Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

IV. Философы древней Греции о воспитании и образовании

Сократ ( 469-399 до н. э).

Сократ -один из крупнейших философов Древней Греции.. Его наследие представляет интерес для истории образования в четырех аспектах:

- Сократ был одним из основоположников рационализма.

Он хотел осмыслить разумом жизнь. Сократ полагал, что знание и самопознание – главные пути к правильному поведению и добродетели. Стоит только научить человека, и он будет добродетельным. Храбр тот, кто знает, что такое храбрость и как нужно вести себя среди опасности. Благочестив тот, кто знает, как нужно относиться к богам. Справедлив тот, кто знает, что он должен делать людям.;

- Сократ вошел в историю как особый тип Учителя. Он учил в свободных беседах желающих, обращающихся к нему по собственной инициативе. Все источники подчеркивают бескорыстие Сократа, который, по примеру старых философов, не брал от своих учеников возна­граждения за занятия с ними и приобретал, таким образом, вну­треннюю и внешнюю независимость. В диалоге «Пир» Алкивиад объясняет за что он ценит Сократа как Учителя;

- Сократ был не только Учителем, но в реальной жизни раскрыл процесс пайдеи, являя собою образ античного философа, который был ориентиром в образовании молодежи;

-. Сократ вошел в историю как собеседник. Всю свою жизнь Сократ проводил в беседах с людьми. Кто–то из них считал себя его учеником, как Платон или Алкивиад, кто–то нет. Беседы эти благодаря Платону получили названия диалоги, в педагогической литературе было много написано о принципах и схемах сократического диалога.

Майевтика (др.-греч. μαιευτική) — повивальное искусство, родовспоможение. Встречающийся в диалоге Платона «Теэтет» термин, обозначающий метод философствования СократаПовития же этого виновники — Бог и я» — Платон Теэтет, 150d), отличие лишь в том, что Сократ помогает не рождению ребенка, а рождению мысли и делает это в диалоге с помощью вопросов и ответов «Са­мое же великое в нашем искусстве — то. что мы можем разными способами допытываться, рождает ли мысль юноши ложный призрак или же истинный и полноценный плод» (15ОЬ-с), так что майевтика — это образное выражение для того, что Аристотель иначе называл «индуктивным методом» Сократа и аналитикой понятий.

Платон – (428-347 г. до н. э)

Платон - величайший древнегреческий философ, которого сами греки называли божественным. Он родился в самый разгар Пелопонесской войны, губительной для демократических Афин. Платон принадлежал к одному из самых знатных, аристократических и богатых родов в Афинах, получил блестящее образование. Когда Платону было 20 лет, он встретился с Сократом. Восемь лет продолжалась их дружба. Общение с Сократом определило мировоззрение Платона. Сократ – главное действующее лицо его диалогов, в его уста вкладывал Платон свои ведущие идеи.

Платон верил в возможность исправления мира силою разума.

1. А. Лосев так описывает пять актов драмы жизни Платона. «Первый акт - смерть Сократа. Второй - первая поездка в Сицилию ко двору сицилийского диктатора Дионисия старшего. Платон хотел, как философ воздействовать на диктатора, но в результате интриг был продан в рабство. Его выкупили друзья. Третий акт – новая поездка ко двору Дионисия младшего. Платон оказывается в паутине интриг и коварства и с трудом ему удается уехать. Четвертый акт – третья поездка в Сицилию для вразумления Дионисия младшего. Платон был выслан из дворца на территорию наемных войск и был составлен заговор об его убийстве. Ему с трудом удалось бежать. Так была продемонстрирована тщетность идеи воздействия философа на правителя. Пятый акт – Платон создает утопический проект идеального государства и мудрых законов («Государство», «Законы»)»

Понимание педагогических идей Платона не возможно без анализа его философских и социально политических взглядов.

- Платон полагал, что прекрасный, материальный Космос управляется законами, лежащими вне него, за его пределами. «Космос есть живое существо, наделенное душой и умом и родился он поистине с помощью божественного провидения» (Тимей).

- «Мир идей» Платон рассматривает выше Космоса. Это надкосмический мир. Увидеть идею можно не физическим зрением, а через умозрение, созерцание. Мир идей находится вне времени, он покоится в вечности. Каждой вещи соответствует умопостигаемая идея, так как «идеи, недоступные нашим ощущениям и постигаемые одним лишь умом, безусловно, существуют сами по себе». (Тимей).

- Самая высшая идея – это абстрактное благо, тождественное абсолютной красоте. Совершенствование человека направлено к познанию высшей идеи блага.

- Есть высший Бог, сотворивший все. Платон называет его «Творцом и родителем этой Вселенной», «демиургом, построившим Космос», «Отцом, родителем Вселенной», «вечно сущим». «Конечно, творца и родителя этой Вселенной нелегко отыскать, а, если мы его найдем, о нем нельзя будет рассказывать» (Тимей).

- Бог благ. Он добр. «Тот, кто устроил Вселенную был благ. А тот, кто благ, никогда и ни в каком деле не испытывает зависти. Будучи чужд зависти, он пожелал, чтобы вещи стали как можно более подобны ему самому. Невозможно ныне и было невозможно издревле, чтобы тот, кто есть высшее благо, произвел нечто, что не было прекраснейшим» (Тимей, с. 433)

- Бог сотворил душу первенствующей и старейшей по своему рождению и совершенству…Душа имела три части: ту – сущность которой неделима и вечно тождественна, ту, которая претерпевает разделение в телах и третьею - созданную путем смешения первых двух.

- Бог создал божественный род: звезды – вечно сущие божественные существа и остальных богов и их потомков. «Бог (Отец) передоверил новым богам изваять смертные тела, а после осуществлять правление и возможно лучше и совершеннее вести смертное существо, чтобы оно не стало само для себя причиной зла». «Они приняли из рук его бессмертное начало души и заключили в смертное тело. Они приладили к нему еще один смертный вид души, вложив в него опасные и зависящие от необходимости состояния: для начала удовольствие, эту сильнейшую приманку зла, затем страдание, отпугивающее нас от блага. А в придачу двух неразумных советниц – дерзость и боязнь, и, наконец, гнев, который не внемлет уговорам и надежду, которая не в меру легко внемлет обольщеньям. Все это они смешали с неразумными ощущениями и с готовой на все любовью и так завершили по законам необходимости смертный род души» (Тимей, с.444)

- Смысл воспитания и совершенствования человека в обретении им способности к умозрению и умопостижению высших вечных идей. Но способны к этому лишь те, кто готов силою разума подавить хаос обуревающих человека страстей. Образование - становление себя и управление собой. Воспитание помогает человеку контролировать рассудком свое поведение. «Если души будут над страстями властвовать, жизнь будет справедлива, если окажутся в их власти, то несправедлива

2.Диалоги «Протагор» и «Горгий»

 

Диалог «Протагор» относится к концу 90-х годов IV века. Протагор (480/V-410/V) - один из основателей софистики. По мнению древних «самый неискренний, но и самый острый из софистов» В диалоге «Протагор» Платон пытается понять смысл и возможности обучения и образования

4. «Академия» Платона

Вернувшись в Афины после долгих лет странствий, Платон купил на северо-западной окраине города сад с домом, где основал философскую школу и поселился там.

5. Диалог Платона «Государство»

 

Диалог написан в 70- 60 годы IV века до н. э. Действие же самого диалога мыслится в 411- 410 гг.

Платон создает утопию об идеальном государстве, которую можно назвать и педагогической. Именно благодаря продуманной социальной организации в государстве Платона оказывается возможным сформировать людей, - отвечающих его представлениям об идеале образования – то есть философов, способных к умопостижению, но при этом принимающих участие в управлении государством. Платон предлагает образ «мудреца – правителя», как отражение наивысших возможностей человека его эпохи. Для того, чтобы образование такого человека стало возможно, Платон предлагает заложить некоторые основные принципы в организацию государства. Платон разделяет всех людей на три сословия, в силу того, что по природе своей, телесным и духовным силам все люди разные. Он отводит каждому строго определенное место в государстве и поручает только одно, его дело.

. Помимо понятий природные способности и задатки, Платон вводит понятия «начала человеческой души». Он выделяет три начала человеческой души: разумное (мудрость, рассудительность), вожделеющее (пагубные страсти) и яростное (яростный дух). Вожделеющие начала - страсти по Платону, главная разрушительная сила человека. Это «необычная сила вожделений к еде, питью, любовным утехам и особенно сребролюбию. Ими охвачена большая часть людей, и они не в силах справиться с ними силой разума». Для Платона в плену страстей находятся все люди, кроме стражей и философов, а именно «поэты, рапсоды, актеры, хоревты, подрядчики, кормилицы, воспитатели, служанки, цирульники, повара, свинопасы, крестьяне, ремесленники» (с.135). Всех их Платон называет «плательщики и кормильцы». Они как человеческий материал не пригодны для воспитания.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Хронология | Инфекция, факторы инфекционного процесса и основные формы инфекции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1036; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.