КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Модуль III. Психология личности
Тема № 4. Понятие личности в современной психологии. Индивидуально-типологические психические свойства личности: темперамент, способности, характер. Тема № 5. Мотивационно-потребностная и волевая сфера личности. Я-концепция как системообразующее свойство личности. 2. Мотивация изучения тематического модуля III (темы № 4-5): 1) Формирование потребности в изучении психологии личности и осознания важности знаний в системе подготовки к профессиональной врачебной деятельности и в сфере межличностных отношений. 2) Формирование потребности в самопонимании и осознавании своих инвидуально-типологических психических свойств, потребностей и мотивов: врожденных, генетически-наследуемых и приобретенных в процессе развития, обучения и воспитания.ё ттормирование потребности к самопознанию и познанию других (индивидуальных различий, потребностей и мотивов), поскольку изучение мотивационно-потребностной сферы необходимо для понимания основ поведения человека: - умение мотивировать важно для выстраивания контакта с близким окружением, коллегами, пациентами; - знание теории Я-концепции (структуры, функций, динамических характеристик) необходимо для понимания поведения человека и причин внутренних конфликтов; - одной из задач врача является умение формировать у населения мотивацию к здоровому образу жизни, используя знания по тематическому модулю. 4) Формирование на основе полученных знаний по психологии толерантности (психологической устойчивости) к индивидуальному своеобразию других людей из окружения (близкие, коллектив, пациенты). 3. Учебная цель: дать базовые основы знаний по психологии личности и дифференциальных отличиях окружающих людей. 4. Воспитательная цель: сосредоточить внимание студентов на этико-деонтологичес-ких аспектах проблемы дифференциальных различий окружающих людей человека в зависимости от его индивидуальных психологических особенностей (люди очень разные, но надо вместе жить, работать, учится); формировать основы психологической толерантности, культурной и профессиональной компетентности, необходимой для учебной, межличностной коммуникативной и будущей профессиональной деятельности. Развивать гуманистическое мировоззрение, интеллектуальные и творческие способности студентов. 5. Задачи лекции: 1) Познакомить с основными категориями, понятиями и проблемами современной психологии личности: - системой категорий, описывающих феноменологическое содержание понятия «личность»; - системой категорий, описывающих природу инвидуально-типологических психических свойств (темперамент, способности, характер), их типологию, характеристики, особенности; - системой категорий описывающих свойства характера, основные типологии характера, признаки позволяющие определять тип характера; - системой категорий, описывающих мотивациооно-потребностную и волевую сферы личности, свойства Я-концепции; понятие и структуру Я-концепции, систему образов Я. 2) Сформировать представления о дифференциальных различиях окружающих людей, о многообразии проявлений психики на уровне отношений, деятельности, поведения. - познакомить с основными теориями темперамента, признаками, позволяющими определять тип темперамента; - познакомить с содержанием и типологией акцентуаций в характере личности; - познакомить с восременными подходами к проблеме мотивационно-потребностной сферы личности и ее волевых проявлений. 3). Развивать способность оперировать приобретенными знаниями по основным разделам психологии личности в соответствии с объемом, обозначенном в Рабочей программе по дисциплине (ФГОС по специальности 060101 «Лечебное дело»). т. е. использовать полученные знания в партнерских отношениях и будущей профессиональной деятельности на основе определения типа темперамента и особенностей характера человека, особенностей его потребностей, мотивов, Я-концепции для врачебных рекомендаций с учётом индивидуальных свойств пациентов. 4) Развивать навыки психологической устойчивости и терпимости к окружению (взаимоотношения с близкими, пациентами, коллегами) на основе понимания их индивидуальных особенностей. 6. Реализация задач - план лекции: Лекция № 4: Личность в современной психологии. Индивидуально-типологические психические свойства личности: темперамент, способности, характер. 1. Личность в современной психологии 1.1 Понятие «личность»: соотношение понятий человек, индивид, личность, индивиду-альность. Факторы формирования личности 1.2 Структура личности в современной психологии. Проблема типологии психических свойств личности. 2. Темперамент 2.1 Понятие темперамента. 2.2 История создания учения о темпераменте. 2.3 Учение о типах ВНД. 3. Характер 3.1 Понятие и структура характера 3.2 Структурные признаки характера: свойства, способы и сферы проявления, функции 3.3 Типы характеров и акцентуации 4. Способности 4.1 Понятие способностей. 4.2 Уровни развития способностей. 4.3 Классификации способностей.
Лекция № 5. Мотивационно-потребностная и волевая сфера личности. Я-концепция как системообразующее свойство личности. 1. Направленность личности: мотивационно-потребностная сфера личности, ее роль в поведении и деятельности: - потребности; классификация потребностей; - сущность категорий «мотив» и «мотивация» как психологическая проблема; - поведение и деятельность, соотношение мотивов и мотивации с деятельностью; - классификации и функции мотивов. 2. Психология воли. 3. Я-концепция как системное образование структуры личности. Категориальный аппарат: потребности, мотив, мотивация, поведение, деятельность, волевая регуляция 7. Оснащение лекции: мультимедийный комплекс, презентация. 8. Литература по данной теме (рекомендуемая для студентов и для преподавателей при подготовке к лекции): 1.Лукацкий, М. А. Психология: учебник / М. А. Лукацкий, М. Е. Остренкова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 661 с. - (Психологический компендиум врача). 2. Петрова, Н. Н. Психология для медицинских специальностей: учебник / Н. Н. Петрова. - М.: Academia, 2006. 3. Занюк, С. Психология мотивации. Теория и практика мотивирования / С. Занюк. - М.: Ника-центр, 2001. 4. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - Питер, 2011. 5. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - 3-е междунар. изд. - СПб.: Питер, 2003. - 608 с. ЭБС Университетская библиотека online: http://www.biblioclub.ru/ 1. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: курс лекций / Ю. Б. Гиппенрейтер. - М.: АСТ, Астрель, 2008. 2. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - М.: Директ-Медиа, 2008. 3. Мирошниченко, И. В. Общая психология. Конспект лекций / И. В.Мирошниченко. - М.: А-Приор, 2007. 4. Немов, Р. С. Психология: словарь-справочник в двух частях / Р. С. Немов. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. 5. Луковцева, А. К. Психология и педагогика. Курс лекций / А. К. Луковцева. - М.: Мир и образование, 2008. 6. Ритерман, Т. П. Психология. Полный курс / Т. П. Ритерман. - Щелково: АCT, 2010. 7. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. - М.: Директ-Медиа, 2008. 8. Фрейд, З. Психология бессознательного / З. Фрейд. - М.: Директ-Медиа, 2008. 9. Стайн, М. Юнговская карта души: Введение в аналитическую психологию / М. Стайн. - М.: Когито-Центр, 2010.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 484; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |