Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Четвертый признак общества – интегративность




Второй признак общества – универсальность

Первый признак общества – территория

Признаки общества

Третий признак общества – автономность,

В более узком смысле «общество» есть большая социальная группа, где основными элементами являются люди с их связями, взаимодействиями и отношениями, которая постоянно базирующаяся на определенной территории, имеющая собственную культуру и органы управления, и обеспечивающая собственное демографическое воспроизводство.

«Общество» можно рассматривать с разных сторон:

как исторический этап, определенную форму социального развития (первобытное общество, феодальное общество, капиталистическое общество),

как конкретное общество в рамках одной страны (французское общество, российское общество),

как круг людей, объединившихся по сословной принадлежности (дворянское общество, купеческое общество),

или как группу людей, объединившихся по каким-либо интересам (потребительское общество, благотворительное, спортивное общество и т.д.).

Подходы к познанию общества менялись от одной эпохи к другой. Претерпевало изменения и само понятие человеческого общества.

Уделяли внимание обществу и античные мыслители, такие как Платон и Аристотель, отождествляющие общество с государством. В их концепциях было заложено много гениальных мыслей и идей, которые получили дальнейшее развитие в творчестве других выдающихся социальных мыслителей. Никколо Макиавелли, Томас Мор и Томмазо Кампанелла, Томас Гоббс, Джон Локк, Шарль Луи Монтескье, изучающие развитие общества постепенно подвели к уточнению и наполнению понятия «общество».

Возникновение социологии как науки об обществе изменило познавательные методы изучения общества и потребовало уточнения этого понятия. Представители различных школ и направлений предлагали свои определения.

А. де Сен-Симон считал, что общество – это огромная мастерская, призванная осуществлять господство человека над природой.

Основатель социологии О. Конт рассматривал его как функциональную систему, основанную на разделении труда, которая включает в себя государство, классы и семью.

Г. Спенсер проводил аналогию между биологическим и социальным организмом. Указывая на то, что общество – это живой организм, который в течение жизни растет, увеличивается в объеме и усложняется в процессе развития. Кроме того, общество, так же как и биологический организм, является функциональным единством многочисленных элементов (органов), каждый из которых выполняет свои важные функции. Это послужило началом системного подхода к обществу.

По мнению Э. Дюркгейма, общество – это реальность особого рода, мало зависимая от личной инициативы и взаимодействия индивидов и обладающая по отношению к ним принудительной силой. Это надындивидуальная духовная реальность, образованная из «социальных фактов» и основанная на коллективных представлениях.

Еще одна «классическая» точка зрения принадлежит М. Веберу. Согласно его точке зрения, общество – идеальный тип, означающий взаимодействие людей.

К. Маркс давал следующее определение обществу. Он говорил, что общество – это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности.

П. Сорокин: «Общество означает не только совокупность нескольких единиц (особей, индивидов и т.д.), но предполагает, что эти единицы не изолированы друг от друга, а находятся между собой в процессе взаимодействия. То есть оказывают друг на друга то или иное влияние, соприкасаются друг с другом и имеют между собой ту или иную связь». В другой, более поздней работе, написанной уже в американский период жизни, П. Сорокин отмечает, что общество есть «совокупность взаимодействующих индивидов с его социокультурными отношениями и процессами».

Т. Парсонс: общество – это такой тип социальной системы, который обладает самостоятельностью относительно своей среды. Это совокупность взаимосвязанных социальных систем, каждая из которых образуется на основе взаимодействий между индивидами.

В данном случае самодостаточность может быть интерпретирована и понята как самообеспеченность общества, т.е. стабильность отношений, взаимообмен с окружающими системами и способность контролировать этот взаимообмен в интересах своего функционирования. Будучи структурным функционалистом, он различал в обществе четыре структуры, или подсистемы:

Ø экономика – подсистема, которая в обществе выполняет функцию адаптации к внешней среде через труд, производство и распределение;

Ø политика (или политическая система) выполняет функцию целедостижения путем преследования общественных целей и мобилизации для этого агентов и ресурсов.

Ø система подчинения (например, в школах, семье) выполняет латентную функцию, передавая агентам культурные образцы (нормы и ценности) и разрешая их усвоение.

Ø наконец, функцию интеграции выполняет социетальное сообщество (например, закон), координирующую различные элементы общества.

Применяя методологическую концепцию Т. Парсонса к анализу общества как системы, можно говорить о том, что главным условием самосохранения этой системы является обязательное выполнение ею нескольких функций.

Общество должно уметь адаптироваться к окружающей среде, реагировать на ее изменения. Однако приспособление не должно быть пассивным, поскольку для общества это может быть равносильно гибели, так как в этом случае оно утрачивает свою качественную определенность. Кроме того, приспособление должно осуществляться на основе обратной связи, т.е. система должна обладать способностью мобилизовать внутренние ресурсы и самостоятельно воздействовать на окружающую среду. Для этого система должна выполнять вторую функцию – целедостижение, которая как бы уравновешивает функцию адаптации и заключается не в способности индивидов рационально формулировать определенные цели и задачи, а в наличии у любой системы объективной способности поддерживать свою целостность, влияя на свое окружение. Третья функция – поддержание образца, т.е. способность системы воспроизводить свои элементы, сохранять внутреннюю структуру. Если в системе отсутствуют механизмы, обеспечивающие это воспроизводство, она неизбежно утратит свою индивидуальность и может переродиться в новое социальное образование. Если в обществе не будут функционировать механизмы, позволяющие постоянно воспроизводить в действиях людей институализированные отношения и солидарные связи, оно перестанет существовать. Четвертая функция – интеграция, т.е. способность системы интегрировать новообразования, неизбежно возникающие по мере ее развития, подчинять их своей логике; в противном случае могу нарушиться равновесие системы, разорваться ранее сложившиеся связи и отношения.

Так, например, по Т. Парсонсу, функциональная нагрузка экономических институтов – адаптация; политических институтов – целедостижение; институтов образования, семьи – поддержание образца и т.д. Следовательно, элементы общества-системы должны быть не случайным нагромождением, а нести «полезную» нагрузку, т.е. выполнять любую из перечисленных функций.

 

При определении окружающей среды, Т. Парсонс указывал следующие ее составляющие:

Ø человек в двух своих ипостасях: как физиологическое существо (или «поведенческий организм») и как система личности;

Ø природа, а также вся совокупность реальных материальных объектов, созданных руками человека;

Ø социальные системы, не контролируемые данным обществом;

Ø ценности, социокультурные образцы поведения, выработанные и вырабатываемые в ходе взаимодействий народов, принадлежащих к разным обществам, но имеющих общую историческую судьбу, и обычно обозначаемых как цивилизации.

Таким образом, социальные системы являются открытыми, так как постоянно взаимодействуют с внешним окружением.

Первый уровень– базовый, статусно-ролевой. Стандартизация определенных видов взаимодействия, неизбежно происходящая в обществе, вырабатывает статусно-ролевые стандарты определенных видов взаимодействия. Те из них, которые носят устойчивый, нормативно-фиксируемый и воспроизводимый характер, составляют базовый первичный уровень общества. Общество можно представить в виде множества статусно-ролевых позиций. Чем общество развитее, тем таких позиций, сложно организованных, соединенных между собой бесчисленными нитями, больше.

Второй уровень общества – иституциональный, регулирующий групповые или специализированные виды взаимодействий. Для каждого общества это конкретный набор социальных институтов и общностей. Развиваясь, общество создает новые институты, насыщая их сформировавшимися на протяжении веков представлениями о ценностных образцах и нормативных предпочтениях. Таким образом, старое удерживается в новых социальных образованиях. Кодифицирует, контролирует и развивает институциональные отношения в обществе государство. Государство – это центр общественной системы. Никогда полностью не совпадая с обществом, оно контролирует процесс воспроизводства определенных институтов, фиксирует их функциональное назначение, определяет зоны действия, формирует и контролирует единое правовое пространство. Следует отметить, что в одних случаях государство контролирует только часть общественных отношений, в других – почти все. От того, какова роль государства, куда сдвинут этот центр власти, зависит суть общественной системы.

Третий уровень – социетальный, обеспечивающий воспроизводство связей, значимых для общества в целом. Его воздействие отличается универсальностью и интегративностью, удерживает институциональные образования в едином комплексе, не позволяет распасться обществу как целостности. Общие культурные образцы связывают многочисленные институциональные и солидарные объединения. Культура помогает человеку сформировать целостный взгляд на окружающий его социальный мир, соединить в своем миропонимании различные социальные институты, задает ценностные образцы поведения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2635; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.