Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология группы




Человек живет в обществе и строит с ним определенные отношения. Общество состоит из большого количества групп, внутри которых формируется и развивается психика людей, их составляющих. Под социальными группами обычно понимаются устойчивые общности с определенным количеством людей, включенных в типичные для них виды деятельности и связанных системой отношений, регулируемых общими интересами, ценностными ориентациями, настроениями и переживаниями, нормами жизни и отношений, традициями.

Социально-психологические явления, возникающие в процессе жизни людей в обществе, можно классифицировать по разным основаниям: по принадлежности к различным социальным группам; по отнесенности к различным классам психологических явлений; по устойчивости; по степени осознанности и т.д. Основополагающей и методологически более значимой выступает классификация социально-психологических явлений по принадлежности людей к различным группам.

Классификация групп

1. По размеру:

Большие группы - это общности людей, существующие в масштабах общества (страны) и основанные на разного типа социальных связях, не предполагающих обязательных личных контактов. К большим группам могут относиться: этносы, классы, религиозные конфессии, политические и общественные организации, возрастные группы и т.д.

Средние группы - предприятия, территориальные общности (жители одного района, города)

Малые группы - это небольшие общности (от 3-х до 30-50 чел.), члены которых имеют между собой непосредственные контакты и объединены общей целью.

Микрогруппы - это группы, возникающие внутри малых групп и отличающиеся особой близостью отношений между ее членами.

2. По организованности:

Организованные - группы, имеющие четкую организационную структуру и существующие длительное время

Неорганизованные - группы, не имеющие структуры и налаженных отношений, это группы только что созданные и существующие непродолжительное время.

3. По общественному статусу:

Формальные - имеют заданную извне структуру, строго иерархизированные отношения, функционирует в соответствии с заранее установленными, обычно официально фиксируемыми целями, положениями, инструкциями, уставами.

Неформальные - не имеют заданную извне структуру, складываются стихийно.

4. По уровню развития: слаборазвитые или высокоразвитые.

5. По значимости: референтные или нереферентные.

6. По непосредственности отношений: реальные или условные; первичные или вторичные.

Малая группа имеет свою структуру, своего лидера, своих исполнителей. Каждый член группы наделен определенным статусом (положением) и выполняет конкретную социальную роль. Например, некоторые из ее членов могут находиться в своеобразной оппозиции к лидерам, стремиться занять их место; другие склонны конфликтовать с партнерами; третьи - занимают соглашательскую позицию; четвертые - избегают общения, обрекая себя на социальную изоляцию от товарищей. Возможны и другие варианты поведения личности в группе.

Высшей формой развития группы является коллектив.

Коллектив (от лат. collectivus - собирательный) - это группа людей, объединенная и организованная для совместной деятельности; находящаяся в непосредственном контакте друг с другом; преследующая совместную общественно-полезную цель деятельности; имеющая свою коллективную психологию.

В повседневной жизни и деятельности каждый индивид практически оценивает роль коллектива, ощущает его влияние. Члены к оллектива объединены деловыми, нравственными и личными связями и общими усилиями обеспечивают получение социально-ценностного результата своей деятельности. Именно связи между людьми являются решающим фактором, определяющим сплоченность, активность и жизнеспособность коллектива, членами которого они являются.

Основные признаки коллектива:

– общая деятельность;

– соответствие деятельности социально значимым целям;

– предопределение межличностных отношений целями, ценностями и содержанием совместной деятельности;

– сознательное, устойчивое единство, сплоченность;

– наличие определенной организационной формы объединения членов коллектива;

– согласованность и учет основных интересов всех членов коллектива;

– устойчивость и гармоничность отношений, основанных на взаимной ответственности, самоуправляемости, признании социально значимых авторитетов и индивидуальных потребностей каждого члена коллектива.

Функциональные связи между членами коллектива возникают на основе выполнения каждым из них своих профессиональных обязанностей. Служебно-функциональные роли и связи членов персонала образуют профессиональную структуру коллектива. На ее базе формируется социально-психологическая структура, предназначение которой состоит в скреплении, объединении коллектива в единое целое, выступающее целостным субъектом труда. Первая структура ориентирована на профессиональную деятельность коллектива, на достижение поставленных перед ним целей, а вторая – на его внутреннюю жизнь, на социально-психологическую сферу. Обе структуры необходимы – отсутствие или слабость одной отрицательно сказывается на другой и на коллективе в целом.

Каждый коллектив имеет свою особую психологию, что проявляется, прежде всего, в преобладающем общественном мнении, в социальных потребностях, целях и устремлениях, в коллективных настроениях, традициях, групповых состояниях и установках, в коллективных нормах поведения, в социально-психологическом климате коллектива. В группе и коллективе возникают такие специфические психологические явления как подражание, внушение, конформность, психическое заражение, соревнование, психологическая совместимость и сплоченность, групповое давление, групповой контроль.

Характеристики типов межличностных отношений в коллективе:

• высокая сплоченность;

• ценностно-ориентационное единство;

• коллективистское самоопределение;

• социально-ценностный характер мотивации;

• наличие общественного мнения;

• традиции;

• устоявшиеся взаимоотношения.

Межличностные отношения в группах и коллективах

Социально-психологические аспекты взаимоотношений между членами групп и коллективов обусловливают разнообразные виды взаимоотношений: официальные и неофициальные; деловые и личные; рациональные и эмоциональные; руководителя и подчиненных.

Официальные отношения возникают между членами группы на должностной основе, утверждаются официально и соответствуют определенным установленным правилам. Неофициальные отношения основываются на личных взаимоотношениях людей – для них не существует юридических норм и законов. Деловые отношения возникают при выполнении членами группы своих должностных обязанностей, а личные – независимо от выполняемой работы. Рациональными взаимоотношения становятся, когда за основу принимаются знания людей друг о друге, объективные оценки окружающих, а эмоциональными – когда превалируют субъективные оценки друг друга, основанные на личном восприятии человека (как правило, они сопровождаются положительными или отрицательными эмоциями). Взаимоотношения руководителя и подчиненных регулируют управление группой.

Межличностные отношения в группе рассматривают либо в статике, т.е. в том виде, в каком они существуют в данный момент времени, либо в динамике, или развитии. Отношения в группах никогда не остаются неизменными, с течением времени под влиянием тех или иных обстоятельств они изменяются. Существует следующая закономерность: чем ближе по уровню своего развития группа находится к коллективу, тем более благоприятные условия она создает для проявления лучших сторон в личности. Особые нормы взаимоотношений в коллективе предопределяют положительное отношение человека к другим членам коллектива.

Руководитель для успешной регуляции процессов функционирования и развития взаимоотношений в коллективе обязан в своей деятельности придерживаться определенных правил:

♦ использование благоприятного влияния на взаимоотношения людей хорошо организованной, интересной работы, вовлекающей ее исполнителей в содержательные деловые и личные контакты, сближающей их, позволяющей глубже узнать друг друга и найти привлекательные черты;

♦ заботливое сохранение уже сложившихся здоровых отношений, использование их при распределении заданий, обязанностей и т. д.;

♦ справедливость во всем, попытка избежать противопоставления одних членов коллектива другим, захваливания одних и безосновательного порицания других, бездумного поощрения нездорового соперничества.

Таким образом, управление коллективом – это руководство коллективной и индивидуальной психологией, учитывающее все тонкости и сложности закономерностей внутреннего мира человека и межличностных отношений. Высокая требовательность и демократизм руководителя опираются на понимание им психологических законов жизни коллектива.

5. Психологические модели общения «врач-больной»

Рассмотрим психологические особенности общения во врачебной деятельности.

Эффективность практической деятельности врача определяет профессионально организованное взаимодействие:

а) с коллегами, что предполагает согласованность действий, распределение функций, ответственность, т. п.;

б) с пациентами, их родственниками и близкими, что связано с необходимостью повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника.

Общение с коллегами, младшим медперсоналом и администрацией выстраивается в диапазоне общечеловеческих типов взаимодействий по принципу дихотомического деления: кооперация или конкуренция на основе согласия/конфликта или приспособления/оппозиции.

Кооперация - взаимодействие, при котором его субъекты достигают взаимного соглашения о преследуемых целях и стремятся не нарушать его, пока совпадают их интересы.

Конкуренция - взаимодействие, характеризующееся достижением индивидуальных или групповых целей и интересов в условиях противоборства между людьми.

В обоих случаях характер межличностных отношений между людьми определяет:

- тип взаимодействия (сотрудничество/соперничество);

- степень выраженности этого взаимодействия (успешное/менее успешное сотрудничество).

Общение врача и пациента относят к вынужденному общению и взаимодействию:

ü основной мотив у пациента - появление проблем со здоровьем;

ü со стороны врача «вынужденность» общения обусловлена его профессией.

Взаимодействие «врач- больной» осуществляется по схеме:

 

Мотивы обращения к врачу разнообразны.

1) Обследование у врача с целью исключить наличие заболевания и подтвердить собственную версию о том, что испытываемый дискомфорт обусловлен какими-то внешними причинами и не требует медицинского вмешательства.

2) Возможна противоположная мотивация с целью обнаружить симптомы и подтвердить предполагаемый диагноз заболевания.

Цель обследования и ожидание его результатов различны. В первом случае несовпадение реальности и подтверждение отсутствия заболевания способно вызвать более негативную и аффективную реакцию со стороны пациента, чем во втором, когда расхождение прогноза и реальности будет не столь существенным.

Если обращение пациента к врачу диктуется поиском помощи, то заинтересованность врача в пациенте объясняют соображения профессионального долга и роста, а также материальное подкрепление (заработная плата). Медицинский работник, как правило, мотивирован на встречу с пациентом, поскольку от этого зависит его профессиональная карьера и положение в обществе. При этом интерес участников диагностического и лечебного общения чаще формируется, на негативном эмоциональном фоне, обусловленном тем, что поводом для встречи врача и пациента становится проблема со здоровьем.

В процессе взаимодействия «врач-больной» важно восприятие и понимание друг друга.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1041; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.