Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рефлексивно-перцептивные умения учителя




Проблема познания педагогом личности учащегося является жизненно актуальной. Еще К.Д. Ушинский подчеркивал, что если педагог хочет воспитать человека, то он должен, прежде всего, узнать его во всех отношениях, понять особенности личности обучаемого (Ушинский К.Д., 1974). Именно с уровнем познания педагогом личности учащегося, с адекватностью и полнотой познания в существенной мере связана результативность педагогической деятельности. Как явствует из исследований С.В. Кондратьевой, для педагогов низкого уровня продуктивности характерно восприятия лишь внешнего рисунка поступка, без проникновения в истинные цели и мотивы, в то время как педагогов высокого уровня продуктивности отличают отражение устойчивых интегративных свойств личности, выявление ведущих целей и мотивов поведения учащихся, объективность оценочных суждений.
Рефлексивно-перцептивные умения педагога образуют органичный комплекс познания собственных индивидуально-психологических особенностей, оценивание своего психического состояния, а также осуществление разностороннего восприятия и адекватного познания личности учащегося

Познание личности учащегося может существенно затрудняться в случае плохой осведомленности педагога об особенностях своей собственной личности, о своих сильных и слабых сторонах, установках, индивидуальных особенностях реагирования в различных педагогических ситуациях (Шевандрин Н.И., 1995). Стереотипное восприятие учащихся усиливается при столкновении с различными трудностями в работе. Так, чем больше трудностей испытывает педагог в своем педагогическом общении и деятельности, тем менее ответственными, менее заинтересованными, менее осознанно выбирающими профессию ему представляются учащиеся, с которыми он работает. Здесь проявляется своеобразная психологическая защита, когда обилие субъективных трудностей в собственной педагогической деятельности объясняется внешними, якобы объективными причинами: "трудный контингент", "безответственные личности", "случайные для профессии люди", "лентяи" и т.п.

Анализируя особенности учащегося как субъекта учебной деятельности, следует выявить его склонности в теоретических и практических видах деятельности. Один и тот же учащийся в различных видах учебно-познавательной деятельности может проявлять совершенно различные свойства, например, учащийся может проявлять высокую степень автономности, самостоятельности, развитый самоконтроль, ответственность, целеустремленность и инициативность и устойчивую учебную мотивацию в практическом обучении и прямо противоположные качества в теоретическом обучении.
Педагог, пытаясь понять состояние и поведение учащихся, дает свою интерпретацию и оценку происходящего, считая при этом, что его интерпретация почти всегда верна, хотя фактически педагогические интерпретации нередко бывают ошибочны.
Механизмы идентификации, эмпатии и децентрации являются важнейшими в процессе познания педагогом личности учащегося. Именно со способностью побороть свой эгоцентризм, понять и принять точку зрения учащегося, встать на его место и рассуждать с его позиции в существенной мере связаны адекватность, полнота и глубина познания личности учащегося. Все это возможно не только благодаря изначальным педагогическим способностям, но и специальным рефлексивно-перцептивным умениям, которые связаны со специфической чувствительностью педагога к собственной личности и к личности учащегося. От данных способностей зависит эффективность познания педагогом самого себя и личности другого человека.
Одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление (идентификация) себя ему. Это, разумеется, не единственный способ, но в реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким примером, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.
Установлена тесная связь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением - эмпатией. Особая роль в процессе познания педагогом личности учащегося принадлежит эмпатии. Способность к сопереживанию не только повышает адекватность восприятия "другого", но и ведет к установлению эффективных, положительных взаимоотношений с учащимися.
Эмпатия - способность эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми его мыслями и чувствами. Эмпатия также определяется как особый способ восприятия другого человека. Здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, как это имеет место при взаимопонимании, а стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Способность к эмоциональному отражению у разных людей неодинакова.

В работе с трудными подростками проявление эмпатии имеет особое значение, так как для многих из них сопереживание является неудовлетворенной, дефицитной потребностью. Так, по данным исследований, 92% подростков, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, чувствовали недостаток положительных эмоциональных контактов, находились в состоянии психологической изоляции в своих учебных коллективах. Экспериментально доказано, что развитие склонности к насилию и ее закрепление в виде жизненного стиля личности обычно напрямую связаны с недостатком эмпатии как у самой личности, так и у ее окружения. Большинство делинквентных подростков испытали в той или иной мере эмоциональную изоляцию: дефицит любви, недостаток родительской заботы и пр. И в школе они не только испытывают дефицит сопереживания со стороны педагогов, но и подвергаются еще большему давлению, чем в семье. В некоторых случаях неспособность к проявлению эмпатии в сочетании с низким педагогическим профессионализмом существенно усугубляет процесс негативного развития личности подростка, прямо приводит к дидактогениям - негативному психическому состоянию учащегося, вызванному нарушением такта со стороны педагога и в высшей степени отрицательно сказывающемуся на деятельности учащегося и его отношениях с окружающими.

Педагогическая наблюдательность - это способность учителя, проявляемая в умении подмечать существенные, характерные, даже малозаметные свойства учащихся. По другому можно сказать, что педагогическая наблюдательность - это качество личности педагога, заключающееся в высоком уровне развития способности концентрации внимания на том или ином объекте педагогического процесса.

Педагогический такт проявляется в коммуникативной стороне педагогической деятельности. Как мы уже отмечали выше, это способность к установлению правильных отношений с учениками, учителями, родителями, чувство меры в отношениях (в меру требовательность, в меру доброта), что позволяет устранять предупреждать конфликтные ситуации.

 

Тема 3.3.3. Авторитет и имидж педагога

ПК содержит такую интегративную характеристику личности и деятельности педагога, которая предполагает наличие множества значимых педагогических качеств

Авторитет учителя, являясь результатом его взаимоотношений с учениками, становится затем значительным фактором, определяющим эффективность педагогических воздействий.

Авторитетные отношения отражаются в способности носителей авторитета направлять, не прибегая к принуждению, мысли, чувства и поступки других людей, а также в признании последними за носителями авторитета права на руководство, в готовности следовать их указаниям и советам.

Авторитет преподавателя - психологическое влияние преподавателя на студентов, основанное на качествах его личности и служащее удовлетворению социально и личностно значимых потребностей студентов, оказывающее преобразующее воздействие на деятельность и личность студентов, так и самого преподавателя.

Как отмечал Ф. Н. Гоноболин, «авторитетный педагог — это тот, кто имеет в глазах воспитанников ряд признанных достоинств, благодаря которым пользуется большим уважением и оказывает на них сильное влияние».

Авторитет преподавателя - это интегративная характеристика его профессиональных и личностных качеств.

Психологические исследования межличностного восприятия сту­дентами преподавателей вуза показали, что большинство из них обра­щают внимание на внешность преподавателя и его манеру держаться и связывают с ними профессионально значимые личностные качества преподавателей.

Внешний облик и стиль одежды явля­ются одной из предпосылок авторитета преподавателей.

Имидж достаточно новое и малоисследованное в российской психолого-педагогической науке понятие. А работы, посвящённые имиджу преподавателя вуза, практически отсутствуют.

Единственная работа, выполненная на высоком методологическом уровне, посвященная проблематике имиджа преподавателя вуза, кандидатская диссертация Чертыковой И.П. «Представления студентов об имидже преподавателя вуза», защищенная в 2002г. Исследование Чертыковой И.П. выполнено в русле визуальной психосемио­тики общения (Е.А. Петрова). Внешний облик преподавателя вуза рас­сматривается как визуальный знак для интерпретации его студен­тами в качестве «хорошего», «среднего» или «плохого».

Так, анализ визуальной составляющей имиджа преподавателя вуза дал следующие результаты.

Обобщенный визуальный образ хорошего преподавателя-женщины включает такие элементы как овальное лицо, стройная фигура, одета в костюм классического стиля, прическа — короткая стрижка или длинные свободно лежащие волосы, приветливое выражение лица, приглашающие или указательные жесты; плохого преподавателя-женщины: неприветливое выражение лица, запрещающая жестикуляция, прическа — длинные распущенные волосы или длинные волосы, убранные назад, но допускается стрижка (в мужской выборке); одежда чаще выбирается в спортивном стиле или в платье романтического стиля, телосложение — полное или тонкокостное. Форма лица — круглая или квадратная.

Обобщенный визуальный облик хорошего преподавателя-мужчины содержит: овальное или прямоугольное лицо, среднего телосложения, костюм классического стиля, прическа — классическая стрижка, приглашающие жесты и приветливое выражение лица; образ плохого преподавателя-мужчины: неприветливая мимика, запрещающие жесты, прическа —длинные волосы, одежда чаще спортивного или романтического стиля, телосложение — чаще тонкокостное или полное, круглая или квадратная форма лица.

«Хороший» преподаватель характеризуется как доброжелательный, общительный, дружный, целеустремленный, энтузиаст, нескованный, ненаивный, несложный, непретенциозный, незрелый, непринципиальный, приятный, организованный, сотрудничающий, уверенный, веселый, критичный, откровенный, практичный, умный, гибкий, самоуверенный, избирательный, осторожный, серьезный, активный, независимый, раскрепощенный, трудолюбивый.

«Плохой» преподаватель имеет противоположные характеристики: неприятный, ленивый, глупый, заторможенный, зависимый, мягкотелый, робкий, неразборчивый, прощающий, непрактичный, неуверенный, бестактный, агрессивный, легкомысленный, неостроумный, неинтересный, зрелый, нерациональный, неспортивный, несчастливый, умный, неноватор, необаятельный, неоригинальный, скованный, моральный. «Средний» преподаватель имеет средние характеристики, либо такие же как «хороший», но менее выраженные

Исследование выявило универсальные представления о внешней составляющей имиджа преподавателя. Внешний облик в представлении студентов четко связан с его личностными характеристиками. По внешнему виду преподавателя студенты выносят априорные и дифференцированные суждения о личности педагога, оценивая его на основе внешности, кинесики и социального оформления внешности, которые направляют интерпретацию студентов и приводят к определенной оценке преподавателя.

Теоретики педагогики и сами практики часто сравнивают учительскую профессию с актерской: учитель все время на глазах у своих взыскательных «зрителей» — учеников, ежеминутно подвергается их оценке. Поэтому в профессии преподавателя вуза очень важно создать привлекательный имидж, помогающий презентовать свои личностно-деловые достоинства и скрыть недостатки

Вообще, можно сказать, что имидж учителя—категория “историческая”. Е.А.Петрова отмечает, что начиная с 40-х годов в нашей стране (и в бывшем СССР) изучался вопрос: «Что такое хороший учитель?» Старшеклассникам предлагалось написать сочинение на тему «Мой учитель». Исследования показали, что в 40-е годы ученики в учителе ценили знание предмета, общую эрудицию, политическую зрелость. А в 90-е годы на первом месте оказались доброжелательность, искренность, открытость, чувство юмора, а также умение общаться, отстаивать свою точку зрения.

Мнение о педагоге начинает складываться в первые минуты его знакомства с группой, классом и от него потом будет зависеть усвоение предмета, посещение, желание вступать в контакт с преподавателем.

Исследование И. А. Урклина показало, что только для 8,5% изученных им студентов имеет значение эрудиция преподавателя, проявленная им на первой лекции. Главное–это речь преподавателя, его эмоциональный настрой, умение лектора переходить сразу к сути изложения, в процессе которого он может убедить в значимости предмета.

Исследования Н.А. Березовина и Г.Х. Васильева показали, что

первое место при восприятии принадлежит внешности и манере держаться; на втором месте – первая лекция (речь, эмоциональ­ность, увлеченность, убежденность, умение излагать материал);

на третьем - характер отношения к студентам (следит ли за их поведением на занятиях, проявляет ли к ним внимание, справедлив ли в оценке по­ведения студентов).

Далее идут такие характеристики как интеллект, эрудиция, мнение, которое передается студентами старших курсов. Меньше всего студенты обращают внимание на пол преподавателя.

Есть данные об особенностях восприятия студентов различной успеваемо­сти. Так, академически успевающие студенты акцентируют внимание на дидактических способностях преподавателя, академически слабые сту­денты больше ценят его личностные, коммуникативные и организатор­ские черты.

Имидж педагога в немногих существующих литературных источниках по заданной тематике описывается с помощью следующих качеств: коммуникативные—техника речи (грамотность, выразительность), владение невербальным компонентом общения, психологические—манера поведения, его естественность, обаяние, выдержанность, профессиональные—компетентность, эрудиция, кругозор, артистизм, требовательность, внимание и справедливость в оценке поведения студентов, дидактические умения, импровизация, фантазия, рефлексия, социально-психологические–уважение к студентам, открытость, искренность, доброжелательность, эмпатия, чувство юмора.

Отвечая на вопрос, существует ли специфический имидж учителя, Л.М.Митина говорит, что учителя определяют в непрофессиональной сфере очень быстро. Это обусловлено тем, что большинство педагогов загоняют в прокрустово ложе устаревших и неконструктивных традиций и правил свою индивидуальность, самобытность, отождествляя себя лишь с ролью и функцией учителя

 

Структура имиджа педагога может быть определена двумя основными блоками: индивидуально-личностным и профессиональным, в которые входят такие факторы, как «Индивидуально-личностные качества», «Умение применять принципы дидактики», «Я-в профессии», «Концептуальная подготовка», «Внешний вид». Дополнительным блоком структуры имиджа является «Коммуникативный», который составлен факторами «Культура речи», «Коммуникативные способности», «Позиция в межличностном общении». (таблица «СПП-качеств»)

· Выявлены различия между оценкой преподавателями своего имиджа и системой студенческих оценок имиджа. Педагоги оценивают себя выше по фиксируемым параметрам («Я»-профессиональное и «Я»-имиджевое), чем оценивают их студенты.

  • Профессия преподавателя коммуникативная по определению и самопрезентации способствует либо экстравертированная направленность личности, либо умения, подразумевающие экстравертированную окраску.
  • «Интровертированность» не препятствует профессиональным достижениям, но препятствует самопрезентации.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2413; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.