Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отличительные особенности аффектов





Фазы аффекта

I фаза   II фаза III фаза      
       
       
Начальная стадия (нарастающее напряжение) Взрыв (сужение сознания, отсутствие логического мышления, отсутствие контроля поведения)      
Заключительная = эмоциональный шок: человек не помнит свои мотивы, действия.

 

1) Кратковременное, отличающееся своеобразными особенностями течение эмоционального переживания.

2) Бурное внешнее проявление эмоционального переживания.

3) Сужение сознания. Во время аффекта человек может не замечать окружающего, не давать себе отчета в происходящих событиях и в своих поступках.

4) Аффект, являясь интенсивным процессом, не может длиться долго и быстро себя изживает.

5) Известная безотчетность эмоционального переживания, в зависимости от силы аффекта, и выражается в снижении сознательного контроля за своими действиями.

6) Резко выраженный диффузный характер эмоционального переживания. Сильные аффекты захватывают целиком личность человека и все его жизненно важные проявления. Особенно резкие изменения при аффектах наблюдаются в деятельности сознания, объем которого сужается.

Следствия аффектов: энергетические затраты, обиды близких (т.к. много наговаривается); возможно физическое насилие.

Фрустрация– отрицательное эмоциональное состояние – психическое напряженное состояние, возникающее в случае препятствий на пути к достижению цели. Это могут быть объективно непреодолимые препятствия, а возможна субъективная оценка их непреодолимости.

Неприятности, напряженное состояние отражаются на поведении и отношениях с окружающими, сопровождаются тревогой, раздражением, разочарованием, подавленностью, внутр./внеш. агрессией. Высокий уровень фрустрации дезорганизует деятельность, снижает ее эффективность. Уровень фрустрации зависит от:

- силы, интенсивности фрустратора;

- привлекательности цели;

- личностных свойств;



- состояния здоровья (физического, эмоционального, психического);

- возрастных особенностей;

- сложившихся форм реагирования в подобных ситуациях.

Условия возникновения состояний фрустрации:

а) наличие источника активности (потребность, цель, мотив);

б) наличие препятствия, барьера при достижении желаемого (фрустратор).

В психологии выявлена зависимость между характером фрустратора и реакциями индивида (табл. 2).

Таблица 2. Связи между характером фрустратора и реакциями индивида

Фрустраторы Реакции
Физическая преграда, удаленность, различие во времени и пространстве Пассивное внешнее сопротивление
Угрозы, запреты, налагаемые внешним окружением Активное внешнее сопротивление
Осознание комплекса неполноценности, расхождение между уровнем притязаний и невозможностью осуществить намеченное Пассивное внутреннее сопротивление
Угрызения совести, этичность, моральность цели, правильные средства достижения цели Активное внутреннее сопротивление

Устойчивость к воздействию фрустраторов обозначена понятием толерантность.

Толерантность в широком смысле – это стрессоустойчивость. Ситуация фрустрации может существовать, но фрустрированного состояния может не возникать. Считается, что человек, который не испытывает состояния фрустрации под воздействием сильных фрустраторов, обладает высокоадаптивным поведением.

Схема 4

Низкая толерантность (низкий уровень) ►   ► слабая (низкая) психическая устойчивость
   
Высокая толерантность (высокий уровень) высокая психическая устойчивость.

 

Толерантность можно развить на основе регуляции сознательного поведения. Важно понимать, что наличие препятствий – это норма, и личность развивается, преодолевая внешние или внутренние препятствия. Но надо иметь в виду, что частые фрустрации вызывают:

а) вялость, безинициативность;

б) агрессию, озлобленность.

Таким образом, фрустрация – негативное эмоциональное состояние, которым можно управлять на сознательном уровне. Адекватность поведения проявляется в осознании факта, что негативные эмоции разрушающе действуют на НС, что мешает продуктивно решать проблемы.

Неадаптивные типы поведения:

1). Рационализация – псевдоосмысление (например, преуменьшение значимости результата, цели).

2). Агрессивное поведение - часто встречается версия, что любая фрустрация вызывает агрессию разного типа

Агрессия (лат. aggression – нападение) – как психологический феномен это сложное явление, обусловленное множеством причин, с трудом прогнозируется и часто не поддается контролю.

Агрессивность:

а) устойчивая черта личности как готовность к агрессивному поведению (АП);

б) чувство, вызванное ситуативными причинами (ситуацией фрустрации, поведением другого человека).

Агрессия - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.).

Триада агрессии в эволюции: отвращение + гнев + презрение.

Классификации агрессии (по разным критериям):

I. По форме: 1) Физическая 2) Вербальная.

II. По характеру: 1) Прямая 2) Косвенная 3). Аутоагрессия.

III. По цели: 1) Инструментальная 2) Враждебная.

Агрессивное поведение -это одна из форм реагирования на различные не­благоприятные в физическом/психиче­ском отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т.п. состояния.

Часто встречается перенос агрессии - смещение, направленность агрессивного поведения не на того, кто ее вызвал, а на других людей, себя, одушевленные/неодушевленные предметы. Психологически перенос агрессии выступает одним из основных способов решения проблем:

- связанных с сохранением индивидуальности и тождественности, с защитой и ростом чувства собственной ценности, самооценки, уровня притязаний;



- сохранением и усилением контроля над существенным для субъекта окружением.

Таким образом, агрессивные действия выступают в качестве: 1) средства достижения какой-либо значимой цели; 2) способа психологической разрядки; 3) способа удовлетворения потребности в самореа­лизации и самоутверждении.

Предполагается, что для разных темпераментов характерны разные защитные реакции:

Холерик → агрессия; Сангвиник → рационализация; Меланхолик → самообвинение (аутоагрессия), застревание; Флегматик → обесценивание событий и стремление все пустить на самотек.

Стресс. Особую форму переживания чувств, близкую по своим психологическим характеристикам к аффекту, но по длительности протекания приближающуюся к настроениям, представляют стрессовые состояния (от англ. stress - давление, напряжение), или эмоционально-психологический стресс. Подробно это состояние будет рассмотрено в теме № 8. Здесь лишь отметим, что стресс - это такое эмоциональное состояние, которое вызывается внезапной, неожиданной или, наоборот, затяжной, лично значимой напряженной обстановкой.

Таким образом, аффект переживается с максимальной интенсивностью и краткосрочен, а его продолжительность измеряется в секундах или минутах (гнев, восторг). Эмоции переживаются со средней напряженностью и уже более продолжительны, их длительность - часы и даже дни. Чувства переживаются на слабом уровне интенсивности, зато могут продолжаться месяцами и годами (тревога, равнодушие). Стресс - это такое эмоциональное состояние, которое вызывается неожиданной или затяжной и лично значимой напряженной обстановкой.





Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1303; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

  1. I. ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
  2. III. Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения и клинико-диагностической картины заболеваний органов пищеварения в пожилом и старческом возрасте.
  3. III.1.1. Особенности конструкции турбогенераторов
  4. N Особенности структуры и функции обуславливают особенности в метаболизме клеток
  5. VI. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания в пожилом и старческом возрасте.
  6. VIII. Особенности банкротства кредитных организаций.
  7. Акты применения норм права (АПП): понятие, особенности и виды
  8. Алюминиевые сплавы, их свойства и особенности работы
  9. Анатомо – физиологические особенности дыхательной системы.
  10. АНАТОМО-МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОРНЯ
  11. Анатомо-физиологические особенности головного мозга.
  12. Анатомо-физиологические особенности костной системы.

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.004 сек.