Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод SWOT-анализа

При использовании системного подхода к исследованию СУ предприятиям с учетом его внутренней и внешней (оперативного и общего окружения) сред может широко применяться популярный и в определенной мере универсальный метод SWOT - анализа: S — strength (сила), W — weakness (слабость), О — opportunity (возмож­ность), Т — threat (угроза), или метод ССВУ - анализа. По существу, это оперативный диагностический метод анализа стратегического положения предприятия на основе оценки его сильных и слабых сторон, возможностей и угроз ему. Условно данный метод можно отнести к разновидности экспертного.

В общем виде сущность этого метода можно отразить матрицей (табл. 5.1.). Табл.5.1.

Внутренняя среда предприятия Внешняя среда предприятия
Возможности В (O) Угрозы У (T)
Сила С (S) Поле СВ (SO) Поле СУ (ST)
Слабость Сл (W) Поле СлВ (WO) Поле СлУ (WT)

 

Указанные состояния в квадрантах матрицы образуют четыре группы ситуаций, охарактеризованных далее.

1. СВ (сила — возможности), где приводятся пути развития предприятия, обеспеченные сильными сторонами потенциала пред­приятия и возможностями внешней среды. Это самый благоприят­ный для предприятия квадрант.

2. СлВ (слабость — возможности), где указываются возможные решения о целесообразности использования указанных возможно­стей при наличии у предприятия слабых сторон или даются пред­ложения развития потенциала организации в этих условиях.

3. СУ (сила — угрозы), где на основе имеющихся сильных сто­рон в условиях угроз со стороны внешней среды указываются воз­можные меры по нейтрализации имеющихся угроз.

4. СлУ (слабость — угрозы), где при самом наихудшем сочета­нии факторов (чему должно быть уделено самое серьезное внимание) следует определиться с направлениями устранения слабостей потен­циала предприятия и снижения угроз со стороны внешней среды.

Сформированная матрица отражает реальное положение дел и состояния предприятия в условиях внутренней и внешней сред.

В конечном итоге набор выявленных факторов (сильных и слабых сторон, возможностей и угроз), установленных на основе мнений экспертов, специалистов-аналитиков и менеджеров, позволяет получить новые знания о предприятии и СУ, выработать направления улучшения деятельности в области управления и производства. Метод ССВУ-анализа предполагает следующую последователь­ность действий:

1) установление цели анализа и использования метода;

2) составление матрицы и ее формирование на основе анализа
внутренней и внешних сред предприятия (заполнение), т.е. опреде­ление внутренних сильных и слабых сторон, возможностей и угроз со стороны внешней среды;

3) оценка значимости для предприятия каждого из факторов, приведенных в матрице, и отбор наиболее приоритетных и значимых;

4) проведение всестороннего сравнительного анализа отобран­ных факторов, результатом которого должна стать выработка на­правлений использования сильных сторон и возможностей, устра­нения слабых сторон и нейтрализации угроз.

Метод «дерева целей»

Результаты взаимодействия всех элементов в СУ прямо связаны с поставленными целями. Именно в системе целей многие ученые видят условия успешной деятельности всей системы.

Цели исследования тесно связаны с целеполаганием, т.е. с их ус­тановлением. Целеполагание — одна из важнейших, первостепен­ных и ответственных функций исследования СУ.

При этом следует иметь в виду, что основные функции целеполагания обусловливают необходимость:

• определять и формулировать цели, что позволяет представить желаемые конечные результаты исследования;

• концентрировать усилия по поиску путей проведения иссле­довательских работ;

• определять критерии оценки достижения целей;

• обеспечивать возможность оценки достижения целей и слу­жить базой для сравнения желаемых результатов с достигнутыми.

Выполнение этих функций во многом зависит не только от опыта и знаний исследователей и заказчиков, но и от инструмента, с помощью которого осуществляется установление целей.

Эффективным инструментом установления целей СУ, как пока­зывает опыт, выступает метод структуризации, более известный как метод «дерева». В процессе развития системного анализа этот метод получил название метод «дерева целей». Он позволяет выявить ко­личественные и качественные взаимосвязи и отношения между це­лями, увязать их разные уровни с конкретными средствами и сро­ками достижения.

«Дерево» состоит из целей нескольких уровней: генеральная цель, цели 1-го уровня (главные цели), цели 2-го уровня, цели 3-го уровня и так до необходимого уровня декомпозиции. Достижение генеральной цели предполагает реализацию главных целей, а реали­зация каждой из главных целей — достижение соответственно сво­их конкретных целей 2-го уровня и т.д.

Вместе с тем этот метод может использоваться при решении ря­де других задач в области управления (например, при структуриза­ции и проектировании СУ и процессов, проходящих в них), а также в других областях, в том числе при прогнозировании в науке и тех­нике, разработке сложных программ создания крупных сложных проектов и т.п.

Понятие «дерева целей» имеет ряд определений:

• граф, схема, показывающая деление общих (генеральных) це­лей плана или программы на подцели, последний — на подцели следующего уровня и т.д.;

• граф, т.е. схема, выражающая соподчинение и взаимосвязи элементов;

• графы, показывающие, как генеральная цель проекта разбива­ется на подцели следующего уровня и т.д. («дерево» — это связный граф, выражающий соподчинение и взаимосвязь, элементов — це­лей и подцелей) и др.

Мы будем рассматривать «дерево целей» исследования СУ как структурированную по иерархическому принципу совокупность глав­ной цели и ее подчиненных подцелей системы 1-го, 2-го и после­дующих уровней («вершины» цели), соединенных между собой свя­зями (ребрами, ветвями «дерева» целей). В таком случае «дерево целей» позволяет описать количественные и качественные парамет­ры, сроки достижения определенных результатов и провести анализ иерархически распределенных взаимосвязанных и взаимообуслов­ленных целей СУ.

Структурированные цели системы чаще представляют графиче­ски в виде «дерева целей», отображающего связи между ними и средства их достижения. Построенное на основе дедуктивной логи­ки с использованием эвристических процедур «дерева» состоит из целей нескольких уровней: генеральная цель — главная цель нуле­вого уровня, цели 1-го уровня, подцели 2-го уровня, субподцели 3-го уровня и так до требуемого уровня. При этом в понятие целей на различных уровнях «дерева» вкладывается различное содержание.

Для достижения генеральной цели необходимо реализовать главные цели (эти цели выступают по отношению вышележащей цели как средства); для достижения каждой из главных целей необ­ходимо реализовать более конкретные цели 2-го уровня и т.д. Обычно для построения «дерева» целей используют процедуры классификации, декомпозиции и ранжирования.

Подцели и связи между ними характеризуются количественно — коэффициентом относительной важности (КОВ) и коэффициентом взаимной полезности (КВП). Каждый уровень целей (подцелей) сле­дует формировать по определенному признаку декомпозиции про­цесса их достижения, а любую цель (подцель) желательно относить к организационно обособленному подразделению или исполнителю.

По своему виду «деревья» могут быть простыми и циклическими. В последних ветви взаимно переплетаются и сращиваются.

По существу, данный метод представляет собой инструмент ор­ганизации работы исполнителей исследования.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Игровые методы | Социологические методы исследования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 726; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.