Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы и цели профессиографических исследований




Сущность, назначение и структура профессиограммы

В самом общем виде профессиограмма – это совокупность сведений о профессии и о системе требований профессии к человеку. Другими словами, профессиограмма – это описание труда в профессии (объекта труда) и качеств человека (субъекта труда), необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности.

Назначение профессиограммы состоит не в сортировке и селекции работников (за исключением профессий, где требуется абсолютная пригодность и жесткий перечень ПВК), а в определении путей тренировки, компенсации, формирования необходимых в соответствии с требованиями профессии качеств и мотивации самого работника.

Будучи отражением требований профессии к человеку, любая профессиограмма состоит из двух частей: в первой описываются характеристики профессиональной деятельности (объекта труда), во второй – характеристики качеств человека (субъекта труда), необходимые для успешного выполнения профессиональной деятельности. Первая часть, или собственно профессиограмма, обычно включает в себя описание: предмета труда; целей, задач, условий и ситуаций; способов и средств профессиональной деятельности; необходимых знаний, профессиональных умений и навыков; результата (продукта) труда; а также противопоказаний к овладению и выполнению данной деятельности.

Вторую часть профессиограммы, описывающую группу психических функций, необходимых для выполнения профессиональной деятельности, принято называть психограммой. Особое внимание в ней уделяется психологическим противопоказаниям. К пиъсихограмме относятся:

– особенности мотивационной, эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы субъекта труда;

– его социально-психологические способности, умение сотрудничать с другими людьми и стили межличностных отношений;

психофизиологические особенности, в том числе темперамент, характер, особенности работы анализаторов, в совокупности определяющие активность, работоспособность и обучаемость труженика;

– опыт, запас профессиональных знаний, умений и навыков.

 

Профессиография предполагает научный анализ как внешней картины труда (профессиональной деятельности, самого процесса труда), так и внутренней (психических процессов и состояний субъекта труда). Поэтому в профессиографии используются самые разнообразные методы:

· Социологические – анкеты, опросы, наблюдение.

· Психологические – наблюдение, беседа, эксперимент и др.

· Физиологические - ЭКГ, ЭЭГ, ЭМГ, КГР, антропометрия и др.

· Описание технологических процессов и т.д.

При разработке комплекса методов роль системообразующего фактора играет цель исследования. Например:

Для проведения исследований в инженерно-психологических целях в центре внимания будут:

а) оценка габаритов рабочего места, б) организация рабочей зоны – СОИ и ОУ, в) структура информационной модели, г) вопросы эксплуатации и ремонта техники, г) типичные отказы техники, д) внештатные и аварийные ситуации и т.д.

При разработке профессиограмм в целях профориентации и профотбора особенно важны психодиагностические исследования.

Исследование в целях профилактики переутомления и монотонии предполагает изучение условий и режима труда, диагностика в этой связи нормальных и патологических состояний, а также реакций личности на профессиональную среду и деятельность. В данный комплекс входят санитарно-гигиенические, медицинские, психологические и физиологические методики.

Подбирая методики в соответствии с выбранной целью, следует помнить о необходимости всестороннего изучения профессии. Выполнению этого требования, считает Э.Ф.Зеер [10; 148-149], помогает использование схемы профессиограммы, отражаюшей следующие основные направления профессиографического исследования:

· Общее знакомство с производственным процессом.

· Описание рабочего места, ПАД на данном рабочем месте.

· Психологический, физиологический и антропометрический анализ рабочих движений.

· Пооперационный анализ трудовой деятельности.

· Фотография рабочего дня, хронометраж.

· Изучение индивидуального стиля деятельности.

· Анализ ошибочных действий. Оценка санитарно-гигиенических условий труда.

· Динамика работоспособности за смену, неделю и более длительный период.

Конечная цель построения профессиограммы заключается в том, чтобы повысить эффективность функционирования человека как субъекта труда и обеспечить развитие его личности в ходе выполнения профессиональной деятельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1926; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.