Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Таинства и обряды православной Церкви




Церковная иерархия и миряне

Со времён раннего христианства объединение членов Церкви сравнивалось с семейными узами: люди, единые в вере, собираются вокруг главного церковного события – причастия Телу и Крови Христовой на Таинстве Евхаристии. Человек, который возглавляет эту трапезу (Священник), именуется отцом, а все присутствующие – братьями и сёстрами. Отличие от семейных уз только одно: духовное родство в Церкви – не кровное, а результат свободного, добровольного мировоззренческого выбора отдельных личностей. Все они (клир и миряне) знаменуют единство своих частных устремлений и жизненной цели, поэтому они – одна духовная семья.

В православной Церкви с древности существует трехстепенная иерархия священников, а священническое служение требует особого посвящения (Таинство Священства). С апостольских времен к священнослужителям предъявлялись высокие нравственные критерии: «будь образцом для верных в слове, житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим., 4, 12).

По учению Церкви нравственное несовершенство того или иного священнослужителя не влияет на действенность Таинств, так как они совершаются не им, но Богом, а священник – Его служитель и свидетель. Человеческие слабости и грехи любого члена Церкви (и священника, и мирянина) являются её болезнью и бедой.

Все три иерархические степени – епископ (архиерей), священник (иерей) и диакон – различаются по степени получаемой в таинстве священства благодати и своему служению. Епископы возглавляют церковные области (епархии), священники – отдельные приходы в епархии, диаконы помогают тем и другим при совершении Литургии и в других богослужениях.

Высшим органом власти в церкви является Собор епископов: для Поместной Церкви – её местных епископов, для вселенской – Собор епископов всей Церкви. Главнейшее значение для церковной иерархии имеют её апостольская преемственность и непрерывность епископства (см. выше).

Кроме священнослужителей в Православной Церкви есть церковнослужители – нерукоположенные помощники иереев и диаконов (алтарники, чтецы, регенты и т.д.).

 

Церковь – это место встречи Бога и человека, и не только встречи, но и по дару благодати, духовного единения, что именуется обожением. Спасительное воздействие на людей Святого Духа, пребывающего в Церкви со дня Пятидесятницы, называется благодатью. Благодать (или благодатные дары) подается Святым Духом. Запредельная (трансцендентная) сущность Божия остается для человека недоступной, но в Своей обращенности к миру Бог имеет особый образ бытия, в котором открывается людям и соприкасается с ними. Невозможно перечислить все пути, которыми подается благодать. Она может излиться в ответ на любой молитвенный и жизненный подвиг человека, взыскавшего Бога. Но через святые Таинства Церкви благодать изливается непреложно. Таинства – это такие священные действия, в которых при произнесении определенных слов на верующего таинственно и невидимо действует благодать Божия. Таинства дарованы Церкви как знак неотлучного пребывания в ней Святого Духа и как свидетельство ее истинности. В каждом Таинстве подается особый благодатный дар, а через все Таинства в совокупности освящается вся жизнь человека. Благодать Святого Духа – это особая сила Божия, необходимая для спасения человека. Под действием благодати человек приобретает способность воспринимать и понимать Слово Божие. Посредством Таинств благодать преображает человека, обновляя его природу и его личность. По учению Церкви, условием для получения благодати в Таинстве является внутренняя настроенность, вера, искреннее желание и полная готовность принять его. Святой преподобный Серафим Саровский говорит, что истинная цель жизни христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего. И вот стяжание Духа Святого и является плодом нашего участия в Таинствах.

Существует семь Церковных Таинств:

- Крещение

- Миропомазание

- Евхаристия (Причастие)

- Покаяние

- Священство

- Брак

- Елеосвящение (Соборование)

Все таинства совершаются внутри Церкви, они неотделимы от Церкви. В преподавании Таинств церковных прослеживается преемство иерархии от апостольской эпохи до настоящего времени. Те же самые Таинства, что преподавались апостолами, преподаются ныне епископами и священниками. Сохранилось и понимание Таинства как «соборного» действия, даже если оно совершается и вне храма, как, например, Таинство Елеосвящение, которое может совершаться на дому. В лице семи священников, Церковь сама приходит в дом к больному, не способному прийти в храм.

Соединяя человека с Богом, Таинства Церкви в то же время помогают человеку реализовать свою «человечность», свой потенциал свободы, свое призвание в Духе Святом: «Таинство – не абстракция, а опыт, в котором человек общается с Богом. В Таинстве человеческая природа, не теряя полноты человеческого естества, участвует в более высокой реальности Духа. Человечество становится еще человечнее и исполняет свою исключительную судьбу. Таинство – путь к истинной жизни, к человеческому спасению. Оно открывает дверь к истинному, неискаженному человечеству, и поэтому Таинство – не магия. Святой Дух не подавляет человеческой свободы, а освобождает человека от уз греха. В новой жизни невозможное становится возможным, если человек свободно пожелает принять то, что дарует ему Бог» (Мейендорф Иоанн,протопресвитер, Брак в православии. Клин.2000 с. 15-16)

Слово «обряд» в Православной Церкви используется в двух смыслах Первое понимание термина:

Обряд – это сам порядок совершения и Таинства, и любой другой церковной службы. Обряд – это чинопоследование богослужения, его особенности и отдельные частные моменты, те или иные символические действия священника, молитвословие и т.д.

Второе понимание обряда: обряд- это целостное богослужение, которое не входит в число семи церковных Таинств; в этом смысле обрядами, например, являются водосвятные молебны или панихиды.

Некоторые современные богословы называют обряды «меньшими Таинствами», тем самым подчеркивая их сакраментальный, таинственный характер. Чем же Таинства принципиальным образом отличаются от обрядов? В Таинствах, в отличие от обрядов, человек делается новым человеком, он приобретает иные сущностные, онтологические свойства, особые качества, которым он не обладал. Благодаря Таинствам он приобретает новое духовное состояние, переходит на иной уровень христианского бытия. Именно благодаря участию в Таинствах происходит то, к чему призывает Церковь – освящение, обожение. В Таинствах совершается не только перемена человеческой природы, не одно лишь освящение души и тела. Каждый участвующий в Таинствах христианин изменяется не только сущностно, природно, биологически, но и преображается ипостастно, личностно – освящаясь, делаясь «новой тварью во Христе» (2 кор. 5,17) – именно как неповторимая, единственная в своем роде, личность.

Каждое Таинство – есть Таинство, осуществляющееся во Христе. По слову святого Николая Кавасилы, Христос «и в каждом Таинстве и им самим мы помазуемся, и омываемся, и Он же есть и наша вечеря»

Тем самым участие в каждом из церковных Таинств мы созидаемся Христом и по образу Христа в «нового человека». Именно в Таинствах Церкви мы подлинно становимся во Христе «членами тела Его, от плоти Его и от костей Его» (Ефес. 5, 80)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1013; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.