Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и оценка качества продукции

 

Качество продукции – совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. В связи с этим повышение качества продукции должно быть ориентировано на удовлетворение постоянно растущих потребностей покупателей.

Ориентация экономики на высокое качество продукции особенно актуально для государств с ограниченной сырьевой базой, таких как Беларусь. Из мирового опыта известно, что экономическая безопасность и устойчивый экономический рост возможны при достижении экспорта продукции 30 %-ой отметки ВВП. Для того, чтобы быть реализованной на мировом рынке, продукция должна обладать свойствами, соответствующими или превосходящими мировой уровень качества, и пользоваться в результате этого повышенным спросом. Свойства продукции – это объективная особенность товара, которая может проявляться при создании, эксплуатации или потреблении.

Продукция имеет множество различных свойств. Свойства могут быть простыми и сложными. К простым относятся: скорость, масса, ёмкость и др. К сложным – надёжность технических средств, безотказность приборов, ремонтопригодность станка и др.

Для определения значений показателей качества применяются различные методы:

- измерительный (используются специальные инструменты и приборы);

- регистрационный – основан на регистрации количества определенных событий (отказов), подсчёте предметов (защищенных патентами);

- вычислительный (с применением математических моделей);

- органолептический (использование результатов анализа восприятия органов чувств);

- экспертный (осуществляет группа специалистов);

- социологический (сбор и анализ мнений потребителей).

Качество продукции характеризуют единичные, комплексные и обобщающие показатели. Единичные показатели характеризуют одно из следующих свойств продукции:

1. Показатели технического эффекта (назначение) – показатели, характеризующие полезный эффект от эксплуатации (использование) продукции по назначению и обуславливающие область её применения (грузоподъемность автомобиля, номинальное тяговое усилие трактора, КПД).

2. Показатели надежности продукции. Надёжность – это свойство продукции выполнять заданные функции, сохраняя во времени значение таких показателей, как безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость.

3. Показатели технологичности продукции характеризуют эффективность конструктивно-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте изделий.

4. Показатели стандартизации и унификации характеризуют степень использования в конкретном изделии стандартизированных деталей, сборочных единиц, блоков и других составных элементов, а также уровень унификации составных частей изделия. Эти показатели позволяют определить степень конструктивного единообразия изделия.

5. Эргономические показатели качества применяются для определения соответствия изделий различным эргономическим требованиям. Эти требования могут предъявляться к размерам изделия, его форме, функциональным характеристикам, отдельным элементам конструкции и их взаимному расположению.

6. Эстетические показатели качества характеризуют разнообразные эстетические свойства продукции: выразительность, гармоничность, целостность, соответствие среде и стилю.

7. Патентно-правовые показатели качества продукции характеризуют степень патентной защиты изделия, а также уровень патентно-правовой защиты изделия.

8. Экологические показатели характеризуют уровень вредных воздействий на окружающую среду при производстве или потреблении продукции.

9. Показатели транспортабельности, определяющие приспособленность продукции к перевозкам.

10. Показатели безопасности потребления продукции или её эксплуатации.

Из общей совокупности экономических показателей необходимо выделить наиболее часто употребляемые при планировании и оценке качества изделий: себестоимость продукции, цену продукции, относительный экономический показатель качества продукции, определяемый отношением затрат базового образца к соответствующим затратам оцениваемой продукции. Экономические показатели тесно связаны со всеми классификационными группами показателей. Экономические показатели учитываются также при определении комплексных (интегральных) показателей качества (напр., себестоимость или цена). Экономические показатели используются при обосновании цен на продукцию определенного уровня качества, а также при оценке экономической эффективности различных вариантов повышения, обеспечения и поддержания качества продукции.

Комплексные показатели характеризуют несколько свойств изделия. Они используются при управлении качеством продукции, оценке её конкурентоспобности. Для расчёта комплексных показателей качества продукции используются аналитический или коэффициентный метод. Аналитический метод применяется при возможности установления зависимости комплексного показателя от единичных. При коэффициентном методе комплексный показатель образуется в результате суммирования единичных показателей, взвешенных на коэффициенты значимости.

Обобщающие показатели качества характеризуют уровень качества всей продукции в целом. В качестве них используют удельный вес новой продукции, продукции, поставляемой на экспорт, соответствующей мировому уровню качества, сертифицированной продукции в её общем объёме.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Формирование рыночной цены товара. Основные методы ценообразования | Система управления качеством
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 220; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.