Понятие, цель, задачи и принципы финансового контроля
Субъекты и объекты финансовых правоотношений
Субъект финансового правоотношения – участники гражданских правоотношений, обладающие субъективными правами и обязанностями.
К субъектам финансового правоотношения относятся:
Физические лица – граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства;
Юридические лица – коммерческие и некоммерческие организации, организационно-правовая форма которых предусмотрена гражданским законодательством Республики Беларусь;
Государство в лице Республики Беларусь;
Государство в лице административно-территориальных единиц Республики Беларусь;
Иные субъекты гражданских правоотношений (иностранные государства; международные организации).
Объект гражданского правоотношения – это то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношений.
Объектами финансовых правоотношений выступают:
Финансовые ресурсы;
Деньги и денежные обязательства;
Валюта и валютные ценности.
Финансовый контроль есть форма деятельности уполномоченных государственных органов Республики Беларусь по обеспечению исполнения должностными лицами государственных органов, организаций различной формы собственности, а также физическими лицами положений действующего законодательства, защите экономических интересов государства, анализу состояния финансово-кредитной сферы государства и правоприменительной практики, а также выработке предложений по совершенствованию действующего законодательства и правоприменительной практики.
В соответствии со статьей 1 модельного закона «О государственном финансовом контроле», принятого Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств от 4 декабря 2004 г. № 24-11 «О модельном законе «О государственном финансовом контроле», государственным финансовым контролем признается проверка соблюдения органами государственной власти и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами действующего национального финансового законодательства, рациональности и эффективности использования государственных финансовых и материальных ресурсов. Государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением национального государственного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием государственных кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот, финансовой эффективностью использования государственной собственности, переданной хозяйствующим субъектам в той или иной форме, обращением государственных финансовых средств в кредитно-финансовых организациях. Государственный финансовый контроль на общегосударственном уровне осуществляется в отношении доходов физических и юридических лиц в целях налогообложения, соблюдения установленных законом форм бухгалтерской отчетности всеми хозяйствующими субъектами, соблюдения правил внешнеэкономической и банковской деятельности. Государственный финансовый контроль на территориях государственных образований (субъектов, областей, краев) включает в себя контроль за бюджетными и внебюджетными финансовыми средствами государственно-территориальных образований, финансовой эффективностью использования государственного имущества на территории, использованием кредитных ресурсов и заемных средств, обращением финансовых средств государственно-территориальных образований в кредитно-финансовых организациях. Государственный финансовый контроль в муниципальных образованиях осуществляется в отношении использования органами местного самоуправления финансовых и материальных ресурсов, переданных им в той или иной форме органами государственной власти различных территориальных уровней, в том числе в виде финансовой помощи, для исполнения отдельных государственных функций и в иных случаях, предусмотренных национальным законодательством. В целях обеспечения государственного финансового контроля все хозяйствующие субъекты должны вести обособленный учет получаемых в той или иной форме государственных финансовых и материальных ресурсов.
Помимо государства функция финансового контроля возлагается также в случаях, установленных законодательством, на организации и физических лиц.
В качестве объекта финансового контроля выступают общественные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях выполнения государством публичной функции.
Целью осуществления финансового контроля является осуществление комплекса мер, направленных на обеспечение законности и эффективности использования финансовых ресурсов государства в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях выполнения государством публичной функции.
Задачами финансового контроля выступают:
обеспечение исполнения должностными лицами государственных органов, организаций различной формы собственности, а также физическими лицами положений действующего законодательства;
обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств субъектами правоотношений;
обеспечение эффективного и целевого использования финансовых ресурсов государства;
обеспечение соблюдения законодательства о ведении бухгалтерского учета;
защита экономических интересов государства;
анализ состояния финансово-кредитной сферы государства;
анализ правоприменительной практики в финансовой сфере;
анализ состояния финансовой системы государства;
анализ состояния отдельных субъектов финансовой деятельности;
выработка предложений по совершенствованию действующего законодательства;
выработка предложений по совершенствованию правоприменительной практики;
пресечение и профилактика правонарушений в финансовой сфере Республики Беларусь.
Принципами финансового контроля являются:
принцип законности;
принцип равенства субъектов финансовых правоотношений;
принцип объективности финансового контроля;
принцип гласности финансового контроля;
принцип системного осуществления государственного контроля;
принцип независимости органов финансового контроля;
принцип единства методов и средств осуществления финансового контроля.
В соответствии со статьей 3 модельного закона «О государственном финансовом контроле», принятого Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств от 4 декабря 2004 г. № 24-11 «О модельном законе «О государственном финансовом контроле», принципами организации государственного финансового контроля являются:
разграничение деятельности органов государственного финансового контроля в соответствии с установленным национальным законодательством разграничением функций и полномочий органов законодательной и исполнительной власти;
разграничение функций и полномочий между органами общегосударственного финансового контроля и территориальными органами государственного финансового контроля;
функциональная, организационная, персональная и финансовая независимость органов государственного финансового контроля и их должностных лиц от объектов контроля;
координация деятельности органов государственного финансового контроля с целью исключения дублирования в их деятельности и обеспечения единой системы государственного финансового контроля на всех уровнях государственной власти.
В соответствии со статьей 3 модельного закона «О государственном финансовом контроле», принятого Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств от 4 декабря 2004 г. № 24-11 «О модельном законе «О государственном финансовом контроле», принципами осуществления государственного финансового контроля являются:
законность;
объективность;
гласность при условии соблюдения государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайны;
системность и плановость в деятельности органов государственного финансового контроля с целью наиболее полного охвата контрольными мероприятиями всех направлений финансовой деятельности государства.
Можно выделить следующие виды финансового контроля в Республике Беларусь:
налоговый контроль (при условии, что налоговое право считается составной частью финансового права). В Республике Беларусь данный вид контроля осуществляется Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь, Комитетом государственного контроля Республики Беларусь, Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь;
бюджетный контроль – то есть, контроль за исполнением бюджета по доходной и расходной части. На уровне всего государства (так называемый макроуровень) данный вид финансового контроля осуществляется Президентом Республики Беларусь, Парламентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь и органы местного управления и самоуправления. На микроуровне данная разновидность финансового контроля осуществляется Министерством финансов Республики Беларусь, Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь, Комитетом государственного контроля Республики Беларусь, Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь;
валютный контроль – то есть контроль в целях обеспечения законности и эффективности использования валютных ресурсов государства, законности проведения валютных операций и изыскания источников пополнения государственных валютных резервов. Данная разновидность финансового контроля осуществляется Советом Министров Республики Беларусь, Национальным банком Республики Беларусь, Комитетом государственного контроля Республики Беларусь, Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь;
банковский контроль – то есть контроль, осуществляемый в банковской сфере в целях обеспечения законности совершения банковских операций. Данная разновидность контроля осуществляется Национальным банком Республики Беларусь и Комитетом государственного контроля Республики Беларусь;
страховой контроль – то есть контроль, контроль за своевременным и полным образованием страховых фондов и поступлением в них средств, за их целевым использованием. Данная разновидность финансового контроля в Республике Беларусь осуществляется Министерством финансов Республики Беларусь, Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь, Комитетом государственного контроля Республики Беларусь, Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь
В зависимости от субъекта осуществления финансового контроля, финансовый контроль можно подразделить на следующие виды:
Государственный финансовый контроль. Источником правового регулирования данного института является Указ Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 года № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»;
Ведомственный финансовый контроль – то есть, финансовый контроль, осуществляемый государственными органами и организациями Республики Беларусь, отнесенными к органами ведомственного финансового контроля на основании Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 года № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»;
Внутрихозяйственный финансовый контроль (самоконтроль) – то есть, внутренний финансовый контроль, осуществляемый каждой конкретной организацией бухгалтерией и (или) иными структурными подразделениями организации на основании, прежде всего, законодательства Республики Беларусь о бухгалтерском учете;
Аудиторский контроль (внутренний и внешний), осуществляемый либо каждой конкретной организацией бухгалтерией и (или) иными структурными подразделениями организации на основании, прежде всего, законодательства Республики Беларусь о бухгалтерском учете, либо с привлечением внешнего аудитора, действующего в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности»;
Общественный контроль – то есть контроль, который, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 года № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», вправе осуществлять лишь профессиональные союзы и их структурные подразделения или объединения профсоюзов, поскольку иным лицам, в том числе, физическим, в Республике Беларусь осуществлять функцию общественного контроля запрещается несмотря на то, что данное положение противоречит Конституции Республики Беларусь.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление