Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социологические теории общества




В современной социологии существуют различные подходы к изучению общества: детерминизм, функционализм, интеракционизм, конфликтная парадигма.

Детерминистская методология предложена К. Марксом. Общество, по К. Марксу, представляет собой особую социальную форму движения материи, подчиненную объективным законам функционирования и развития. Социальная сущность человека заключается в том, что он есть совокупность всех общественных отношений. К. Маркс разработал учение об общественно-экономических формациях как ступенях общественного прогресса человечества. Системообразующим элементом общественной формации является способ производства. Он определяет функционирование остальных подсистем. Экономика, право, политика, идеология взаимосвязаны. Общество постоянно изменяется и находится в непрерывном поступательном развитии.

Функционалисты рассматривают общество как стабильную и упорядоченную систему, устойчивость которой достигается благодаря общим ценностям, убеждениям, а также социальным ожиданиям (Д. Кендалл), Основные идеи этой школы были сформулированы О. Контом, Г. Спенсером и Э. Дюркгеймом и развиты А. Радклифф-Брауном, Р. Мертоном и Т. Парсонсом.

Г. Спенсер представлял общество как организм, включающий в себя различные «органы» – политику, религию, экономику, культуру. Каждая из частей выполняет четко обозначенные функции. Гармоничное их функционирование обеспечивает общественные потребности, согласованность взаимодействия подсистем общества, что способствует сохранению его ценности и воспроизводству человеческого рода. В жизнедеятельности общественных систем возможны нарушения. Для их устранения необходимы институты социального контроля: государство церковь, мораль, образование, воспитание.

Современные функционалисты трактуют общество не как организм, а как систему, но так же акцентируют внимание на функциях различных элементов социальной системы.

Р. Мертон вводит понятие «явных» и «латентных» функций социального явления. «Явные» – те, что известны участникам, «латентные» – не осознаваемые ими. Социологическое исследование общества, социального явления или процесса должно уделять особое внимание выявлению скрытых, неявных функций социальных отношений и институтов. Р. Мертон ввел в научный оборот понятие «дисфункция» для определения характерных для современного общества дезинтегрирующих процессов и тенденции, угрожающий единству, стабильности и нормативному порядку общества.

Согласно Т. Парсонсу, любая система содержит две фундаментальные «оси ориентации»: «внутреннее – внешнее» и «инструментальное – консуматорное». Наложение их друг на друга позволяет построить теоретическую матрицу, включающую категории адаптации, целедостижения, интеграции и воспроизводства структуры.

Интеракционизм (концепция действия) изучает микроуровень общественной жизни, роль конкретных межчеловеческих взаимодействий и функционирование структур социального мира. Дж. Хоманс и П. Блау разработали теорию социального обмена. Дж. Мид и Г. Блумер – концепцию символического интеракционизма.

Согласно теории социального обмена, индивиды вступают в социальные отношения, потому что нуждаются в многообразных видах вознаграждения – социальном одобрении, уважении, статусе, авторитете и т.д. Получить их они могут, только взаимодействуя с другими людьми. Часто в процессе взаимодействия отношения бывают неравными: обладающий средствами для удовлетворения потребностей других может использовать их для приобретения власти над ними.

Представители символического интеракционизма считают, что поведение человека детерминировано обществом как совокупностью межиндивидуальных отношений, а не потребностями, интересами, индивидуальными склонностями и влечениями индивида. Все многообразие связей человека с вещами, природой, другими людьми, группами людей и обществом в целом они рассматривают как связи, опосредованные символами. Социальную деятельность они определяют как совокупность социальных ролей, фиксируемых в системе языковых и других символов.

Сторонники конфликтной парадигмы признают роль и влияние общественных структур, но именно конфликт, а ее сплоченность считают олицетворяющим отношения между различными группами в обществе. Борьба за власть, за перераспределение власти и авторитета, не обязательно проявляемая открыто, неизбежна, постоянна и присуща любому обществу (Р. Дарендорф). Общество характеризуется неравенством не только в политической, но и в экономической и социальной сферах. Социальная жизнь – постоянная борьба между различными социальными группами за ресурсы, против неравенства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1761; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.