КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие личности в современной психологии
Лекция № 4 Интернет-ресурсы Список электронных ресурсов по психологии и педагогике*
* Примечание: ссылки на указанные электронные ресурсы действительны на сентябрь 2012 г. Раздел III. Психология личности Личность в современной психологии. Индивидуально-типологические психические свойства личности: темперамент, способности, характер. Основные вопросы, рассматриваемые на лекции: 1. Личность в современной психологии 1.1 Понятие «личность»: соотношение понятий человек, индивид, личность, индивиду-альность. Факторы формирования личности 1.2 Структура личности в современной психологии. Проблема типологии психических свойств личности. 2. Темперамент 2.1 Понятие темперамента. 2.2 История создания учения о темпераменте. 2.3 Учение о типах ВНД. 3. Характер 3.1 Понятие и структура характера 3.2 Структурные признаки характера: свойства, способы и сферы проявления, функции 3.3 Типы характеров и акцентуации 4. Способности 4.1 Понятие способностей. 4.2 Уровни развития способностей. 4.3 Классификации способностей. Краткое содержание лекционного материала
1. Понятие «личность»: соотношение понятий человек, индивид, личность, индивидуальность. Факторы формирования личности Человеческая природа сложна и многообразна. Для обозначения целостности человеческой сущности психология использует ряд понятий: человек, индивид, личность, индивидуальность. Эти понятия характеризуют разные аспекты природы человека. Человек, как биосоциальное существо, сочетает в себе биологическое и общественное начало: а) как биологический представитель вида Homo sapiens типа млекопитающих имеет сознание и особую телесную организацию (прямохождение, высшие психические функции, органы речи, верхние конечности, приспособленные к труду), а в результате этих особенностей развилась способность создавать орудия, продукты труда - т.е. способность к преобразованию мира. б) как общественное существо, он неразрывно связан с социальной средой, без которой не может существовать, получая от общества все необходимое для жизни в результате целенаправленной деятельности. Индивид – единичное природное существо своего биологического вида: а) продукт эволюционного и индивидуального развития; б) носитель наследственного, врожденного и приобретенного при жизни. Эта характеристика указывает на неделимость, целостность и особенности конкретной особи человеческого рода, которые возникают на ранних этапах жизни и становятся все более выраженными в процессе жизни. Врожденные биологические признаки определяют диапазон формирования индивидуальных психических свойств в условиях взаимодействия с миром. Личность – системное социальное качество человека как продукта антропогенеза и социогенеза, это человек в системе социальных связей, отношений и сознательной деятельности как субъект (активное индивидуальное начало) по отношению к миру. Понятие личность занимает особое место в этом ряду, так как обозначает специфическую целостность: а) присущую человеку только с определенного возраста; б) возникающую только в социальных условиях, в ходе его взаимоотношений и взаимодействий с другими людьми Специфические характеристики понятия личность: историчность - отпечаток исторической эпохи, в которую личность живет и особенности общества и социальных групп, с которыми она вступает в контакт; индивидуальность - характерные особенности, отличающие ее от других личностей; общественное происхождение – опосредованный результат развития общества, культуры и языка, отношений и взаимодействий с людьми. Индивидуальность – интегральное свойство личности, которое проявляется в ее своеобразии, уникальности, неповторимости и характеризует человека во всех его социально значимых отличиях от других людей: • на уровне индивида индивидуальность характеризует биологические отличия человека от других (генетические признаки, национальность, пол, возраст, темперамент); • на уровне личности индивидуальность выражает социально-ценные личностные различия (характер, способности, направленность, мотивацию). Таким образом, соотношение понятий человек, индивид, личность отражают разные аспекты природы человека: Человек – биологическая сущность. Индивид - психическая сущность. Личность - социальная сущность. Человеческая сущность – биопсихосоциальна и на развитие личности влияет множество факторов. Схема 5 2. Структура личности в современной психологии.Проблема типологии психических свойств личности. Биологическую эволюцию человека, его выход на уровень личности опосредуют культурные знаковые системы и социальные факторы. Сущность и природу личности отражает ее целостная структура как система взаимосвязанных элементов и подструктур. Структура личности - это совокупность устойчивых связей между множеством элементов (компонентов) индивида, обеспечивающих его целостность и тождество самому себе. Компоненты (элементы) психологической структуры личности - совокупность психологических свойств, особенностей и черт личности, определяющих ее структуру. Черты личности - устойчивые, повторяющиеся особенности в поведении в различных ситуациях. Классическая структура личности включает компоненты: Физический (телесность, расовая, этническая и половая принадлежность, возраст, антрометрические признаки, здоровье, двигательно-моторная активность и т.д.). Когнитивный (уровень умственного развития, уровень интеллекта, особенности познавательной сферы и мышления). Эмоциональный (особенности проявления эмоций, настроения, чувства, эмоциональная устойчивость). Поведенческий (устойчивые поведенческие реакции, особенности поведения в различных ситуациях, способность на поступок). Существует много точек зрения на структуру и природу личности. Наиболее полно личность представлена в психологической концепции динамической функциональной структуры личности К.К. Платонова на основе иерархии 4-х уровней психических феноменов. Критерии выделения уровней в целостной структуре личности: ü соотношение биологического/социального, врожденного/приобретенного, процессуального/содержательного ü внутренняя близость черт личности, входящих в подструктуры; ü особый вид формирования; ü объективная иерархическая зависимость подструктур. Схема 6 Фундаментальной характеристикой личностного развития является психологическая зрелость, что проявляется: • в сознательном руководстве собственным поведением; • в способности быть адекватным и активным социальным субъектом. Таким образом, личность является приобретенным и развиваемым в течение всей жизни психологическим качеством человека, которое отражает его целостность, осознанность и социальную направленность. Психологические проявления личности определяют: а) биологические предпосылки, т.е. полученные при рождении особенности НС, кровоснабжения, скелета и телосложения и т.д. б) социальные факторы, оказывающие большое влияние на формирование личности. Так, описан случай, когда два близнеца в раннем детстве попали в разные страны (на Кубу и в Швецию), специфичные условия которых сформировали из одного экспансивного, темпераментного кубинца, а из второго - сдержанного, расчетливого скандинава. Психический мир личности включает в себя психические процессы, образования и состояния, но не менее значимы для понимания личности такие психические свойства, как темперамент, характер и способности. В психологии перечисленные свойства выделены в отдельную группу, которая обозначена как инвидуально-типологические психические свойства личности. Такое обозначение имеет глубокий смысл: а) с одной стороны это такие свойства, которые можно типологизировать (делить на классы, группы, виды, типы), поскольку эти свойства присущи для обширных групп людей, т.е. типичны; б) с другой стороны указанные типичные свойства у каждого человека имеет индивидуальный характер (по степени выраженности, сформированности, направленности и т.п.). Выделены свойства врожденные, генетически-наследуемые и приобретенные в процессе развития, обучения и воспитания.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 6072; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |