Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды финансового контроля




Понятие, цель, задачи и принципы финансового контроля

Субъекты и объекты финансовых правоотношений

 

 

Субъект финансового правоотношения – участники гражданских правоотношений, обладающие субъективными правами и обязанностями.

К субъектам финансового правоотношения относятся:

  • Физические лица – граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства;
  • Юридические лица – коммерческие и некоммерческие организации, организационно-правовая форма которых предусмотрена гражданским законодательством Республики Беларусь;
  • Государство в лице Республики Беларусь;
  • Государство в лице административно-территориальных единиц Республики Беларусь;
  • Иные субъекты гражданских правоотношений (иностранные государства; международные организации).

 

Объект гражданского правоотношения – это то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношений.

Объектами финансовых правоотношений выступают:

  • Финансовые ресурсы;
  • Деньги и денежные обязательства;
  • Валюта и валютные ценности.

 

 


 

Финансовый контроль есть форма деятельности уполномоченных государственных органов Республики Беларусь по обеспечению исполнения должностными лицами государственных органов, организаций различной формы собственности, а также физическими лицами положений действующего законодательства, защите экономических интересов государства, анализу состояния финансово-кредитной сферы государства и правоприменительной практики, а также выработке предложений по совершенствованию действующего законодательства и правоприменительной практики.

В соответствии со статьей 1 модельного закона «О государственном финансовом контроле», принятого Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств от 4 декабря 2004 г. № 24-11 «О модельном законе «О государственном финансовом контроле», государственным финансовым контролем признается проверка соблюдения органами государственной власти и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами действующего национального финансового законодательства, рациональности и эффективности использования государственных финансовых и материальных ресурсов. Государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением национального государственного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием государственных кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот, финансовой эффективностью использования государственной собственности, переданной хозяйствующим субъектам в той или иной форме, обращением государственных финансовых средств в кредитно-финансовых организациях. Государственный финансовый контроль на общегосударственном уровне осуществляется в отношении доходов физических и юридических лиц в целях налогообложения, соблюдения установленных законом форм бухгалтерской отчетности всеми хозяйствующими субъектами, соблюдения правил внешнеэкономической и банковской деятельности. Государственный финансовый контроль на территориях государственных образований (субъектов, областей, краев) включает в себя контроль за бюджетными и внебюджетными финансовыми средствами государственно-территориальных образований, финансовой эффективностью использования государственного имущества на территории, использованием кредитных ресурсов и заемных средств, обращением финансовых средств государственно-территориальных образований в кредитно-финансовых организациях. Государственный финансовый контроль в муниципальных образованиях осуществляется в отношении использования органами местного самоуправления финансовых и материальных ресурсов, переданных им в той или иной форме органами государственной власти различных территориальных уровней, в том числе в виде финансовой помощи, для исполнения отдельных государственных функций и в иных случаях, предусмотренных национальным законодательством. В целях обеспечения государственного финансового контроля все хозяйствующие субъекты должны вести обособленный учет получаемых в той или иной форме государственных финансовых и материальных ресурсов.

Помимо государства функция финансового контроля возлагается также в случаях, установленных законодательством, на организации и физических лиц.

В качестве объекта финансового контроля выступают общественные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях выполнения государством публичной функции.

Целью осуществления финансового контроля является осуществление комплекса мер, направленных на обеспечение законности и эффективности использования финансовых ресурсов государства в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях выполнения государством публичной функции.

Задачами финансового контроля выступают:

  • обеспечение исполнения должностными лицами государственных органов, организаций различной формы собственности, а также физическими лицами положений действующего законодательства;
  • обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств субъектами правоотношений;
  • обеспечение эффективного и целевого использования финансовых ресурсов государства;
  • обеспечение соблюдения законодательства о ведении бухгалтерского учета;
  • защита экономических интересов государства;
  • анализ состояния финансово-кредитной сферы государства;
  • анализ правоприменительной практики в финансовой сфере;
  • анализ состояния финансовой системы государства;
  • анализ состояния отдельных субъектов финансовой деятельности;
  • выработка предложений по совершенствованию действующего законодательства;
  • выработка предложений по совершенствованию правоприменительной практики;
  • пресечение и профилактика правонарушений в финансовой сфере Республики Беларусь.

 

Принципами финансового контроля являются:

  • принцип законности;
  • принцип равенства субъектов финансовых правоотношений;
  • принцип объективности финансового контроля;
  • принцип гласности финансового контроля;
  • принцип системного осуществления государственного контроля;
  • принцип независимости органов финансового контроля;
  • принцип единства методов и средств осуществления финансового контроля.

 

В соответствии со статьей 3 модельного закона «О государственном финансовом контроле», принятого Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств от 4 декабря 2004 г. № 24-11 «О модельном законе «О государственном финансовом контроле», принципами организации государственного финансового контроля являются:

  • разграничение деятельности органов государственного финансового контроля в соответствии с установленным национальным законодательством разграничением функций и полномочий органов законодательной и исполнительной власти;
  • разграничение функций и полномочий между органами общегосударственного финансового контроля и территориальными органами государственного финансового контроля;
  • функциональная, организационная, персональная и финансовая независимость органов государственного финансового контроля и их должностных лиц от объектов контроля;
  • координация деятельности органов государственного финансового контроля с целью исключения дублирования в их деятельности и обеспечения единой системы государственного финансового контроля на всех уровнях государственной власти.

 

В соответствии со статьей 3 модельного закона «О государственном финансовом контроле», принятого Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств от 4 декабря 2004 г. № 24-11 «О модельном законе «О государственном финансовом контроле», принципами осуществления государственного финансового контроля являются:

  • законность;
  • объективность;
  • гласность при условии соблюдения государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайны;
  • системность и плановость в деятельности органов государственного финансового контроля с целью наиболее полного охвата контрольными мероприятиями всех направлений финансовой деятельности государства.

 

 

Можно выделить следующие виды финансового контроля в Республике Беларусь:

  • налоговый контроль (при условии, что налоговое право считается составной частью финансового права). В Республике Беларусь данный вид контроля осуществляется Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь, Комитетом государственного контроля Республики Беларусь, Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь;
  • бюджетный контроль – то есть, контроль за исполнением бюджета по доходной и расходной части. На уровне всего государства (так называемый макроуровень) данный вид финансового контроля осуществляется Президентом Республики Беларусь, Парламентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь и органы местного управления и самоуправления. На микроуровне данная разновидность финансового контроля осуществляется Министерством финансов Республики Беларусь, Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь, Комитетом государственного контроля Республики Беларусь, Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь;
  • валютный контроль – то есть контроль в целях обеспечения законности и эффективности использования валютных ресурсов государства, законности проведения валютных операций и изыскания источников пополнения государственных валютных резервов. Данная разновидность финансового контроля осуществляется Советом Министров Республики Беларусь, Национальным банком Республики Беларусь, Комитетом государственного контроля Республики Беларусь, Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь;
  • банковский контроль – то есть контроль, осуществляемый в банковской сфере в целях обеспечения законности совершения банковских операций. Данная разновидность контроля осуществляется Национальным банком Республики Беларусь и Комитетом государственного контроля Республики Беларусь;
  • страховой контроль – то есть контроль, контроль за своевременным и полным образованием страховых фондов и поступлением в них средств, за их целевым использованием. Данная разновидность финансового контроля в Республике Беларусь осуществляется Министерством финансов Республики Беларусь, Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь, Комитетом государственного контроля Республики Беларусь, Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь

 

В зависимости от субъекта осуществления финансового контроля, финансовый контроль можно подразделить на следующие виды:

  • Государственный финансовый контроль. Источником правового регулирования данного института является Указ Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 года № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»;
  • Ведомственный финансовый контроль – то есть, финансовый контроль, осуществляемый государственными органами и организациями Республики Беларусь, отнесенными к органами ведомственного финансового контроля на основании Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 года № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»;
  • Внутрихозяйственный финансовый контроль (самоконтроль) – то есть, внутренний финансовый контроль, осуществляемый каждой конкретной организацией бухгалтерией и (или) иными структурными подразделениями организации на основании, прежде всего, законодательства Республики Беларусь о бухгалтерском учете;
  • Аудиторский контроль (внутренний и внешний), осуществляемый либо каждой конкретной организацией бухгалтерией и (или) иными структурными подразделениями организации на основании, прежде всего, законодательства Республики Беларусь о бухгалтерском учете, либо с привлечением внешнего аудитора, действующего в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности»;
  • Общественный контроль – то есть контроль, который, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 года № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», вправе осуществлять лишь профессиональные союзы и их структурные подразделения или объединения профсоюзов, поскольку иным лицам, в том числе, физическим, в Республике Беларусь осуществлять функцию общественного контроля запрещается несмотря на то, что данное положение противоречит Конституции Республики Беларусь.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 454; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.