Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВОПРОС № 2

Если предмет науки раскрывает «что» познается, то метод – «как» познается.

Метод научного исследования – способ достижения цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения действительности.

Прежде всего, нужно отнести диалектический метод, в соответствии с которыми явления рассматриваются в непрерывном движении и изменении, характеризуются единством и борьбой противоположностей, восхождением от простого к сложному. Системный и процессный подходы также являются всеобщими методами исследований, используемых в науке.

В экономике используются как общенаучные методы исследования, так и частнонаучные (специфические).

Общенаучные - имеют применение в большинстве областей знаний. К ним относятся: методы научной абстракции, индуктивный, дедуктивный, сравнительного анализа и др.

Специфические: статистико-экономический, монографический, расчетно-конструктивный, балансовый, экономико-математический.

Метод научной абстракции – состоит в отвлечении в процессе познания от мелких явлений, несущественных сторон и выделения общих, существенных признаков, в познании сути явлений. Оно позволяет понять в нем самое главное.

Метод индукции – при использовании этого метода вывод делается на основе единичных факторов, т. е. решения принимаются от частного к общему, от фактов к теории.

Метод дедукции – предполагает обратный ход исследования – от общего к частному и единичному.

Метод сравнительного анализа – состоит в сопоставлении частных и обобщающих экономических показателей с целью выявления наилучших результатов (предприятие сопоставляет свои затраты с затратами конкурентов).

Экспериментальный метод – изучение влияния различных факторов на данное явление и закономерностей его развития; проверка истинности гипотез (хотя этот метод является основным в естественных науках, в экономике так же его применяют весьма эффективно – например: эксперименты по оплате труда, хозрасчету, арендному подряду и т.д.).

 

Частнонаучные находят применение в первую очередь в экономических отраслях знаний. К ним относятся:

Статистико-экономический метод – это совокупность приемов, используемых для всесторонней характеристики экономических закономерностей посредством массовых цифровых данных.

Монографический метод – предусматривает изучение отдельных элементов общей совокупности, которые достаточно типичны для характеристики изучаемых объектов или являются представителями передовой группы предприятий (этот метод способствует выявлению нового и прогрессивного, зарождающего в передовых хозяйствах).

Расчетно-конструктивный метод – позволяет найти реальные пути научно-обоснованного решения проблемы на перспективу.

Балансовый метод – это основной метод координации и взаимной увязки всех показателей, отражающих сущность явления или процесса.

Экономико-математический метод – включает совокупность научных приемов (математическую статистику с изучением одномерных и многомерных совокупностей, производственные функции, экономико-математическое моделирование).

Дисциплина «Экономика предприятия» тесно связана с такими дисциплинами, как «Экономическая теория», «Финансы предприятия», «Маркетинг», «Менеджмент», «Управление организацией», «Бухгалтерский учет», «Статистика», и др.

Эти дисциплины концентрируются на какой-либо одной стороне хозяйственной деятельности. Но производственный результат может быть получен только тогда, когда глубокие знания в каждой из перечисленных областей увязаны друг с другом. Курс «Экономика предприятия» является базовым курсом для изучения большинства перечисленных дисциплин и рассматривает в комплексе все аспекты управления хозяйствующим субъектом.

И последнее. В основе экономической деятельности лежат потребности предприятий и отдельных лиц. Говоря об экономике предприятия не нужно забывать, что экономический интерес предприятия – проявление экономического интереса его учредителей, руководителей, работников. «За пределами интересов человека, его объективных потребностей никакой экономики не существует» (О.И. Волков). Поэтому изучение данной дисциплины – проявление экономического интереса студентов, реализация которого позволяет достичь их долгосрочных целей при условии не только усвоения теоретического материала, но и использования в практической экономической деятельности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ВОПРОС № 1 | Системный подход: Основные положения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 547; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.