Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Земельные правоотношения

 

ЗПО – волевые общественные отношения по поводу земли, урегулированные нормами ЗП.

На современном этапе развития белорусского общества и государства зе­мельные отношения приобретают свои специфические особенности:

1) если в социалистический период развития СССР и БССР эта специфика проявлялась в национализации земли и исключительном характере собственно­сти на нее государства, то в настоящее время земельные отношения все больше выводятся из особенностей земли, прежде всего, как природного объекта;

2) расширился состав земельных отношений, в которые включаются от­ношения собственности на землю, отношения по аренде земельных участков, которые в социалистический период не являлись предметом правового регули­рования;

3) в основу земельных отношений положены прежде всего отношения соб­ственности на землю;

4) земельные отношения все больше наполняются новым содержанием, в том числе расширяются права землепользователей (статья 69 Кодекса о земле 2008 г.);

5) меняется характер земельных отношений, пользование земельными участками становится платным (статьи 31 и 32 Кодекса о земле 2008 г.);

6) меняются пределы правового регулирования земельных отношений: их регулирование осуществляется нормами гражданского права — земельные участ­ки отнесены к недвижимости. Собственники земельных участков имеют право совершать сделки с земельными участками (купли-продажи, мены, дарения, аренды, ипотеки) и передавать их по наследству (статья 69 Кодекса о земле).

Виды ЗПО:

1) по основному назначению:

- регулятивные – их участники совершают позитивные действия;

- правоохранительные – основания возникновения правоотношений.

2)

- материальные - это урегу­лированные нормами материального земельного права вза­имные права и обязанности участников земельных отно­шений;

- процессуальные - это уре­гулированные процессуальными нормами земельного права отношения, связанные с деятельностью соответствующих органов государства, имеющих целью реализацию земель­ных материальных правоотношений.

3) В зависимости от содержания правоотношений, прав и обязанностей их участников:

- правоотношения собственности на землю;

- правоотношения в сфере государственного управ­ления землями;

- правоотношения в области использования земель;

- правоотношения в области охраны земель и земель­ных прав.

4) в зависимости от при­надлежности земельного участка к той или иной категории земель, выделяемой по основному целевому назначению:

- земель сельскохозяйственного назначения;

- земель населенных пунктов, садоводческих товари­ществ и дачного строительства;

- земель промышленности, транспорта, связи, энер­гетики, обороны и иного назначения;

- земель природоохранного, оздоровительного, рек­реационного и историко-культурного назначения;

- земель лесного фонда;

- земель водного фонда;

- земель запаса.

 

Объект ЗПО – земля Республики Беларусь в целом и отдельные земельные участки.

Объектами земельных отношений в силу статьи 3 Кодекса о земле являются:

• земля (земли);

• земельные участки;

• права на земельные участки;

• ограничения (обременения) прав на земельные участки, в том числе зе­мельные сервитута.

Земля как природный объект является составной частью окружающей природ­ной среды, охраняемой действующим законодательством, обладающей признака­ми естественного происхождения, находящейся в экологической цепи природных систем, способной выполнять экологические, экономические, культурные, оздо­ровительные функции и обеспечивать качество среды обитания человека.

Земля выполняет следующие основные функции:

1) экологическую — поскольку является природным объектом, существующим независимо от воли человека;

2) социальную — земля является местом и условием жизни человека;

3) политическую — земля является территорией госу­дарства;

4) экономическую — земля является объектом хозяйст­вования, условием и средством производства.

В соответствии с основным целевым назначением и независимо от форм собственности все земли в Республике Беларусь подразделяются на следующие категории:

- земли сельскохозяйственного назначения;

- земли населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных коопе­ративов;

- земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения;

- земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;

- земли лесного фонда;

- земли водного фонда;

- земли запаса.

Земельный участок — это часть поверхности земли, имеющая установленные границы, площадь, местоположение, правовой статус и другие характеристики, отражаемые в государственном земельном кадастре и документах государствен­ной регистрации.

Права на земельные участки как объект земельных отношений — это уста­новленное законодательством право владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками в соответствии с общепринятыми правовыми нормами и конкретными нормативными правовыми актами. Земельный участок считается созданным, измененным, прекратившим существование с момента государ­ственной регистрации соответственно его создания, изменения, прекращения существования. Право на земельный участок возникает, переходит, прекращает­ся с момента государственной регистрации соответственно его возникновения, перехода, прекращения.

Земельный сервитут это право ограниченного пользования соседним или другим земельным участком. Он устанавливается для обеспечения прохода и проезда через соседний, а в необходимых случаях - через другой земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубо­проводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Установление сервитута не должно повлечь изменения целевого назначения обременяемого земельного участка.

 

Субъектами земельных правоотношений признаются граждане и юриди­ческие лица, наделенные действующим законодательством определенными земельными правами и обязанностями.

Прежде всего, субъектами земельных правоотношений является Республика Беларусь. Так, в соответствии со статьей 13 Конституции Республики Беларусь земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государ­ства, которое и осуществляет их управление в лице государственных органов.

Кодекс о земле от 23 июля 2008 г. впервые четко определил круг субъектов земельных отношений. Ими, согласно статье 4 данного Кодекса, являются:

1) Президент Республики Беларусь;

2) Совет Министров Республики Беларусь;

3) государственные органы, осуществляющие государственное регулирова­ние и управление в области использования и охраны земель;

4) граждане Республики Беларусь;

5) иностранные граждане;

6) лица без гражданства;

7) индивидуальные предприниматели;

8) юридические лица Республики Беларусь;

9) иностранные юридические лица и их представительства;

10) иностранные государства;

11) дипломатические представительства и консульские учреждения ино­странных государств;

12) международные организации и их представительства.

 

Под содержанием земельных правоотношений в земельно-правовой литературе понимаются взаимосвязанные между собой права и обязанности их участников, реализуемые ими путем совершения определенных действий или воздер­жания от совершения тех или иных действий, указанных в законе.

Конкретные права и обязанности участников земель­ных правоотношений зависят от их правового статуса, осо­бенностей объекта, вида, подвида отношений.

Права и обязанности юридического лица — участника земельных правоотношений определяются в соответствии с его уставом (положением) и являются специальными.

Права и обязанности граждан как участников земель­ных правоотношений определяются в значительной мере гражданством.

Например, содержание земельных правоотношений в сфере собственности на землю состоит из совокупности таких правомочий земельного собственника, как владе­ние, пользование и распоряжение землей. На содержание правомочий собственника оказывает определенное влия­ние форма собственности на землю.

 

Основания возникновения, изменения и прекращения земель­ных правоотношений — это юридические факты, с которыми закон связывает возникновение, изменение и прекращение земельных правоотношений.

В зависимости от юридических последствий факты под­разделяются на следующие виды:

1) правоустанавливающие;

2) правоизменяющие;

3) правопрекращающие.

При наличии правоустанавливающего факта возникает земельное правоотношение (заключение договора купли-продажи земельного участка, предоставление земельного участка во временное пользование).

При наличии правоизменяющих фактов происходит изме­нение в субъекте, объекте или содержании правоотношения.

С возникновением правопрекращающих фактов связано прекращение земельных правоотношений (например, ис­течение срока, на который был предоставлен земельный участок и т. д.).

Для возникновения некоторых земельных правоотношений необходимо наличие простого юридического факта (напри­мер, совершение земельного правонарушения). Ряд земель­ных правоотношений возникает при наличии совокупности двух или более фактов (например, для возникновения право­отношения по владению и пользованию земельным участком гражданином необходимо:

1) принятие решения государственным органом о пре­доставлении земельного участка;

2) отвод земельного участка на местности;

3) государственная регистрация создания земельного участка и прав на него.

Одним из оснований возникновения земельных право­отношений служит правовой акт индивидуального значения. Данный акт влечет возникновение лишь конкретных земель­ных правоотношений. К этим актам относятся решения испол­нительных и распорядительных органов о предоставлении участков либо изъятии участков для государственных или общественных нужд, решение суда о принудительном изъятии участка у собственника за нарушения земельного законодательства, приказы администрации предприятия о предоставлении работнику служебного земельного надела и т. д.

В последнее время все большее значение в качестве «новация» возникновения конкретного правоотношения приобретает сделка и ее разновидность — договор. Договор может быть как самостоятельным основанием установления конкретного земельного правоотношения, так дополнением к соответствующему административному акту, в дополнение к административному акту он может быть ключей в соответствии с решением уполномоченного ор­ана о предоставлении субъекту земельного участка в аренду земель, являющихся собственностью государства. Договор является самостоятельным основанием уста­новления земельных правоотношений при возникновении отношений частной собственности на землю. Согласно ст. 64 Кодекса о земле собственник земли имеет право посредст­вом заключения соответствующих договоров отчуждать земельный участок, сдавать его в аренду, залог.

Среди оснований, текущих прекращение конкретных земель­ных правоотношений, можно выделить следующие:

1) действия, которые могут быть правомерными и не­правомерными;

2) бездействия;

3) события, указанные в законодательстве.

К правомерным действиям относятся:

1) добровольный отказ от земельного участка;

2) прекращение деятельности юридического лица;

3) прекращение трудовых отношений, в связи с кото­рыми был предоставлен служебный надел, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь;

4) отчуждение земельного участка;

5) выкуп земельного участка у собственника или изъя­тие участка для государственных или общественных нужд.

К неправомерным действиям, прекращающим земель­ные правоотношения, относятся:

1) использование земельного участка не по целевому назначению;

2) нерациональное использование земельного участка,
выражающееся для земель сельскохозяйственного назна­чения в уровне урожайности ниже нормативного (по ка­дастровой оценке);

3) использование земельного участка способами, приводящими к снижению плодородия почв, их химическому, радиоактивному загрязнению, ухудшению экологической обстановки и т.д.

Бездействиями, влекущими прекращение земельных правоотношений, являются:

1) систематическое невнесение земельного налога в те­чение 2 лет подряд, а также арендной платы в сроки, уста­новленные договором аренды;

2) неиспользование в течение определенного срока предоставленного земельного участка.

Событиями, прекращающими земельные правоотношения, являются:

1) истечение срока, на который был предоставлен земельный участок;

2) смерть собственника, землевладельца или землепользователя.

 

 

5. История курса «Земельное право»

 

Первый этап — период до 1938 г., когда дисциплина «Земельное
право» не имела самостоятельного статуса, а преподавалась в качестве
земельно-колхозного права. Однако и в этот период имелись предпо­сылки для раздельного преподавания, поскольку был подготовлен, выпу­щен в свет и использовался в учебном процессе ряд неплохих для того времени учебников.

Структура учебников данного периода была различной, однако во всех давалось понятие земельного права и особое внимание уделялось раскрытию понятия трудового землепользования, являвшегося цент­ральным институтом не вполне сформировавшейся еще отрасли земель­ного права.

Вместе с тем в учебниках начинает появляться исследование пра­вового режима природных объектов, связанных с землей. Д.С. Розенблюм дополнительно к этому, раскрывает режим государственных зе­мельных имуществ.

 

Второй этап — период после 1938 г. до середины 1980-х гг., когда в вузах страны преподавалась дисциплина «Земельное право» в ши­роком смысле, поскольку:

а) земельное право официально отпочковалось в самостоятельную
учебную дисциплину и изучается отдельно;

б) внутри дисциплины все глубже раскрываются ее институты, касающиеся природных объектов, находящихся в неразрывной связи с землей, — недра, воды, леса, поскольку раскрытие правового режима земель, занимаемых этими объектами, не может быть полным без рас­крытия правового режима самих объектов.

За этот период преподавание обогатилось целым рядом учебников по земельному праву, написанных в разные годы и разными авторами.

Если первый этап характеризовался обретением дисциплиной «Зе­мельное право» своей самостоятельности, то второй этап характери­зует процесс внутреннего совершенствования этой дисциплины.

Как на первый, так и на второй этап формирования и развития курса «Земельное право» влияют объективные и субъективные факторы.

К числу объективных факторов относится развитие производственных отношений и формирование законодательства. Так, использование земли и природных объектов (недр, вод, лесов) осуществлялось без надлежащего учета их природных экологических связей, в результате чего использование одного объекта зачастую осуществлялось во врез другому. В результате возникшей угрозы глобального кризиса в при­роде земельное законодательство стало развиваться в сторону эколо­гизации, что и сказалось на преподавании курс.

К числу субъективных факторов относятся также состояние науч­ной мысли, роль конкретных лиц» науке, поддержка или оппонирова­ние развитию той или иной правовой школы и т.п. Например, в зе­мельно-правовой науке длительное время существовала идея, что ис­ключительная монополия государства на земельную собственность является чуть ли не панацеей от всех бед: уничтожает возможность эксплуатации человека человеком, дает беспрепятственный простор размещению производительных сил на территории страны и т.д. Однако игнорировался тот важнейший факт, что монополия такой соб­ственности отчуждает производителей продукции от конечного резуль­тата своего труда, а государство лишается возможности надлежаще стимулировать производителя в эффективном использовании земель

В 1970-е гг. прошел процесс бурной кодификации природоресурсного законодательства, начиная от земельного и кончая горным, а в начале 1980-х гг. в соответствии с Основами были приняты Земельный, Водный, Лесной кодексы и Кодекс о недрах РСФСР, появились и два важнейших природоохранительных закона — законы РСФСР об охране и использо­вании животного мира и об охране атмосферного воздуха. В результате относительно стройной системой законодательства было охвачено право­вое регулирование практически всей окружающей природной среды. Эта целостность правового регулирования повлекла за собой и изменения во взгляде на земельное право как учебную дисциплину.

В частности, было принято решение перейти к преподаванию не земельного права в широком смысле, а нового предмета — курса «Природоресурсового права и правовой охраны окружающей среды», в свя­зи с чем не замедлили появиться на свет специальные учебные посо­бия и учебники.

Однако учебный курс не является консервативным, он непрерыв­но развивается, стимулируя углубление научных исследований. Вы­яснилось, что природоресурсовый подход к правовому регулированию не гарантирует безопасности природе, поскольку вне правового ре­гулирования остаются экологические связи природных объектов между собой и экосвязи друг с другом (поресурсовый же подход диктуется экономическими интересами общества, игнорируя интере­сы обеспечения экологической целостности окружающей среды). Вскоре после этого появились пособия по экологическому праву, а с 1988 г. в учебную программу экологических вузов была включе­на новая дисциплина «Экологическое право» и был издан первый в России учебник.

 

Третий этап – начало 90-х – до настоящего времени

Распад СССР – суверенные государства принимают свое внутреннее законодательство в отношении всех природных ресурсов. Новые институты: частная собственность на землю и сервитут.

Казалось бы, оптимальный вариант найден, земля урегулирована как экологический объект со всеми его связями, и в учебной дисциплине, по крайней мере, проблемы устранены.

Однако вскоре выяснилось: оказывается, сложно вести преподава­ние правового регулирования земли как экономического ресурса и как экологического объекта в одном и том же курсе. Вначале необходимо изучить курс «Земельное право», т.е. регулирование экономических земельных отношений, а уже потом переходить к изучению курса «Экологическое право», т.е. изучать правовое регулирование экологических общественных отношений.

Данное обстоятельство вынудило вернуться к дисциплине земель­ного права, однако пользоваться старыми учебниками уже нельзя: пе­рестройка в законодательстве допустила в сферу земельных отноше­ний рыночную специфику, российское законодательство меняется, а со­юзное устраняется.

В соответствии с этим изменяются и прежние институты, да и
структура земельного права в целом. Так, государственное управле­ние землепользованием меняется на государственное регулирование,
а это — качественно иная форма правового воздействия; на смену
институту права исключительной государственной собственности на
землю пришел новый институт — право частной и коллективной соб­ственности на этот объект; в связи с правом свободного хозяйствования на земле, провозглашенным новым законодательством, появились новые правовые институты, а также новые категории земельного фонда (земли рекреационного, историко-культурного назначения и т.п.), а значит, и новые институты в Особенной части курса «Земельное право».

Возрождение курса «Земельное право» способствует и возрожде­нию науки «Земельное право», а последняя совершенствует курс, на­полняя его результатами исследований.

Совершенствование и развитие курса «Земельное право» осуществ­ляется по двум противоположным направлениям одновременно:

1) совершенствуется и углубляется специфика земельно-правового регулирования отношений, отделяясь от смежных правовых форм. Так, со временем в налогово-правовом механизме появятся специфические положения, учитывающие особенность земли как объекта налогообло­жения, специфические правила и др.;

2) происходит процесс интеграции, взаимодействия и взаимопроник­новения норм права разных отраслей. Например, в сферу земельного права вторгаются нормы трудового права, регулирующие процедуру исполнения работником своих обязанностей в сфере хозяйственной эксплуатации земель; нормы гражданского права все активнее втор­гаются в действие норм земельного права. Роль гражданского права особенно возросла после принятия ГК.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Источники земельного права | Общая характеристика государственного управления земельным фондом
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 794; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.