Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные типы центрации учителя




Мотивационно-потребностная сфера деятельности педагога может быть проинтерпретирована в терминах его центрации/ Центрация учителя - это не просто его направленность, но и заинтересованность, озабоченность интересами тех или иных участников педагогической системы, своеобразная психологическая обращенность, "повернутость" учителя к ним и, следовательно, столь же избирательное служение их интересам. Смысловую иерархию интересов участников педагогической системы, регулирующую действия и поступки учителя, можно назвать его личностной центрацией в педагогической системе.

Так А. Б. Орлов (1995) намечает семь основных центраций, каждая из которых может доминировать как в педагогической деятельности в целом, так и в конкретных педагогических ситуациях:

· эгоистическая - центрация на интересах своего "Я";

· бюрократическая - центрация на интересах администрации, руководства;

· конфликтная - центрация на интересах коллег;

· авторитетная - центрация на интересах, запросах родителей учащихся;

· познавательная - центрация на требованиях средств обучения и воспитания;

· альтруистическая - центрация на интересах, потребностях учащихся;

· гуманистическая - центрация на интересах, проявлениях своей сущности и сущности других людей (администратора, коллег, родителей, учащихся). Эта последняя противостоит первым шести типам центраций, отражающим реальность традиционного обучения. Изменение направленности этих центраций является одной из задач современного образования, особенно школьного

 

Тема 3.3. Профессиональная компетентность педагога

 

Вполне очевидно, что способность профессионала эффективно выполнять свои функции зависит от определенных его качеств. Все они во взаимосвязи характеризуются общим понятием — профессиональная компетентность, или профессионализм.

В последние годы в педагогике, в педагогической и социальной психологии, социальной педагогике, педагогическом менеджменте и социологии внимание ученых привлекает проблема развития и становления педагогической компетентности учителя.

Профессиональная компетентность преподавателя является фактором повышения качества образования. Качество образования – социальная, психолого-педагогическая категория, определяющая уровень и результат процесса образования в обществе и отдельной личности, его соответствие потребностям и ожиданиям в развитии и формировании личностной и профессиональной компетентности.

Профессиональная компетентность, по мнению П.Вачкова, характеризуется сформированностью единого комплекса знаний, навыков, умений, психологических особенностей (качеств), профессиональных позиций.

Н.В.Кузьмина рассматривает профессиональную компетентность педагога как его осведомленность и авторитетность, как свойство личности, позволяющее продуктивно решать учебно-воспитательные задачи, рассчитанные на формирование личности другого человека

А.К.Маркова: Профессионально компетентным является такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, в котором достигаются хорошие результаты в обученности и воспитанности школьников»

Профессиональная компетентность – это исходное, ключевое понятие для характеристики педагогической деятельности. Она определяет уровень готовности к деятельности, а следовательно, является фактором сохранения направленности деятельности. Она проявляется в стиле педагогической деятельности, в педагогической квалификации учителя.

Л.М.Митина под педагогической компетентностью учителя понимает гармоничное сочетание знаний предмета, методики и дидактики преподавания, а также умений и навыков (культуры) педагогического общения.

В своем исследовании Ю.Н.Лысенко пришел к выводу о том, эффективная деятельность преподавателя обеспечивается такими свойствами, как общительность, го­товность к сотрудничеству, интеллект, исполнительность, добросовестное отношение к своим обязанностям, чувстви­тельность, артистичность, практичность, рациональность, склонность к анализу, хороший самоконтроль и оптималь­ные показатели тревоги и фрустрации. Эффективные и неэффективные преподаватели во многом отличаются друг от друга по личностным свойствам.

Из сказанного выше ясно: существует определенный набор функциональных обязанностей (профессиональных умений) преподавателя, синтез которых определяет его профессиональную компетентность, совершенно не исчерпываемую знанием соответствующего предмета и выученными в вузах теоретическими положениями общей дидактики и методики. Главное в этих требованиях, как совершенно правильно отмечает Н. В. Кузьмина, - это умения, связанные с различными видами деятельности (конструктивная, гностическая, организаторская, коммуникативная) в которые педагог должен уметь включать учащихся.

Профессиональная компетентность—интеграция содержательных компонентов компетентности преподавателя. Интегративными характеристиками ПК являются способности, интеллект (социальный, концептуальный), авторитет и имидж педагога.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.