различными субъектами права, в котором содержатся нормы права (например, Договор от 1922 г. об образовании СССР; Договор об образовании Союзного государства Беларуси и России от 8 декабря 1999 г., коллективный договор между нанимателем и профсоюзной организацией и т. д.). Нормативный акт является наиболее совершенным источником права, создающим основу для четкости и точности правового регулирования, укрепления законности. Он является наиболее характерным способом правового регулирования, поскольку содержит норму права и отличается от индивидуального акта, направленного на решение конкретного, индивидуального случая. Нормативный акт не исчерпывается исполнением, действует непрерывно и, как правило, рассчитан на неопределенное количество случаев. Нормативные акты составляют иерархическую систему или пирамиду соподчиненных звеньев, где их юридическая сила зависит от места и компетенции органа, принимающего акт. Среди нормативных актов вершину пирамиды законодательства занимает конституция, затем законы, далее — подзаконные акты, к которым относятся как акты государственных органов, так и акты органов местного управления и самоуправления. Однако среди всех законов есть Основной Закон — Конституция, устанавливающая основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, государственно-территориальное устройство, полномочия главы государства, законодательных, исполнительных и судебных органов власти, органов местного управления и самоуправления. Конституционные положения являются отправными для других отраслей права, в том числе и для земельного права. Источники земельного права — это нормативные акты, в которых содержатся нормы земельного права; это акты компетентных государственных органов, устанавливающие или санкционирующие нормы земельного права, внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения. Соответственно источником земельного права является внешняя форма выражения земельно-правовых норм. По своей совокупности источники земельного права образуют определенную систему. Земельное законодательство Республики Беларусь — это совокупность норм Конституции Республики Беларусь, иного конституционного законодательства, законов, декретов и указов Президента Республики Беларусь, подзаконных нормативных правовых актов, содержащих нормы земельного права. В отличие от отрасли земельного права, регулирующего, как правило, однородный вид общественных отношений — земельные отношения, — земельное законодательство зачастую выходит за их рамки и может регулировать смежные области отношений: гражданских, административных, финансовых. В частности, при осуществлении сделок по купле-продаже земельных участков ее участники руководствуются не только нормами Кодекса о земле, но и установлениями главы «Купля—продажа» Гражданского кодекса Республики Беларусь. Система нормативных правовых актов (четко установленный порядок соподчиненности правовых актов по их юридической силе) закреплена в Законе Республики Беларусь от 10 января 2000 г. «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (с последующими изменениями и дополнениями) [175]. К источникам земельного права Республики Беларусь относятся: — Конституция; —конституционные законы; —программные законы; —нормы международного права, международные договоры и др.; —кодексы; —законы; —декреты Президента; —указы Президента; —постановления палат Национального собрания; —постановления Совета Министров; —решения высших органов судебной власти; —акты иных республиканских органов государственного управления; —акты органов местного управления и самоуправления. К числу источников земельного права можно отнести также всевозможные правила, инструкции, уставы, положения, приказы организаций и предприятий различных форм собственности, если они содержат земельно-правовые нормы. Кроме того, источники земельного права могут классифицироваться по способу правотворчества на нормативные правовые акты государства и акты санкционированного и делегированного правотворчества. Нормы, регулирующие земельные отношения, могут содержаться также в международных договорах Республики Беларусь, ратифицированных в установленном порядке, и в соглашениях между государственными органами. Установления Конституции, в той или иной мере регулирующие земельные отношения, условно можно подразделить на две основные группы: 1) нормы, непосредственно регулирующие земельные отношения; 2) нормы, опосредованно участвующие в регулировании земельных отношений. К первой группе относятся нормы, содержащиеся: - в статье 13 — о формах собственности, в том числе на землю; - статье 44 — о праве собственности, в том числе на землю, которое гарантируется государством каждому; неприкосновенности собственности; о праве наследования собственности, которое охраняется законом; - статье 46 — о праве каждого на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права; - статье 54 — об обязанностях каждого беречь национальные ценности, в том числе и землю; - статье 55 — о долге каждого охранять природную среду, в том числе и землю; - статье 45 — о праве на охрану здоровья, которое обеспечивается комплексом мер, в том числе и мерами по оздоровлению окружающей среды, составной частью которой является земля. Вторая группа норм представляет собой установления Конституции, хотя и отдаленные от непосредственно земельных отношений, косвенно их регулирующие, но, тем не менее, весьма значимые для их регулирования: - статья 2 — о человеке, его правах, свободах и гарантии их реализации как высшей ценности и цели общества и государства; - статья 1 — о демократическом, социальном, правовом характере Республики Беларусь; - статья 21 — об обеспечении прав и свобод граждан, что является высшей целью государства; о гарантированности государственной защиты прав и свобод граждан; - статья 22 — о равенстве всех перед законом; - статья 41 — о праве на защиту экономических и социальных интересов граждан и др.
Кодекс Республики Беларусь о земле от 23 июля 2008 г. № 425-З Принят Палатой представителей 17 июня 2008 года Одобрен Советом Республики 28 июня 2008 года Изменения и дополнения: Закон Республики Беларусь от 6 ноября 2008 г. № 447-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 275, 2/1544) <H10800447> - Закон Республики Беларусь вступает в силу 1 января 2009 г.; Закон Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 96-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 6, 2/1648) <H10900096> - Закон Республики Беларусь вступает в силу 15 февраля 2010 г. Приостановление действия: Закон Республики Беларусь от 29 декабря 2009 г. № 73-З
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 357; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |