Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 6. Понятие возраста. Онтогенез: развитие человека в контексте индивидуального жизненного пути, социализация и научение




Понятие возраста. Онтогенез: развитие человека в контексте индивидуального жизненного пути, социализация и научение. Общие психологические характеристики этапов возрастного развития.

Основные вопросы, рассматриваемые на лекции:

1. Введение в дисциплину: основные методологические положения возрастной психологии (предмет, основные принципы и методы возрастной психологии).

2. Методы исследования психического развития ребенка

3. Современное понятие развития. Терминологические проблемы: дифференциация понятий «развитие», «созревания», «рост»

4. Типы развития психики. Факторы развития психики

5. Основные психологические механизмы психического развития

6. Понятие «нормы» в науках о человеке

7. Понятие возраста. Психологическая структура возраста.

8. Основные возрастные периодизации в современной психологии

Категории: рост, созревание, развитие, психическое развитие, норма, социализация, научение

Краткое содержание лекционного материала

1. Введение в дисциплину: основные методологические положения возрастной психологии (предмет, основные принципы и методы возрастной психологии).

Возрастная психология (ВП) - наука о периодах развития человека от рождения до глубокой старости. Оформилась в качестве самостоятельной области знания к концу XIX в., возникнув первоначально как детская психология. Разделы современной ВП: детская, подростковая, юношеская, психология взрослости (ранней, средней, поздней зрелости), геронтопсихология (психология старости).

Объект – возрастное развитие человека в онтогенезе.

Предмет – возрастные изменения психики и поведения в процессе онтогенеза.

Цели и задачи ВП:

- изучение фактов, закономерностей развития психики в онтогенезе;

- исследование темпов и содержания психического развития, доминирующих факторов влияния на его развитие психики в разных возрастах;

- сравнение закономерностей развития в онтогенезе.

Таблица 8. История становления возрастной психологии (3 этапа)

Этап Краткие пояснения
I этап - донаучный (античн.-18 в.) Демокрит, Аристотель, Платон формировали взгляды на психику, выделяя, как дети реагируют на различные факторы (их восприятие, мышление и т.д.). Особенность: детство не выделялось в отдельный период, просто накапливались наблюдения, которые описывали в художественной литературе.
II этап (18-19 вв.) - формирование предпосылок: педагогических, естеств.-научных, психологических 1). Педагогические предпосылки: а) возникновение различных методических разработок в области педагогической практики; б) стимуляция исследований различных подходов к обучению на основе перехода от индивидуального к всеобщему обучению. Ранее - только домашнее обучение (индивидуально), но промышленная революция 19 в. → рост общественного фабричного производства → потребность в массе подготовленных, обученных рабочих для работы с техникой и технологическими процессами. Результат (новый уровень развития общества) - появление современной массовой школы и актуальный запрос из педагогики - изучение этапов психического развития детей. 2. Естественно-научные предпосылки (открытия в биологии, физиологии и др.): а) эволюционная теория Ч. Дарвина, где выделены 2 основных положения: · адаптация - главная детерминанта развития живых организмов; · генезис психики (психические процессы не даны в готовом виде, а проходят определенные этапы развития. б) эволюционные концепции Г. Спенсера и Э. Бэна: - психика - закономерный этап эволюции; - функция психики - адекватное приспособление к среде; в) учение Г. Спенсера о рефлекторной дуге, учение И.П. Павлова о ВНД. 3. Психологические предпосылки: - возникновение экспериментальной психологии и объективных методов исследования: метод исследования памяти (Г. Эббингауз); тесты для исследования интеллектуального развития детей для их дифференцировки по способностям при формировании классов в массовой школе (А. Бине) (до 19 в. основной метод - дневниковое наблюдение за детьми); - способы статистической обработки результатов исследований психики (Ф. Гальтон).
III этап - (конец 19 в. - …) становление в самостоятельную область   Научные подходы к изучению возрастного развития, где наиболее значимые направления: - исследование мышления (А. Бине); - исследование познавательной деятельности, нравственности, эмоционального развития (Болдуин); - исследование творчества и развития речи, которая не дается в готовом виде, а усваивается в процессе жизни и в общении со взрослым (К. Бюллер); - социально-культурная концепция развития психики (Л.С. Выготский). Наиболее важны взгляды З. Фрейда, Ж. Пиаже, Э. Эриксона, Л. Выготского, А. Лурии, С. Рубинштейна, Д. Эльконина, В. Давыдова, П. Гальперина и др.

 

Таким образом, в конце 19 в. формируется самостоятельная научная область психологии – возрастная психология. В 1883 г. в США открыта экспериментальная лаборатория для изучения психического развития детей, преимущественно – подростков. Анкетирование и анализ развития различных сторон их психики, использование анкет для родителей и учителей давали некую целостную картину психического развития разных детских возрастов. В педагогическом институте Э. Клаппарда (Женева, Швейцария) выделены теоретические и прикладные задачи возрастной психологии.

Теоретические задачи - изучение законов психической жизни и этапов психического развития. Задачи прикладного характера - психодиагностика (измерение и диагностика психического развития), психотехника (разработка методов обучения и воспитания, адекватных возрасту) и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 504; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.