Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура педагогической деятельности




Характеристика компонентов Пед.Д.

Компонент Содержание
Предмет организация учебной деятельности обучающихся, направленная на освоение учениками предметного социокультурного опыта как основы и условия развития.
Средства · научные (теоретические и эмпирические) знания, при помощи и на основе которых формируется понятийно-терминологический аппарат учащихся; · "носители" знаний - тексты учебников или знание, воспроизводимое учеником при наблюдении (на лабораторных, практических занятиях и т.п.), организованном учителем, за осваиваемыми фактами, закономерностями, свойствами предметной действительности; · вспомогательные средства - технические, компьютерные, графические и др.  
Способы · объяснение; · показ (иллюстрация); · совместная работа; · непосредственная практика обучающегося (лабораторная, полевая); · тренинги и др.  
Продукт формируемый у ученика индивидуальный опыт во всей совокупности аксиологических, нравственно-этических, эмоционально-смысловых, предметных, оценочных составляющих. Продукт этой деятельности оценивается на экзамене, зачетах, по критериям решения задач, выполнения учебно-контрольных действий. Результатом педагогической деятельности как выполнения ее основной цели являются развитие обучающегося: · его личностное совершенствование; · интеллектуальное совершенствование; · становление его как личности, как субъекта учебной деятельности.  
Функции В целеполагающую группу входят следующие функции: § ориентационная; § развивающая; § мобилизующая (стимулирующая психическое развитие учащихся); § информационная. Эта группа функций соотносится с дидактическими, академическими, авторитарными, коммуникативными способностями человека. В организационно-структурную группу входят следующие функции: § конструктивная; § организаторская; § коммуникативная; § гностическая.
Этапы и компоненты Педагогические действия Умения
Подготовительный этап 1) формулирование педагогических целей; 2) диагностика особенностей и уровней обученности учеников. Проектировочные умения – это умения: 1.осуществлять перспективное планирование стратегических, тактических и оперативных задач и способов решения; 2.предвидеть возможные варианты решения системы педагогических задач в течение всего образовательного времени, на которое ведется планирование; 3.намечать результаты, которые необходимо достичь к окончанию выполнения той или иной работы; 4.научить учащихся ставить и реализовывать цели самостоятельной работы; 5.ставить цель учебной работы, планировать ее достижение, предусматривать возможные трудности; 6.проектировать содержание учебного предмета; 7.проектировать собственную педагогическую деятельность.
Конструктив-ная деятельность 1) отбор и организацию содержания учебной информации, которая должна быть усвоена учащимися; 2) проектирование деятельности учащихся, в которой информация может быть усвоена; 3) проектирование собственной будущей деятельности и поведения, какими они должны быть в процессе взаимодействия с учащимися. Конструктивные умения - это умения: 1.отбирать и структурировать материалы во вновь разрабатываемые учебные предметы; 2.отбирать и композиционно структурировать содержание учебной и воспитательной информации на предстоящем занятии; 3.проигрывать разные варианты построения занятия в условиях системы предписаний, технических средств обучения, определенного времени, в течение которого должна быть решения конкретная задача, отбирать формы организации, методы и средства обучения; 4.конструировать новые педагогические технологии обучения, осуществлять контроль за учебной деятельность учащихся.  
Этап осуществления педагогического процесса Организатор-ская деятельность 1)установление дисциплины, рабочей обстановки на занятиях 2)стимулирование деятельности учеников 3)организация различных видов деятельности учащихся; 4)организация своей деятельности по изложению учебного материала 5)организация собственной деятельности и поведения в процессе непосредственного взаимодействия с учащимися. 6) организация контроля результатов педагогических воздействий и корректирвки. Организаторские умения - это умения: 1.организовывать групповую и индивидуальную работу учащихся с учетом всех факторов; 2.организовывать индивидуальные и проводить деловые учебные игры, дискуссии, тренинги; 3.управлять психическим состоянием учащихся на учебных занятиях; 4.диагностировать познавательные возможности и результаты познавательной деятельности; 5.оценивать результаты учебной работы, соответствие достигнутого уровня нормативному; 6.организовывать усвоение учебного материала согласно программным требованиям и потенциальным возможностям учащихся; 7.осуществлять коррекцию учебной деятельности.  
Коммуникативная деятельность 1) установление правильных взаимоотношений с учащимися; 2) осуществление воспитательной работы 3) нормальные, деловые отношения с другими учителями, с администрацией школы. Коммуникативные умения - это умения: 1.строить взаимодействие учащихся и педагога в зависимости от целей, содержания, форм организации, методов обучения; 2.индивидуально воздействовать на учащегося в ходе фронтального изложения учебного материала; 3.устанавливать доброжелательные доверительные взаимоотношения с учащимися; 4.вырабатывать единое мнение о правильном выборе действия, поведения; 5.мотивировать участников педагогического процесса к предстоящей деятельности.
Этап анализа результатов Гностическая деятельность (исследовательская) 1) содержание и способы воздействия на других людей; 2) возрастные и индивидуально-психологические особенностей других людей; 3)анализ результатов обучения, воспитания 4)выявление отклонений от поставленных целей 5)анализ причин этих отклонений 6)проектирование мер устранению этих причин 7) творческий поиск новых методов обучения, воспитания Гностические умения педагога - это умения: 1.извлекать новые знания из различных источников, из исследования собственной деятельности; 2.самостоятельно работать с различными источниками информации; 3.выделять главное, существенное при отборе и структурировании учебного материала и изложении его; 4.анализировать педагогические ситуации; формулировать педагогические задачи; 5.добывать новые знания, необходимые для их продуктивного решения, анализировать решения и результаты, сопоставлять искомый результат и реальный; 6.логически рассуждать и проводить логические вычисления; 7.осуществлять поисковую, эвристическую деятельность; 8.изучать, обобщать и внедрять передовой опыт.

Педагогическая направленность: понятие и структура

А.Н. Леонтьев ядром личности называл систему относительно устойчивых, иерархизированных мотивов как основных побудителей деятельности. Одни мотивы (смыслообразующие), побуждая к деятельности, придают ей личностный смысл и определенную направленность, другие играют роль побудительных факторов. Распределение функций смыслообразования и побуждения между мотивами одной деятельности позволяет понять главные отношения, характеризующие мотивационную сферу личности, т.е. увидеть иерархию мотивов. Л.И. Божович и ее сотрудники направленность личности понимали как систему устойчиво доминирующих мотивов, которые определяют целостную структуру личности. В контексте данного подхода зрелая личность организует свое поведение в условиях действия нескольких мотивов; выбирает цели деятельности и с помощью специально организованной мотивационной сферы регулирует свое поведение таким образом, чтобы были подавлены нежелательные, хотя даже и более сильные мотивы.

Педагогическая направленность - интегральная характеристика труда учителя, в ней выражается стремление педагога к самореализации, к росту и развитию в сфере педагогической жизнедеятельности (Л.М. Митина).

Иерархическая структура педагогической направленности учителя может быть представлена следующим образом: направленность на ребенка (и других людей); направленность на себя; направленность на предметную сторону профессии учителя (содержание учебного предмета).

Выбор главных стратегий педагогической деятельности обусловливает, по Н.В. Кузьминой, три типа направленности: истинно педагогическую; формально педагогическую; ложно педагогическую. Только первый тип направленности способствует достижению высоких результатов в педагогической деятельности.

 

 

Особый интерес представляют исследования педагогической направленности в русле гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, Д. Дьюи и др.). Направленность личности рассматривается как неистребимое стремление личности к самоактуализации. К. Роджерс анализирует проблему ценностей учителя как конституирующее образование его личности, совпадающее в этом смысле с педагогической направленностью. Анализируя противоречивую природу системы ценностей человека, К. Роджерс приходит к нескольким серьезным выводам: общие для людей ценностные устремления гуманистичны по своей природе и заключаются в совершенствовании развития самого человека; вся система позитивных ценностей лежит не вне учащегося, а в нем самом. Поэтому учитель, по мнению К. Роджерса, не может задать, а может лишь создать условия для ее проявления

Основным мотивом истинно педагогической направленности является интерес к содержанию педагогической деятельности. Л. Фестингер классифицирует учителей на основе их заключений о результативности учащихся. По его мнению, существуют два вида заключений о результативности:

а) заключение о достижениях на основе сравнения результатов кого-либо с прежними достижениями (индивидуальная относительная норма);

б) заключение о достижениях на основе сравнения достигнутого результата кого-либо с соответствующими результатами других людей (социальная относительная норма, критерий различий).
В первом случае сравнение производится в определенной временной перспективе развития человека (ориентация на "развитие"); во втором - на основе сравнения результата по отношению к результатам других людей, причем нередко в определенном временном срезе (ориентация на "результативность").

 

Учителя, ориентированные на "развитие" Учителя, ориентированные на "результативность"
· сравнительно чаще обращают внимание на изменчивые факторы учебных достижений (для них имеет первостепенное значение прилежание или старательность школьников); · по-разному подкрепляют успех ученика · озабочены установлением и поддержанием хороших отношений в учебной группе, с преподавательским составом · порицают учеников показатели которых превосходят средние, даже тогда, когда их успеваемость снижается. · реагируют похвалой на едва заметные успехи своих учеников. осуществляют позитивное подкрепление и оказывают помощь ученикам в процессе учебной деятельности · стремится, прежде всего, развивать личность ребенка, опираясь на эмоциональные и социальные факторы. Придерживается гибкой программы, не замыкается на содержании изучаемого предмета. Ему свойственны непринужденная манера преподавания, индивидуальный подход, искренний, дружеский тон общения.   · больше внимания обращают на устойчивые факторы достижения в учебе (для них значимыми являются способности или задатки школьников). · считают возможным делать длительные прогнозы школьной успеваемости и будущей профессиональной карьеры школьников · озабочены планированием своей профессиональной карьеры. · отзываются с похвалой о школьниках, показатели которых превосходят средние, даже тогда, когда их успеваемость снижается. · хвалят или порицают в том случае, когда учебный результат (правильный или неправильный) уже получен. · заинтересован только в умственном развитии учащихся. Строго придерживается содержания изучаемой программы. Работает по детально разработанной программе, предъявляет высокие требования к учащимся, строго проверяет усвоенный материал. Держится отчужденно, подход к ученикам сугубо профессиональный.

 

Первым шагом в создании относительных мер оценки эффективности труда учителей является разработанная И. Сонер система оценки эффективности деятельности учителя, построенная на основе двух векторов: когнитивных (познавательных) достижений учеников и их эмоционального отношения к урокам.

Когнитивные достижения учеников определяются на основе получаемых ими оценок, которые свидетельствуют либо о том, что ученик освоил большой по объему материал (в этом случае ученик оценивается как поддающийся обучению), либо незначительный по объему материал (в этом случае ученик оценивается как не поддающийся обучению).
Эмоциональное отношение учеников к урокам в данной модели может быть позитивным, нейтральным и негативным.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 804; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.