Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, предмет и метод финансового права




Конституционные основы финансовой системы Республики Беларусь

Финансовая система Республики Беларусь и ее состав

Субъекты финансовой деятельности государства

 

Действующее законодательство Республики Беларусь устанавливает, что субъектами финансовой деятельности государства выступают государственные органы Республики Беларусь, посредством которых государство создает организационного-правовые предпосылки для функционирования финансовой системы государства, создает денежную инфраструктуру в стране, посредством которых формируются, распределяются и используются денежные фонды, а также осуществляется надзор и контроль за соблюдением финансового законодательства.

К таким государственным органам в Республике относятся:

  • Президент Республики Беларусь;
  • Национальное Собрание Республики Беларусь;
  • Совет Министров Республики Беларусь;
  • Министерство финансов Республики Беларусь;
  • Национальный банк Республики Беларусь;
  • Комитет государственного контроля Республики Беларусь;
  • Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь;
  • Государственный таможенный комитет Республики Беларусь;
  • Местные органы управления и самоуправления.

 

 

 

Финансовая система государства представляет собою совокупность взаимосвязанных между собою субъектов и институтов, принимающих участие в финансовой деятельности государства.

Финансовая система государства состоит из двух элементов:

  • Совокупность государственных органов, учреждений и организаций, уполномоченных законодательством Республики Беларусь осуществлять финансовую деятельность;
  • Совокупность финансовых институтов, представляющая собою комплекс разделенных на группы финансовых отношений в обществе, посредством которых осуществляется финансовая деятельность государства. В данной части финансовая система Республики Беларусь состоит из бюджетной системы, валютной системы, налоговой системы, платежной системы

 

Финансовая система государства состоит из следующих звеньев:

  • Государственный (республиканский) бюджет;
  • Местные бюджеты;
  • Государственные целевые бюджетные фонды;
  • Государственные целевые внебюджетные фонды;
  • Денежные фонды субъектов хозяйствования;
  • Страховые денежные фонды;
  • Государственный кредит;
  • Банковский кредит;
  • Денежные фонды физических лиц.

 

Государственные органы Республики Беларусь, в полномочия которых входит осуществление финансовой деятельности, подразделяются на две категории:

  • Центральные государственные органы власти и управления, в компетенцию которых входит формирование финансовой системы государства и ее нормативно-правовое обеспечение, а также обеспечение правосудия в сфере финансов. К числу таких государственных органов относятся: Президент Республики Беларусь, Национальное Собрание Республики Беларусь; Совет Министров Республики Беларусь; судебные органы Республики Беларусь;
  • Специализированные государственные органы, для которых именно финансовая деятельность является основной. К числу таких государственных органов относятся Министерство финансов Республики Беларусь, Национальный банк Республики Беларусь, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь; Комитет государственного контроля Республики Беларусь; Государственный таможенный комитет;
  • Государственные органы Республики Беларусь, осуществляющие финансовую деятельность в ходе выполнения иных функций, установленных законодательством страны, для которых финансовая деятельность является, по сути, побочной. К числу таких органов относятся: Министерство экономики Республики Беларусь; Министерство промышленности Республики Беларусь; Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь; Государственный военно-промышленный комитет и др.

 

 

Конституционные основы бюджетной системы Республики Беларусь регламентированы Разделом VІІ «Финансово-кредитная система Республики Беларусь» Конституции Республики Беларусь.

В соответствии со статьей 132 Конституции Республики Беларусь, финансово-кредитная система Республики Беларусь включает бюджетную систему, банковскую систему, а также финансовые средства внебюджетных фондов, предприятий, учреждений, организаций и граждан.

На территории Республики Беларусь проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная, валютная политика.

Бюджетная система Республики Беларусь включает республиканский и местные бюджеты. Доходы бюджета формируются за счет налогов, определяемых законом, других обязательных платежей, а также иных поступлений. Общегосударственные расходы осуществляются за счет республиканского бюджета в соответствии с его расходной частью.

В соответствии с законом в Республике Беларусь могут создаваться внебюджетные фонды.

В соответствии со статьей 134 Конституции Республики Беларусь, порядок составления, утверждения и исполнения бюджетов и государственных внебюджетных фондов определяется законом.

Отчет об исполнении республиканского бюджета представляется на рассмотрение Парламента не позднее пяти месяцев со дня окончания отчетного финансового года. Отчеты об исполнении местных бюджетов подаются на рассмотрение соответствующих Советов депутатов в определенный законодательством срок. Отчеты об исполнении республиканского и местных бюджетов публикуются.

В соответствии со статьёй 136 Конституции Республики Беларусь, банковская система Республики Беларусь состоит из Национального банка Республики Беларусь и иных банков. Национальный банк регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок расчетов и обладает исключительным правом эмиссии денег.

В соответствии со статьей 107 Конституции Республики Беларусь, Правительство Республики Беларусь:

  • руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти;
  • разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации;
  • разрабатывает и представляет Президенту Республики Беларусь для внесения в Парламент Республики Беларусь проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении;
  • обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда;
  • принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
  • выступает от имени собственника в отношении имущества, являющегося собственностью Республики Беларусь, организует управление государственной собственностью;
  • обеспечивает исполнение Конституции Республики Беларусь, законов и декретов, указов и распоряжений Президента Республики Беларусь;
  • отменяет акты министерств и иных республиканских органов государственного управления;
  • осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента Республики Беларусь.

 

Государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, осуществляет Комитет государственного контроля.

Комитет государственного контроля образуется Президентом Республики Беларусь. Председатель Комитета государственного контроля назначается Президентом.

Компетенция, организация и порядок деятельности Комитета государственного контроля Республики Беларусь определяются законодательством.

В соответствии со статьей 56 Конституции Республики Беларусь, граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей.

 


 

Финансовое право представляет собою относительно новую отрасль права, по отношению к которой ведется значительное число споров в научной среде и в среде практиков.

Стоит отметить, что на данном историческом этапе правовая наука даже не определилась с содержанием предмета финансового права, в связи с чем в науке и правоприменительной практике имеет место значительное число вопросов, касающихся места и роли финансового права в правовой системе государства.

Финансовое право есть самостоятельная отрасль права, представляющая собою совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях выполнения государством публичной функции, а также надзором и контролем за соблюдением финансового законодательства Республики Беларусь.

Предметом финансового права признаются общественные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях выполнения государством публичной функции, а также надзором и контролем за соблюдением финансового законодательства Республики Беларусь.

Спецификой предмета финансового права является следующее:

  • Общественные отношения, входящие в структуру предмета финансового права, складываются в процессе осуществления государством финансовой деятельности;
  • Обязательным субъектом любого правоотношения, входящего в структуру предмета финансового права, является государство в лице Республики Беларусь и (или) местных исполнительных и распорядительных органов;
  • В качестве объекта финансового правоотношения всегда выступают либо деньги, либо денежные обязательства.

 

Общественные отношения, входящие в структуру предмета финансового права, обладают следующими специфическими особенностями:

  • Осуществление общественных отношений направлено на формирование, распределение и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях выполнения государством публичной функции, а также надзор и контроль за соблюдением финансового законодательства Республики Беларусь;
  • Финансовые отношения, входящие в структуру предмета финансового права, всегда носят имущественный характер, поскольку во всех без исключения случаях складываются по поводу денег и денежных обязательств;
  • Финансовые отношения, входящие в структуру предмета финансового права, имеют властный характер и строятся на основе подчиненности любых иных субъектов финансовых правоотношений воле государства;
  • Финансовые отношения, входящие в структуру предмета финансового права, базируются на принципе юридического неравенства сторон, причем, во всех без исключения правоотношениях доминирующим субъектом выступает государство;
  • Финансовые отношения, входящие в структуру предмета финансового права, строятся на принципе единства финансовой системы государства;
  • Финансовые отношения, входящие в структуру предмета финансового права, строятся на принципе обязанности субъектов принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей, что закреплено статьей 56 Конституции Республики Беларусь.

 

В структуру предмета финансового права входят следующие общественные отношения:

  • Отношения, связанные с формированием финансовых ресурсов;
  • Отношения, связанные с планированием поступления и расходования финансовых ресурсов;
  • Отношения, связанные с распределением и перераспределением финансовых ресурсов между Республикой Беларусь и административно-территориальными единицами Республики Беларусь;
  • Отношения между государственными органами, уполномоченными осуществлять финансовую деятельность, с одной стороны и юридическими и физическими лицами с другой стороны по поводу выполнения обязательств перед бюджетом;
  • Отношения между государственными органами, уполномоченными осуществлять финансовую деятельность, с одной стороны и юридическими и физическими лицами с другой стороны по поводу добровольного привлечения в финансовую систему государства временно свободных денежных средств;
  • Отношения между Республикой Беларусь и (или) административно-территориальными единицами Республики Беларусь с одной стороны и иностранными государствами и (или) международными организациями с другой стороны по поводу привлечения внешних государственных заимствований;
  • Отношения между государственными органам, уполномоченными осуществлять финансовую деятельность, по поводу распределения и использования финансовых ресурсов государства;
  • Отношения между государственными органами, уполномоченными осуществлять финансовую деятельность, с одной стороны и юридическими и физическими лицами с другой стороны по поводу распределением и использованием финансовых ресурсов;
  • Отношения, складывающиеся по поводу осуществления надзора и контроля за соблюдением финансового законодательства Республики Беларусь.

 

В настоящее время дискуссионным является вопрос о том, входит ли в структуру предмета финансового права такой массив общественных отношений, как налоговые правоотношения. Представляется, что, в силу специфики налоговых правоотношений, они должны рассматриваться в рамках отдельной самостоятельной отрасли права – налогового права, поскольку последнее обладает всеми признаками такой самостоятельной отрасли права. В рамках финансового права необходимо рассматривать лишь отношения между государственными органами, уполномоченными осуществлять финансовую деятельность, с одной стороны и юридическими и физическими лицами с другой стороны по поводу выполнения обязательств перед бюджетом, частично вытекающих из налогового права (например, отношения, связанные с осуществлением финансового контроля в части, не затрагиваемой налоговым правом).

В то же время, учебный процесс, регламентированный в настоящее время в Республике Беларусь Кодексом Республики Беларусь об образовании, предусматривает изучение налоговых правоотношений в рамках дисциплины «Финансовое право», в связи с чем, данному вопросу уделяется значительное внимание в рамках финансового права. Хотя, можно утверждать, что данный подход является ошибочным и не соответствует реальному характеру правоотношений в финансовой сфере.

Метод финансового права характеризуется тотальным преобладанием императивного регулирования, выражающегося в издании государством в лице его уполномоченных органов предусмотренных законодательством Республики Беларусь властных предписаний, обязательных к исполнению всеми субъектами финансовых правоотношений.

Метод финансового права характеризуется максимальной ограниченностью правовой инициативы иных помимо государства субъектов финансового права.

В то же время, можно отметить некоторые элементы диспозитивного метода в правовом регулировании правоотношений, являющихся предметом финансового права.

Если исходить из того, что налоговое право есть составной элемент финансового права, то примером применения диспозитивности можно указать возможность выбора субъектом хозяйствования применяемой им системы налогообложения – стандартной либо упрощенной. В соответствии со статьей 286 Налогового кодекса Республики Беларусь, применять упрощенную систему вправе при одновременном соблюдении критериев средней численности работников и валовой выручки в течение первых девяти месяцев года, предшествующего году, с которого претендуют на ее применение, организации с численностью работников в среднем за указанный период не более 100 человек, индивидуальные предприниматели, если размер их валовой выручки составляет не более 3 090 150 000 белорусских рублей.

В соответствии со статьей 287 Налогового кодекса Республики Беларусь, организации и индивидуальные предприниматели имеют право на применение упрощенной системы с начала календарного года. Организации и индивидуальные предприниматели, прошедшие государственную регистрацию в году, в котором они претендуют на применение упрощенной системы, вправе применять упрощенную систему начиная со дня их государственной регистрации при условии, если списочная численность работников организации не превышает 100 человек. Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему, должны с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, в котором они претендуют на применение упрощенной системы, представить в налоговый орган по месту постановки на учет заявление о переходе на упрощенную систему, содержащее информацию о размере валовой выручки за первые девять месяцев текущего года, численности работников организации в среднем за этот период, определенной в соответствии с частью 2 пункта 1 статьи 286 Налогового кодекса Республики Беларусь, а также о выбранной налоговой базе (налоговых базах). Форма заявления о переходе на упрощенную систему устанавливается Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь.

Организации и индивидуальные предприниматели, претендующие на применение упрощенной системы со дня их государственной регистрации, в течение двадцати рабочих дней со дня государственной регистрации подают в налоговый орган по месту постановки на учет заявление о переходе на упрощенную систему, содержащее сведения о списочной численности работников организации и выбранной налоговой базе (налоговых базах).

Налоговый орган не вправе отказать организациям и индивидуальным предпринимателям в переходе на упрощенную систему и использовании выбранной налоговой базы (налоговых баз) при соблюдении ими условий, предусмотренных Налоговым кодексом Республики Беларусь.

Решение о переходе организаций и индивидуальных предпринимателей на упрощенную систему или мотивированный отказ в таком переходе принимаются налоговым органом и в десятидневный срок со дня подачи заявления о переходе на применение упрощенной системы направляются этим органом организациям и индивидуальным предпринимателям.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2542; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.