Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Чистая монополия, олигополия и монопсония





Несовершенная конкуренция

Ограниченность совершенной конкуренции преодолевается в условиях различных типов рыночных структур. Несовершенная конкуренция* - это конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной. Рынки, на которых продавцы или покупатели способны воздействовать на рыночную цену, называются несовершенно конкурентными. Несовершенную конкуренцию подразделяют на три типа: чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция. Кроме основных типов рыночных структур, существует множество других: монопсония, олигопсония, дуополия, билатеральная монополия (Табл. 10).

Покупатель/ продавец много несколько один
много полиполия (совершенная конкуренция) олигополия монополия
несколько олигопсония (олигопсония спроса) билатеральная олигополия ограниченная монополия
один монопсония (монопсония спроса) ограниченная монопсония билатеральная монополия

Полной противоположностью совершенной конкуренции является монополия. «Чистая монополия» - крайний случай несовершенной конкуренции.

Фирму принято считать чистым монополистом, если она выступает в качестве единственного производителя данного товара. Выпускаемая ею продукция не имеет близких заменителей, а доступ новых производителей в данную отрасль почти невозможен.

 

Чистой монополии свойственны следующие черты:

Единственный продавец. В условиях чистой монополии одна фирма производит данный товар или оказывает услугу, то есть понятие фирма и отрасль совпадают.

Наиболее наглядный пример чистой монополии - монополия отраслевого министерства в СССР. По данным Госкомстата СССР в 1989 г. из 340 групп промышленной продукции 209 производилось на одном предприятии, а 109 - на предприятиях монополизировавших 90% союзного рынка и более*

Аналогичная ситуация в масштабах страны встречается редко, но в пределах маленького города явление вполне реальное. В маленьком городе существует один телеграф, один банк, одна гостиница и т.д.



Нет близких заменителей. Фирма производит такой уникальный продукт, который не имеет близких заменителей. Это означает, что у покупателя нет альтернативного выбора, а у производителя нет необходимости рекламировать свой товар. Если чистые монополии производящие продукт общественного пользования рекламируют его, то это скорее для престижа, так как конкурентов нет.

Установление цены. Если в условиях совершенной конкуренции фирма выступает как «принимающая цену», то чистый монополист диктует цены. При нисходящей кривой спроса на свой продукт фирма повышает или понижает цены, изменяя объем производимого продукта (Рис.39).

 

Рис.39.

Барьеры для вступления в отрасль. Вступление в отрасль новых производителей заблокировано юридически или экономически.

Монопольное положение фирмы может быть «естественным», но может быть создано искусственно. Это зависит от причин ее порождающих. Существует три причины:

экономия от масштаба;

контроль над редкими и очень важными ресурсами;

государственное ограничение притока новых производителей.

Типичный пример естественной монополии - муниципальные коммунальные службы. Фирмы становятся естественными монополиями благодаря экономии от масштаба.

Если производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем несколькими, то данная отрасль - естественная монополия.

Естественная монополия представлена обычно крупными предприятиями с наивысшей производительностью и минимальными затратами. Долгосрочные средние затраты достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. Такие условия отражают, например, автомобильная, сталелитейная отрасли производства.

При этом следует помнить, что рост масштабов производства имеет пределы. Отрицательный эффект роста масштабов возникает из-за сложности управления крупномасштабным производством. Чтобы избежать негативных последствий, многие крупные фирмы предпочитают отделять от себя различные подразделения, обладающие автономией и конкурентоспособностью.

Вторая причина существования монополий - исключительное право данной компании на владение каким-либо редким и важным ресурсом. Хрестоматийный пример - деятельность компании «Де Бирс», которая уже давно монопольно владеет крупнейшими алмазными рудниками в Южной Африке и поэтому контролирует мировой рынок алмазов.

Третья причина - государство создает барьеры для вступления новых производителей, выдавая патенты и лицензии. Патенты сыграли большую роль в развитии таких фирм как «Ксерокс» и «Истман Кодак», «Сони» и «Полароид» и т.д. Монопольное положение, закрепленное патентом, служит фактором усиления монопольной власти.

Продавец обладает монопольной властью над рынком, если он может повышать цену на свою продукцию путем ограничения собственного объема выпуска.

В некоторых случаях правительство оставляет за собой монопольное право на производство и реализацию продукта, например, табака или спиртных напитков. Примером является история водочной монополии в России.

На монополистическом рынке возможна ситуация, называемая двусторонней монополией или билатеральная монополия.

Двусторонняя монополия (билатеральная монополия) - тип рыночной структуры, при которой возникает противоборство единого продавца и единого (объединенного) потребителя. Такой рынок возникает при использовании электроэнергии, водоснабжения, газоснабжения и т.д.

Совершенная конкуренция и чистая монополия - крайние варианты рыночных структур. Промежуточное положение между ними занимают монополистическая конкуренция и олигополия.

Монополистическая конкуренция - это тип рыночной структуры близкий к совершенной конкуренции, а олигополия - ближе к монополии.





Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 5364; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.002 сек.