Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основной закон интеллектуальной эволюции человечества» О. Конта




На самой ранней, первой, теологической стадии, охватывающей период с начала человеческой истории до конца европейского средневековья, наступившего около 1350 г., люди воспринимали общество с религиозной точки зрения, видя в нем проявление воли Бога (мифология, фетишизм, политеизм, монотеизм). Явления природы и жизни людей объясняются влиянием сверхъестественных сил. Эта стадия обязательна для всех народов, она самая архаичная. В ее рамках сознание не выходит за пределы священного писания. Знания о вещах не имеют возможности развиваться. Однако ее положительным качеством является установление непререкаемых нравственных принципов, обязательных для всех.

С Ренессанса теологический подход сменился, второй, метафизической стадией (до 1800 г.). Подобно теологической стадии, в ней присутствует постоянная попытка нахождения начала и конца всех вещей, но используется для этого не сверхъестественное, а опытное знание. На протяжении этого периода люди считали общество, скорее, естественным, нежели сверхъестественным, явлением. Однако из-за слабого развития науки понятия, отражающие эти явления, довольно абстрактны.

То, что О. Конт назвал научной или позитивной стадией берет начало в условиях становления промышленного производства и развития естествознания. Человеческое сознание в своих суждениях и выводах исходит преимущественно из научных наблюдений, так как эмпирический мир лежит на поверхности. Теологический и метафизический подходы к миру сменяются исследованием его законов.

Другой важный вывод, приведший О. Конта к необходимости формирования науки об обществе, связан с проблемами гармонизации общества. Будучи убежденным сторонником эволюционного развития общества О. Конт считал, что оно подчинено закону «социальной гармонии», а, следовательно, все, что противоречит этому закону (например: классовая борьба, революция) являются незаконными и неразумными. Отсюда и одна из важнейших задач социологии, согласно О. Конту, состоит в поддержании и укреплении порядка, существующего общественного строя. «Любовь как принцип, порядок как основание и прогресс как цель», - вот основные принципы, лежащие в основе оценки О. Контом общественных явлений.

Социология О. Конта опирается на совокупность эмпирических данных, собранных в наблюдении, экспериментах, сравнительном исследовании, данных надежных, проверенных, не вызывающих сомнения.

 

О. Конт считал, что в социологии применимы все основные общенаучные методы, но каждый из них при этом имеет свою специфику. Необходимым условием социального наблюдения, по мнению О. Конта, является четкое разделение субъекта и объекта познания. В социологии наблюдение возможно только «со стороны». Большое значение О. Конт придавал косвенному наблюдению: описанию обычаев, традиций, нравов народов.

О. Конт высоко оценивал перспективы применения в социологии метода эксперимента. Он различал непосредственный и опосредованный эксперимент. В социологии метод эксперимента проявляет себя чаще в опосредованной форме, как наблюдение за резкими социальными потрясениями, переменами, кризисами, которые, как и патология организма, помогают лучше понять нормальное состояние общества, закономерности его развития.

Для исследования социальных явлений, по О. Конту, наиболее продуктивен сравнительный метод. В социологии применимы три основных вида сравнения. Сравнение процессов, происходящих в обществе, позволяет лучше понять роль нравственных и интеллектуальных факторов, обнаружить универсальные механизмы общественной жизни. Сравнение различных обществ, существующих в данный момент времени, но не влияющих друг на друга, позволяет, исходя из того, что все явления управляются неизменными законами, переходить от известного к неизвестному. Наконец, можно сравнивать различные состояния одного и того же общества, социальное положение различных классов и групп с целью выявления определенных этапов развития.

К естественнонаучным методам О. Конт добавил метод исторического анализа, поднимающий социологию до уровня «позитивной» науки. Исторический метод направлен на выявление тенденций и закономерностей развития общества. Задача исторического метода заключается в сравнении последовательных состояний общества с учетом того, что прошлое, настоящее и будущее тесно связаны.

Основные выводы:

О. Конт считал, что общество определяет развитие и деятельность составляющих его субъектов; человек играет ту или иную роль в обществе как социальный субъект, а не как автономно развивающаяся личность.

1. О. Конт вошел в историю науки как основоположник позитивизма. Позитивная философия целиком базируется на данных науки, а не на воображении и догадках.

2. Согласно О. Конту главное влияние на развитие общества оказывает интеллектуальная эволюция сознания человека. Наука – высшее проявление интеллектуальной эволюции.

 

Герберт Спенсер (1820-1903) – английский философ и социолог, один из родоначальников позитивной социологии, родился в Дерби, в Англии. В течение 10 лет Г. Спенсер, работая инженером на железной дороге, не прекращал самостоятельно заниматься и стал публиковать научные политические труды.

В 1848 г. Г. Спенсер был назначен редактором журнала «Экономист». К 1850 г. он завершил свою главную работу – «Социальная статика».

В 1853 г. он получил наследство, которое позволило ему оставить работу и до конца дней жить как свободный ученый. Он никогда не имел университетской степени и не занимал научного поста. В конце концов, он достиг славы не только внутри Англии, но и приобрел мировую известность.

Одним из интереснейших качеств Г. Спенсера, которое, в конечном счете, стало причиной его интеллектуального уничтожения, было нежелание серьезно читать чужие труды. Фактически, если он читал чью-то работу, зачастую делал это только ради того, чтобы найти подтверждение своим собственным, независимо созданным идеям.

Большое влияние на Г. Спенсера оказали Ч. Дарвин, А. Смит, Р. Мальтус.

Основные сочинения Г. Спенсера:

«Основания психологии» (1870-1872);

«Основания социологии» в 3 т. (1876-1896);

«Социология как предмет изучения» (1903) и др.

Теория общества Г. Спенсера

В своих представлениях об обществе Г. Спенсер опирался на идею сходства социальных систем с живыми организмами. Общество, как и любой другой организм, считал он, имеет свою структуру и возраст, его функции во многом схожи с функциями живого организма. Например, по мнению Г. Спенсера, железные дороги выполняют функцию кровеносной системы, ибо и та, и другая обеспечивают жизнедеятельность организма. Армию он уподоблял волосяному покрову организма, предохраняющему его от повреждений, а общество от внешних обязанностей.

Сходства общества с биологическим организмом:

все общества, как организмы, увеличиваются в массе;

и те, и другие усложняются;

части общества приходят во всю большую зависимость друг от друга;

и те, и другие продолжают жить как целое, хотя составляющие их единицы постоянно меняются и исчезают (клетки организма, – люди в обществе)

 

В то же время, Г. Спенсер выделял специфические черты общества, позволяющие рассматривать его как особое бытие – надорганизм. Главное отличие заключается в том, что в биологическом организме части служат для целого, в то время как в обществе целое существует для частей. Общество, по Г. Спенсеру, существует для блага своих членов, а не члены его существуют для блага общества. В этом особенность органицизма Г. Спенсера, в отличие от О. Конта.

Теория социальной эволюции

Центральный пункт мировоззрения Г. Спенсера – идея всеобщей эволюции, которую он распространяет не только не неорганическую и органическую природу, но и на человеческое общество. Социальная эволюция (с точки зрения Г. Спенсера) – прогрессивное развитие общества по пути его усложнения и совершенствования деятельности социальных институтов, прежде всего политических. Закон эволюции универсален как для природы, так и для общества. Его проявление в социальной среде есть частное проявление общего правила.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.