КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие, предмет и метод финансового права
Конституционные основы финансовой системы Республики Беларусь Финансовая система Республики Беларусь и ее состав Субъекты финансовой деятельности государства
Действующее законодательство Республики Беларусь устанавливает, что субъектами финансовой деятельности государства выступают государственные органы Республики Беларусь, посредством которых государство создает организационного-правовые предпосылки для функционирования финансовой системы государства, создает денежную инфраструктуру в стране, посредством которых формируются, распределяются и используются денежные фонды, а также осуществляется надзор и контроль за соблюдением финансового законодательства. К таким государственным органам в Республике относятся:
Финансовая система государства представляет собою совокупность взаимосвязанных между собою субъектов и институтов, принимающих участие в финансовой деятельности государства. Финансовая система государства состоит из двух элементов:
Финансовая система государства состоит из следующих звеньев:
Государственные органы Республики Беларусь, в полномочия которых входит осуществление финансовой деятельности, подразделяются на две категории:
Конституционные основы бюджетной системы Республики Беларусь регламентированы Разделом VІІ «Финансово-кредитная система Республики Беларусь» Конституции Республики Беларусь. В соответствии со статьей 132 Конституции Республики Беларусь, финансово-кредитная система Республики Беларусь включает бюджетную систему, банковскую систему, а также финансовые средства внебюджетных фондов, предприятий, учреждений, организаций и граждан. На территории Республики Беларусь проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная, валютная политика. Бюджетная система Республики Беларусь включает республиканский и местные бюджеты. Доходы бюджета формируются за счет налогов, определяемых законом, других обязательных платежей, а также иных поступлений. Общегосударственные расходы осуществляются за счет республиканского бюджета в соответствии с его расходной частью. В соответствии с законом в Республике Беларусь могут создаваться внебюджетные фонды. В соответствии со статьей 134 Конституции Республики Беларусь, порядок составления, утверждения и исполнения бюджетов и государственных внебюджетных фондов определяется законом. Отчет об исполнении республиканского бюджета представляется на рассмотрение Парламента не позднее пяти месяцев со дня окончания отчетного финансового года. Отчеты об исполнении местных бюджетов подаются на рассмотрение соответствующих Советов депутатов в определенный законодательством срок. Отчеты об исполнении республиканского и местных бюджетов публикуются. В соответствии со статьёй 136 Конституции Республики Беларусь, банковская система Республики Беларусь состоит из Национального банка Республики Беларусь и иных банков. Национальный банк регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок расчетов и обладает исключительным правом эмиссии денег. В соответствии со статьей 107 Конституции Республики Беларусь, Правительство Республики Беларусь:
Государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, осуществляет Комитет государственного контроля. Комитет государственного контроля образуется Президентом Республики Беларусь. Председатель Комитета государственного контроля назначается Президентом. Компетенция, организация и порядок деятельности Комитета государственного контроля Республики Беларусь определяются законодательством. В соответствии со статьей 56 Конституции Республики Беларусь, граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей.
Финансовое право представляет собою относительно новую отрасль права, по отношению к которой ведется значительное число споров в научной среде и в среде практиков. Стоит отметить, что на данном историческом этапе правовая наука даже не определилась с содержанием предмета финансового права, в связи с чем в науке и правоприменительной практике имеет место значительное число вопросов, касающихся места и роли финансового права в правовой системе государства. Финансовое право есть самостоятельная отрасль права, представляющая собою совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях выполнения государством публичной функции, а также надзором и контролем за соблюдением финансового законодательства Республики Беларусь. Предметом финансового права признаются общественные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях выполнения государством публичной функции, а также надзором и контролем за соблюдением финансового законодательства Республики Беларусь. Спецификой предмета финансового права является следующее:
Общественные отношения, входящие в структуру предмета финансового права, обладают следующими специфическими особенностями:
В структуру предмета финансового права входят следующие общественные отношения:
В настоящее время дискуссионным является вопрос о том, входит ли в структуру предмета финансового права такой массив общественных отношений, как налоговые правоотношения. Представляется, что, в силу специфики налоговых правоотношений, они должны рассматриваться в рамках отдельной самостоятельной отрасли права – налогового права, поскольку последнее обладает всеми признаками такой самостоятельной отрасли права. В рамках финансового права необходимо рассматривать лишь отношения между государственными органами, уполномоченными осуществлять финансовую деятельность, с одной стороны и юридическими и физическими лицами с другой стороны по поводу выполнения обязательств перед бюджетом, частично вытекающих из налогового права (например, отношения, связанные с осуществлением финансового контроля в части, не затрагиваемой налоговым правом). В то же время, учебный процесс, регламентированный в настоящее время в Республике Беларусь Кодексом Республики Беларусь об образовании, предусматривает изучение налоговых правоотношений в рамках дисциплины «Финансовое право», в связи с чем, данному вопросу уделяется значительное внимание в рамках финансового права. Хотя, можно утверждать, что данный подход является ошибочным и не соответствует реальному характеру правоотношений в финансовой сфере. Метод финансового права характеризуется тотальным преобладанием императивного регулирования, выражающегося в издании государством в лице его уполномоченных органов предусмотренных законодательством Республики Беларусь властных предписаний, обязательных к исполнению всеми субъектами финансовых правоотношений. Метод финансового права характеризуется максимальной ограниченностью правовой инициативы иных помимо государства субъектов финансового права. В то же время, можно отметить некоторые элементы диспозитивного метода в правовом регулировании правоотношений, являющихся предметом финансового права. Если исходить из того, что налоговое право есть составной элемент финансового права, то примером применения диспозитивности можно указать возможность выбора субъектом хозяйствования применяемой им системы налогообложения – стандартной либо упрощенной. В соответствии со статьей 286 Налогового кодекса Республики Беларусь, применять упрощенную систему вправе при одновременном соблюдении критериев средней численности работников и валовой выручки в течение первых девяти месяцев года, предшествующего году, с которого претендуют на ее применение, организации с численностью работников в среднем за указанный период не более 100 человек, индивидуальные предприниматели, если размер их валовой выручки составляет не более 3 090 150 000 белорусских рублей. В соответствии со статьей 287 Налогового кодекса Республики Беларусь, организации и индивидуальные предприниматели имеют право на применение упрощенной системы с начала календарного года. Организации и индивидуальные предприниматели, прошедшие государственную регистрацию в году, в котором они претендуют на применение упрощенной системы, вправе применять упрощенную систему начиная со дня их государственной регистрации при условии, если списочная численность работников организации не превышает 100 человек. Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему, должны с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, в котором они претендуют на применение упрощенной системы, представить в налоговый орган по месту постановки на учет заявление о переходе на упрощенную систему, содержащее информацию о размере валовой выручки за первые девять месяцев текущего года, численности работников организации в среднем за этот период, определенной в соответствии с частью 2 пункта 1 статьи 286 Налогового кодекса Республики Беларусь, а также о выбранной налоговой базе (налоговых базах). Форма заявления о переходе на упрощенную систему устанавливается Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь. Организации и индивидуальные предприниматели, претендующие на применение упрощенной системы со дня их государственной регистрации, в течение двадцати рабочих дней со дня государственной регистрации подают в налоговый орган по месту постановки на учет заявление о переходе на упрощенную систему, содержащее сведения о списочной численности работников организации и выбранной налоговой базе (налоговых базах). Налоговый орган не вправе отказать организациям и индивидуальным предпринимателям в переходе на упрощенную систему и использовании выбранной налоговой базы (налоговых баз) при соблюдении ими условий, предусмотренных Налоговым кодексом Республики Беларусь. Решение о переходе организаций и индивидуальных предпринимателей на упрощенную систему или мотивированный отказ в таком переходе принимаются налоговым органом и в десятидневный срок со дня подачи заявления о переходе на применение упрощенной системы направляются этим органом организациям и индивидуальным предпринимателям.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2668; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |