КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Я-концепция как системное образование структуры личности
Я-концепция - динамическая система представлений личности о самой себе, сопряженная с их оценкой, как неизбежный и уникальный результат психического развития человека, который возникает в процессе социального взаимодействия с окружающим миром и другими людьми. Я-концепция как целостное психическое образование обладает: а) относительной устойчивостью (стабильность); б) динамичностью (подверженность внутренним изменениям и колебаниям). Я-концепция (два звена) I. Cамосознание II. Самоотношение Я-концепция - совокупность всех представлений человека о себе, определяющих отношение к себе: ü что я о себе думаю, ü что я собой представляю, ü как я смотрю на свою активность (деятельное начало); ü как я отношусь к себе (чувства и эмоции по поводу «Я»); ü как я определяет свои возможности развития в будущем. Структура и функции Я-концепции Сложная иерархия Я-концепции включает много уровней и компонентов. Компоненты Я-концепции тесно взаимосвязаны, но при этом имеют относительно самостоятельную логику развития на основе осознаваемых и неосознаваемых аспектов. Вершина иерархии - Глобальная Я-концепция. Уровни иерархии - модальности представлений личности о себе, ее установки на себя: Я-реальное, Я-идеальное, Я-зеркальное, Я-социальное Я-фантастическое, Я-проективное и др. Схема 16
Самосознание - внутренний мир личности, который возникает в ее взаимодействиях с людьми, культурой, обществом и проявляется в обращенности на себя, в способности сознавать себя. Самосознание функционирует на совокупности психических процессов, посредством которых личность осознает себя в качестве субъекта деятельности. Самосознание включает множество образов Я - представлений личности о самой себе и ее социальные установки. Совокупность представлений о себе складываются в определенный образ Я и формирует отношение к самому себе – оценочный компонент. Схема 17 Структура самосознания основана на описательном компоненте. 1. Я-образ - осознание своих физических, умственных, эмоциональных качеств: Я-физическое (телесное) - схема тела, представление о своих биологических и физических особеннос-тях (пол, возраст, здоровье, активность). Я-умственное - представление о своих умственных способностях, интеллекте, мыслительных действиях Я-эмоциональное - представление человека о своих чувствах/переживаниях, отношениях к миру/другим. 2. Субъективное восприятие влияния внешних факторов (очень избирательно, обусловлено инд. особенностями личности). 3. Самопознание - наполнение самосознания в процессе жизнедеятельности содержанием, связывающим его с другими, культурой, обществом. Уровни и аспекты самосознания (Я-образы) Я-реальное - восприятие себя реального; Я-идеальное - идеал себя, о котором мечтают; Я-социальное - социальные образы о себе на основе идентичности (половозрастной, этнической, социально-ролевой, гражданской); Дифференцированный Я-образ - знание о себе в сравнении с другими людьми, что придает ощущение собственной уникальности. Динамические характеристики Образа Я: Я-идеальное - мечты о себе соответствовать социальным нормам и ожиданиям окружения или стремление человека к идеалу («Я бы хотел быть самым...»). Я-реальное - изменчивое представление о себе в момент какого-либо переживания (Я до соревнования или экзамена и после различны); Я-фантастическое - представление о себе на основе своих желаний без учета реальных возможностей («Я, если бы стало возможным …»). Я-перспективное – проект себя, заброшенный в будущее («Я стану!») Все Я-образы одновременно существуют в человеке, но в разных ситуациях один из них преобладает. Психологический механизм самосознания позволяет человеку: а) выделять себя и собственную жизнедеятельность на основе осознавания своих способностей, мотивов, переживаний, мыслей и своих субъективных возможностей/ресурсов; б) планировать собственные действия и поступки. Самоотношение - совокупность частных характеристик феномена принятия себя: ü самоприятие, ü самоценность, ü самоинтерес, ü самоуважение, Разные по силе эмоции, связанные с принятием/осуждением Я-образа, определяют уровень самооценки и потенциальное поведение - конкретные ситуативные действия. Источники формирования самооценки ü высказанные окружающими оценки; ü оценка результатов собственной деятельности; ü реальный и идеальный образ Я, их связи. Параметры самооценки 1) Уровень самооценки (высокая/средняя/низкая). 2) Уровень осознания самооценки (адекватная/неадекватная) на основе оценивания объективных результатов и успешности деятельности. 3) Внутренняя структура (конфликтная/бесконфликтная самооценка. Эффективность самооценки - соотношение достаточно высокой общей самооценки и адекватно дифференцированных частных самооценок разного уровня: а) общая позитивная оценка - устойчивое ценностное отношение личности к себе в целом, значимость своих качеств и поведения; б) частная негативная оценка - оценка какой-то деятельности как неудачи (часто толчок к развитию); в) гибкие дифференцированные частные самооценки - условие развития и продуктивности деятельности (фактор коррекции поведения личности; адаптации к группе с учетом новых ситуаций, сменой критериев оценки); д) неустойчивая самооценка - колебания как признак стремления принять себя, но способное вызвать страдания и ограничивать развитие, особенно в критические периоды (напр., в подростковом возрасте).
Психологический механизм самооценки (основа) ü уверенность в себе, ü уровень притязаний личности, ü мотивация достижения успеха. Уверенность в себе - переживания, значимые для развития способностей и эмоциональной сферы личности - оценка человеком своих возможностей в решении поставленных перед собой задач, оценка своей деятельности при ее выполнении. В основе низкой самооценки лежит неуверенность в себе, тормозящая развитие личности. Уровень притязаний личности - желаемый уровень Я-образа и самооценки личности, что проявляет степень трудности поставленных целей. На уровень притязаний влияет не факт успеха/неуспеха, а субъективное переживание личностью результата деятельности, ее оценка ситуации и своих действий: Ø в случае успеха возрастает уровень притязаний, и готовность решать более сложные задачи, Ø при неуспехе уровень притязаний снижается. Уровень притязаний определяет мотивация достижения успеха, где выделены две тенденции – стремление к успеху и избегание неудач на основе: а) предвосхищения успеха или неудачи; б) учета и оценки прошлых успехов и неудач. Поведение людей при стремлении к достижению успеха/избеганию неудач принципиально различно. Мотивация достижения успеха (МДУ) - положительные цели, достижение которых однозначно расценивается как успех, всегда сопровождается стремлением к нему и активным включением в деятельность, выбором средств и действий для кратчайшего пути к цели. Мотивация избегания неудачи (МИН) - противоположная позиция, где цель человека не достигнуть успеха, а избежать неудачи и все действия подчинены этой цели. С т.з. психологии, сопровождается неуверенностью в себе, неверием в возможность добиться успеха, боязнь критики, отрицательными эмоциями по поводу работы, которая чревата возможностью неудачи, неумением испытывать удовольствия от деятельности и избеганием «рабочего» напряжения. Детерминанты мотивации достижения успеха • требования, предъявляемые личностью к себе - важная психологическая особенность, влияющая на достижение успеха, т.к. при предъявлении к самому себе повышенных требований, в большей мере старается добиться успеха, чем тот, чьи требования к себе невысоки; • представления человека о присущих ему способностях, необходимых для решения задачи (при высоком мнении о своих способностях и потенциальных возможностей, неудача в деятельности переживается легче, чем при мнении о их слабом развитии); • средняя позиция между чересчур трудными и чересчур легкими задачами и целями - фактор сохранения адекватной самооценки личности и высокого уровня притязаний. Функциональное содержание Я-концепции 1. Я-концепция как средство обеспечения внутренней согласованности: а) удовлетворение потребности достижения и внутренняя гармония, (возможно, вступление представлений/чувств личности в противоречие с представлениями/ чувствами других); б) восстановление равновесия через преодоление внутреннего рассогласования психологического дискомфорта и готовность предпринимать разные действия, опираясь на то, что человек о себе думает. 2. Я-концепция как интерпретация опыта (две устойчивых тенденции): а) построение своего поведения с учетом индивидуального опыта; б) объяснение своего поведения и поступков предшествующим опытом успешных или неудачных поведенческих моделей. 3. Я-концепция как совокупность ожиданий определяет характер действий человека на основе его представлений о том, что должно произойти и предполагаемых реакций от социального окружения: а) люди, уверенные в своей значимости, ожидают, что другие будут относиться к ним таким же образом; б) люди с низкой самооценкой, считающие, что они никому не интересны, не нужны и не могут нравиться, либо ведут себя исходя из этой предпосылки, либо интерпретируют соответствующим образом реакции окружающих. Функции Я-концепции представлены в схеме 16. Схема 18
Таким образом, личность – системное социальное качество человека как продукта антропогенеза и социогенеза, это человек в системе социальных связей, отношений и сознательной деятельности как субъект (активное индивидуальное начало) по отношению к миру.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2255; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |