Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Становления личности и ключевые понятия по теме

Методологическая основа профессионального

Проблема выбора профессии и профессионального становления личности (ПСЛ) возникла в начале ХХ века. До этого профессиональная жизнь людей ограничивалась сословными традициями и патриархальным укладом общества. Промышленная революция привела к возникновению рынка труда и новых профессий. Массы людей оказались перед проблемой поиска работы и профессиональной подготовленности к ней.

Машинное производство потребовало квалифицированных работников, способных эффективно и качественно выполнять трудовые функции в течение многих лет. Актуальным становится выбор профессии и профессиональное развитие человека. Решение вопросов профессионального самоопределения и профессиональной пригодности привело к возникновению новой отрасли прикладной психологии – психотехники, а затем, в 1920-е гг., - психологии труда. Главной задачей этих наук было приспособление человека к технике и технологии производства.

Демократические принципы организации производства и демократические теории о роли труда в жизни человека в 1970-е гг. привели к переосмыслению концепции профессионализации личности. Ядром профессионального становления стали считать взаимодействие личности и профессии.

В процессе освоения и выполнения профессионального труда происходят структурные изменения не только в личности работника, но и в структуре деятельности. То есть профессионализация личности приводит к изменению характера и содержания самой профессии.

При рассмотрении проблемы профессионального становления личности современные авторы основываются на методологическом положении Б.Г.Ананьева, согласно которому развитие личности, с одной стороны, «есть возрастающая по масштабам и уровням интеграция», а с другой стороны, - «все возрастающая дифференциация ее психофизиологических функций, процессов, состояний и личностных свойств, соразмерная прогрессирующей интеграции» [2; с.27].

Теоретической основой профессионального становления личности стали исследования личности и деятельности К.С.Абульхановой-Славской, Б.Г.Ананьева, Э.Ф.Зеера, Е.А.Климова, Б.Ф.Ломова, А.К.Марковой, Л.М.Ми- тиной, Г.В.Суходольского, В.Д.Шадрикова и др. Его методологической основой являются принципы системного, личностно-деятельностного и событийного подходов к профессиональному становлению, гуманистическая теория самоактуализации и самореализации личности.

Для решения проблем профессионального становления личности, обусловленных необходимостью про­фессионального самоопределения и выбора профес­сии, профессионального образования и повышения квалификации, профессионального роста и карьеры, профессиональной адаптации и достижения вершин профессионализма, прежде всего, требуется определиться с ведущими смыслообразующими понятиями. К ним относятся, прежде всего: «профессиональное становление», «профессиональное развитие» и «профессионализация» лично­сти. Понятия эти не тождественны.

 

Профессиональное становление лично­сти движение личности в профессионально-обра­зовательном пространстве и времени профессиональ­ной жизни. Этоиндивидуально своеобразный путь (траектория) личности с начала формирования профессиональных интересов и склонностей до окончания активной про­фессиональной деятельности.

Профессиональное развитие – это изменение психи­ки в процессе освоения и выполнения профессионально-образовательной, трудовой и профессиональной деятель­ности. Объектом развития выступает субъект деятельно­сти. Факторами, детерминирующими его развитие, являются социально-экономическая ситуация и ведущая деятельность. Профессиональное развитие человека проис­ходит при его взаимодействии с миром профессий.

Профессионализация – «формообразование» субъ­екта, адекватного содержанию и требованиям професси­ональной деятельности.

Все эти процессы разворачиваются во времени и пространстве профессионального развития личности.

Кроме этих категорий в данном курсе мы будем широко пользоваться следующими понятиями «профессия», «профессионализм», «професси­ональная деятельность», «професси­ональное самоопределение» и «личность».

Под личностью мы будем понимать индивида как субъекта социальных отношений и активной деятельности, наделенного свойствами, качествами и способностями, позволяющими реализовать себя.

Профессиональная деятельность – это социально значимая деятельность, выполнение которой требует на­личия специальных знаний, умений и навыков, а также профессионально обусловленных качеств личности. В за­висимости от содержания труда (предмета, цели, средств, способов и условий) различают виды профессиональной деятельности. Соотнесение этих видов с требованиями, предъявляемыми к человеку, образует понятие профессии.

Профессия – это исторически возник­шие формы трудовой деятельности, для выполнения ко­торых человек должен обладать определенными знания­ми и навыками, иметь специальные способности и разви­тые профессионально важные качества.

Профессиональное самоопределение – избира­тельное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии, в частности. Сущностью про­фессионального самоопределения является самостоя­тельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культур­но-исторической (социально-экономической) ситуации.

Профессионализм – это интегральное качество (но­вообразование) субъекта труда, характеризующее про­дуктивное выполнение профессиональных заданий, обусловленное творческой самодеятельностью и высо­ким уровнем профессиональной самоактуализации.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Психология профессий как практическая деятельность | Пространство профессионального развития личности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 659; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.