Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стратегии и тактика общения




В зависимости от целей межличностного общения выделены стратегии общения.

Е.Н. Рогов выделяет три фундаментальных стратегии общения:

Императивное общение – это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером по общению с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям. Партнер рассматривается как объект воздействия, выступает пассивной стороной. Особенностью императива является неприкрытость конечной цели общения (принуждение партнера) на основе применения приказов, указаний, предписаний и требований.

Императивное общение достаточно эффективно в тех сферах деятельности, где отношения «начальник - подчиненный» являются необходимым условием (армия, милиция, другие силовые структуры, деятельность в экстремальных условиях и при чрезвычайных обстоятельствах). Применение императива совершенно неуместно в интимно-личностных и супружеских отношениях, детско-родительских контактах, педагогике.

Манипулятивное общение - это форма межличностного общения, когда имеется скрытое воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений, стремление добиться контроля над его поведением и мыслями. Как и императив, манипуляция предполагает объектное восприятие партнера по общению, его восприятие не как целостной уникальной личности, а как носителя определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств.

Манипуляции часто используются в бизнесе и деловых отношениях, в области идеологии и пропаганды. Важно понимать, что существует опасность переноса навыков и средств манипулятивного воздействия из деловой и идеологической сфер взаимоотношений в другие. В этом случае сильнее всего разрушаются отношения, построенные на любви, дружбе и взаимной привязанности. В конечном итоге, манипулятор часто сам становится жертвой собственных манипуляций, начиная воспринимать самого себя фрагментарно, переходит на стереотипные формы поведения, руководствуется ложными мотивами и целями, теряет стержень собственной жизни. Характерные черты манипулятора: лживость и примитивность чувств, апатия к жизни, состояние скуки, чрезмерный самоконтроль, цинизм и недоверие к себе и другим.

Диалогическое общение - это равноправное субъект-субъектное взаимодействие с целью взаимного познания партнеров по общению и самопознания, что предполагает соблюдение ряда правил взаимоотношений:

ü психологический настрой на актуальное психологическое состояние собеседника и свое собственное по принципу «здесь и теперь»;

ü безоценочное восприятие личности партнера, установка на доверие к его намерениям;

ü восприятие партнера как равного, имеющего право на собственные мнения и решения;

ü включение в содержание общения проблем и нерешенных вопросов (проблематизация).

ü ведение разговора от своего имени, без ссылки на мнения других, представляя свои истинные чувства и желания (персонифицированное общение).

В реальности при диалогическом взаимодействии субъекты занимают равные психологические позиции независимо от социальных статусов, признают равенство активных коммуникативных ролей друг друга, оказывают психологическую поддержку друг друга в условиях сохранения автономности личности и саморегуляции своих коммуникативных действий. Из указанных стратегий диалогическое общение позволяет достичь большего взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создавая условия для взаимного личностного роста.

Реальная ситуация взаимодействия создается единством стратегии и тактики общения. Стратегию взаимодействия определяет характер отношения участников к его целям и деятельности в целом. Тактику определяют непосредственные представления о партнере взаимодействия.

Тактика общения - реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе владения техникой общения (совокупности конкретных коммуникативных умений: говорить и слушать) и знаний правил общения.

Главный критерий тактического взаимодействия - показатель«отношение - обращение», отражающий степень готовности получать в общении не только положительные эмоции, но и критические замечания, не навязывать собственную точку зрения или слепо доказывать свою правоту. Так же на форму взаимодействий партнеров влияют их личностные особенности, свойства и качества. Непосредственные представления о партнере взаимодействия определяют тактику взаимодействия.

Тактические характеристики взаимодействий:

ü степень открытости и экспрессивная выразительность субъектов;

ü соответствие речевого поведения ситуации (возрасту партнера, уровню его образования и проч.);

ü реальное, без предубеждений и оценок, отношение к партнеру;

ü мера искренности и доверия;

ü вежливость и уважение.

Двумя основными факторами, определяющих тактические позиции субъектов общения, являются факторы доминирования – подчинения. На этой основе в общении выделяют следующие тактические позиции: 1) доброжелательная позиция принятия собеседника; 2) нейтральная позиция; 3) враждебная позиция непринятия собеседника; 4) доминирование, или «общение сверху»; 5) «общение на равных»; 6) подчинение, или позиция «снизу».

Лири выявляет 8 индивидуальных стилей общения, сопоставляя по кругу эти два основных факторов-векторов:

Тактические позиции в общенииСхема 22

  доминирование      
принятие   нейтральная   непринятие
партнера   на равных   партнера
  подчинение      

Таблица 15. Основные социально-психологические типы тактических взаимодействий в общении

 

Сотрудничество содействие партнеров друг другу в достижении индивидуальных целей, форма взаимодействия, направленная на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей (мотив кооперации или конструктивная конкуренция)
Противоборство препятствование партнерами общения достижению индивидуальных целей
Однонаправленное содействие форма взаимодействия, когда один из партнеров препятствует достижению целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с ним
Однонаправленное противодействие форма взаимодействия, когда один из партнеров способствует достижению индивидуальных целей другого, а второй уклоняется от контактов
Контрастное взаимодействие содействие одного из участников другому в достижении целей, при том, что второй партнер прибегает к активному противодействию первому (часто может маскироваться в разных формах)
Компромисс частичное достижении целей партнеров ради условного равенства
Уступчивость пожертвование собственными целями ради достижения целей партнера (альтруизм)
Уклонение/избегание   уход от контакта, согласие потерять собственные цели в условиях исключения выигрыша другого



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3907; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.