КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура общения и психологические механизмы общения
Средства общения Человеческое общение осуществляется с помощью знаковых систем. Различают вербальные (речевые) и невербальные (неречевые) средства общения. Вербальные средства общения - устная и письменная речь. Невербальные средства общения регулируют течение процесса общения, создавая психологический контакт между партнерами, обогащая значения, передаваемые словами, направляют истолкование ситуации и словесного текста, выражая эмоции. Невербальные средства общения включают: 1) Кинестические (кинестезические) средства общения – зрительно воспринимаемые выразительные и регулятивные движения другого человека: мимика и пантомимика Мимика ( выражение лица) и пантомимика (позы, жесты, взгляды, походка) являются наиболее значимыми, так как организуют динамические психофизические действия. Это визуальные средства общения: движения рук, ног, головы, туловища; направление взгляда и визуальный контакт; выражение глаз; выражение лица; поза (локализация в пространстве, смены поз относительно словесного текста); кожные реакции (покраснение, появление пота); дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство); вспомогательные средства общения, в том числе особенности телосложения (половые, возрастные) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т.п.). 2) Акустические (звуковые) средства общения: - паралингвистические, связанные с речью (интонация, громкость, тембр, тон, ритм, высота звука, речевые паузы и их локализация в тексте); - экстралингвистические, т.е. несвязанные с речью (смех, плач, кашель, вздохи, скрежет зубов, шмыганье носом и т.п.). 3) Тактильно-кинестетические (связанные с прикосновением) средства общения: физическое воздействие (ведение слепого за руку, контактныйтанец и др.); таксика (пожатие руки, хлопанье по плечу, объятия и т.л.). 4) Ольфакторные средства общения: приятные/неприятные запахи, естественный и искусственный запахи человека и др. Общение - сложный многоплановый процесс, в котором выделены три его взаимосвязанные стороны. Структура общения (три взаимосвязанные стороны общения) · Перцептивная сторона · Коммуникативная сторона · Интерактивная сторона Перцептивная сторона общения - формирование представления о другом человеке (Другом), важного для его понимания, установления с ним контакта, взаимопонимания, доверия, привязанности и согласованных действий. Впечатления, полученные от восприятия партнера, регулируют поведение человека, поскольку выбор и точность его действий по отношению к Другому зависят от точности его познания (прочтения). Перцепция (восприятие) включает: ü восприятие другого человека в актах общения; ü создание образа Другого и уточнение представления о нем; ü межличностную оценку и взаимооценку, в том числе эмоциональную. Восприятие межличностное – это восприятие, понимание и оценка человека человеком, отличающееся от восприятия неодушевленных объектов. Его характеристики: высокая пристрастность; слитность познавательных и эмоциональных компонентов; ярко выраженная оценочная окраска; высокая зависимость от мотивов и смысла деятельности. Создание перцептивного образа Другого – формирование первого психологического впечатления о человеке, с которым предстоит общение или совместная деятельность. Оценивание межличностное - оценка другого человека при его восприятии на основе выявления определенных признаков для построения его перцептивного образа, значимого для прогнозирования своего и чужого поведения, планирования последовательности действий и построения поведения. Два психологических механизма перцепции - стереотипизация и формирование первого впечатления о незнакомом человеке. Стереотипизация (греч. stereos - твердый; typos - отпечаток) - восприятие, классификация и оценка социальных объектов (человека, группы) на основе определенных устоявшихся представлений - социальных стереотипов. Социальный стереотип - распространенный, упрощенный и устойчивый образ социального объекта, который складывается в условиях дефицита времени и информации в результате обобщения практического опыта индивида. Это некие схемы-шаблоны, которые не всегда достаточно точны и дифференцированы, но имеют большое значение при восприятии и оценке человеком окружающего мира. Особое значение имеют упрощенные образы, сформированные под влиянием предвзятых общественных представлений и играющих консервативную или реакционную роль. Например: Все блодинки … Все чиновники … Истинность/ложность любого стереотипа выявляет только конкретная ситуация. В одних случаях стереотип соответствует реальности и приводит к положительному результату. Иногда он является ложным, необъективным и неэффективным для ориентации в окружении и решения жизненных задач, если его основные признаки второстепенны по отношению к целям и задачам ситуации. Приписывание сходных характеристик окружению происходит при недостаточном осознании возможных различий между отдельными людьми или социальными группами. На формирование упрощенных эталонов-стереотипов влияют многие факторы, но главную роль играет личный опыт человека в общении с другими людьми. Три основные группы эталонов-стереотипов 1) Антропологически е связаны с внешним обликом, имиджем человека. 2) Эмоционально-эстетические формируются под влиянием личного опыта переживаний, чувства меры и красоты, выработанного прижизненно. 3) Социальные формируются на основе оценки статуса и рода деятельности другого человека. Для более точного восприятия других людей, избегания ошибочных мнений и суждений важно понимать, что стереотипизация основана на элементарных механизмах психики, направленных на упорядочивание и отбор информации в ситуации дефицита времени. Формирование стереотипных шаблонов при оценивании Другого/Других чаще всего происходит автоматически и не осознается человеком, но серьезно влияет на процесс межличностного общения, приводя к определенным результатам (положительным или отрицательным). Стереотипизация – сложное социально-психологическое явление, которое выполняет и поддерживает идентификацию личности (группы) и оправдывает возможные негативные установки по отношению к другим. Формирование первого впечатления о незнакомом человеке - это создание образа Другого через сопоставление физических, психологических и поведенческих особенностей конкретного Другого на основе специфических представлений человека о людях и его чувств по этому поводу. Наиболее информативны: а) физические особенности образа Другого: - конституция (строение тела), цвет кожи и волос, т.п.; - физиологические реакции организма (темперамент, состояние здоровья, активность/пассивность, актуальные потребности человека). б) источники психологической и поведенческой информации о Другом: - мимика (выражение лица) - пантомимика (жесты, походка, осанка, позы, статика, динамика и положение в пространстве), отражающие в совокупности устойчивые и динамические признаки психического состояния и поведения Другого. Часто первое впечатление о человеке искажают выраженные отличия между наблюдателем и воспринимаемым. Так, при восприятии иностранца сначала отмечают его яркие и рельефные национальные черты, а индивидуальные черты не воспринимают. Ориентировка нарушается, потому что представители других рас (японцы, индусы, африканцы) выглядят «на одно лицо». *Факторы типичных ошибок первого впечатления - на семинаре. Социальная перцепция субъективна по характеру, поскольку искажения восприятия снижают объективность наблюдения. Тенденция воспринимать и оценивать других в сравнении с самим собой, на основе своего жизненного опыта связана с уверенностью наблюдателя, что себя он знает хорошо, поэтому на фоне своего Я ему лучше представлять Другого. Социально-перцептивные качества личности: умение понимать партнера, умение интерпретировать действия другого человека, развитый уровень рефлексии (осознания), оценочный компонент. Социально-перцептивные способности - способность понимать Другого: видеть мир глазами другого человека, умение вникать в душевные состояния окружающих; создание адекватных представлений и содержательных воздействий; эмпатия - преобладание эмоциональной направленности, сочувствие и содействие, адекватность восприятия эмоциональных состояний Другого; идентификация - личностная и групповая тождественность самому себе и ситуации; психологическая проницательность – мгновенное ситуативное осознание проблем, возникающих в процессе межличностного общения, быстрый поиск их решения с опорой на собственное чувственное восприятие. Совокупность социально-перцептивных качеств и способностей составляет сбалансированную социально-перцептивную сферу личности, которую характеризует: • особенности когнитивного стиля – дифференцированность понятий и когнитивная сложность/простота восприятия, где чрезмерная когнитивная простота или чрезмерная когнитивная сложность искажают формирование представлений о личности другого; • способность адаптировать свое поведение к требованиям ситуации общения и особенностям партнера по общению; • дифференцированные оценки себя и других; • нестереотипное восприятие окружающих - исключение автоматического переноса предыдущего опыта из ситуации в ситуацию. Таким образом, понимание психологической природы социальной перцепции важно для налаживания эффективного обмена информацией, что составляет сущность коммуникативной стороны общения. Коммуникативная сторона общения - обмен информацией между партнерами по общению, где выделены коммуникатор - носитель информации и реципиент – воспринимающий. Коммуникация в межличностном общении – это не просто формальный обмен знаниями, представлениями, идеями, но сложный процесс взаимного информирования в ситуации постоянной смены позиций партнеров общения (коммуникатора и реципиента) и степени их влияния друг на друга. В условиях человеческого общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается. Кроме того, в ходе совместной деятельности происходит обмен интересами, настроениями, чувствами, установками и т.д. Коммуникативный процесс - это единство деятельности, общения и познания, суть которого совместное постижение предмета. Специфичные феномены обмена информацией в коммуникативном процессе: ü взаимное информирование; ü коммуникативное влияние; ü структурная организация; ü использование вербальных и невербальных средств коммуникации; ü психологические механизмы эффективной коммуникации; ü факторы, препятствующие эффективной коммуникации. Коротко рассмотрим перечисленные феномены коммуникации. Взаимное информирование - это не механическое отправление, передача и прием информации, а активное взаимодействие двух или более людей, каждый из которых является субъектом общения в условиях налаживания совместной деятельности, т. к. в ответ на посланную информацию он получает новую информацию, исходящую от партнера. Главное в этом обмене - значимость информации для каждого участника общения: люди не просто «обмениваются» значениями, но стремятся их понять, осмыслить и выработать общий смысл. Основная цель обмена информацией - выработка общего смысла, единой точки зрения и согласия по поводу разных ситуаций/проблем. В условиях взаимной активности для адекватного поведения партнерам общения необходимо ориентироваться друг на друга, что требует анализа собственных и чужих мотивов, целей, установок, а также анализа самой информации. Два типа информации исходит от коммуникатора: а) побудительная информация, выраженная в приказе, совете, просьбе с применением разной стимуляции: ü активизация - побуждение к действию в нужном направлении; ü интердикция - запрет нежелательных видов деятельности, что побуждает не допускать определенных действий; ü дестабилизация - рассогласование или нарушение некоторых автономных форм поведения и деятельности (например, заведомо ложная информация). б) констатирующая информация - сообщения и доведение до сведения в разных ситуациях (например, в системе образования на совещаниях, конференциях), что не предполагает непосредственного изменения поведения, но косвенно этому способствует. Вариант сообщения задает коммуникатор, от которого исходит информация: характер сообщения может быть различным, мера объективности может варьировать от нарочито «безразличного» тона изложения до явного убеждения. Коммуникативное влияние – психологическое воздействие на поведение партнера при обмене информацией через систему знаков, обладающих возможностью изменять состояние участников коммуникации. «Знак в общении подобен орудию в труде» (А.Н. Леонтьев). Знаковые системы: слово/ речь, нормы/правила, традиции/нововведения и т. п. Условия взаимопонимания партнеров и эффективного взаимообмена информацией: а) знаки и закрепленные за ними значения известны всем участникам; б) наличие общей системы значений, принимаемой всеми членами группы при постоянной смене позиций коммуникатора и реципиента; в) владение коммуникатором и реципиентом единой или сходной системой кодирования и декодирования знаков. На обыденном уровне это означает: «Говорить на одном языке». Но знание значений одних и тех же слов не гарантирует их одинакового понимания по разным причинам: возрастным, интеллектуальным, культурным, социальным и т.д. Согласно Л.С. Выготскому, мысль (смысл) никогда не равна прямому значению слов и мало иметь совпадающий язык - необходимо одинаковое понимание ситуации общения при включении в совместную деятельность. В жизненных ситуациях существует разница между высказыванием и его пониманием. Например, когда жена говорит мужу: «Я купила сегодня несколько электрических лампочек», то мало истолковать ее сообщение буквально и следует понять, что надо заменить перегоревшие лампочки. Эффективность коммуникации измеряется степенью воздействия: - насколько изменился психологический тип отношений при обмене информацией; - насколько изменилось поведение другого человека, его установки, намерения, потребности, представления, оценки, смыслы. Структура коммуникации 1). Предмет общения - партнёр по общению. 2). Потребность в общении - стремление человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью – к самопознанию и самооценке. 3). Коммуникативные мотивы - ради чего предпринимается общение. 4). Задачи коммуникации - достижение цели в конкретной ситуации с помощью разнообразных действий в процессе общения. 5). Действия общения - единицы коммуникации, целостные акты, адресованные другому человеку, где два основных вида – инициативные и ответные действия. 6). Единица коммуникации - диалог, а элементарные единицы диалога - действия высказывания и слушания. 7). Средства общения – вербальные/невербальные средства, с помощью которых осуществляются действия общения. 8). Продукты общения, созданные в итоге общения (материальные и духовные). Коммуникация как деятельность – это взаимодействие двух субъектов, наделённых способностью к инициативному общению и диалогу. На практике личность выступает не просто субъектом общения, а субъектом-организатором коммуникативной деятельности другого субъекта - отдельной личности/группы людей. Обмен информацией, необходимый людям для организации совместной деятельности, обеспечивает совокупность вербальных и невербальных средств коммуникации. Речь - универсальное средство коммуникации, поскольку при передаче информации с помощью речи передают смысл сообщения, осуществляют кодирование и раскодирование информации. Использование в процессе коммуникации невербальных средств общения - жестов, мимики, пантомимики, темп речи, качества голоса (его диапазона, тональности), включение в речь пауз и т.п. – уточняют смысловые контексты ситуаций. Информацию, поступающую от реципиента к коммуникатору, характеризует: а) определенное содержание; б) сведения как реципиент воспринимает и оценивает коммуникатора. Основной психологический механизм эффективной межличностной коммуникации - механизм обратной связи между партнерами общения, основанный на удвоении обмена информацией, где выделены: Прямая обратная связь - открытая форма передачи партнеру словесной и психологической информации с непротиворечивым использованием всего набора вербальных/невербальных средств. Косвенная обратная связь - завуалированная форма передачи партнеру психологической информации через использование разных риторических вопросов, неожиданных для партнера эмоциональных реакций, замечаний, иронии, насмешек. В этих случаях коммуникатор должен догадаться, что именно хотел сказать ему партнер по общению, какова на самом деле его реакция и его отношение к коммуникатору. Факторы, затрудняющие общение и вызывающие сбои в коммуникации: ü неразвитые коммуникативные умения и навыки; ü конфликты; ü дезинформация партнера и сокрытие правильных вариантов решения задачи; ü чрезмерно свернутые формы обращения; ü барьеры общения. Коммуникативные барьеры социального и психологического характера: отсутствие понимания ситуации общения между партнерами; различия у людей - языковые, возрастные, культурные, образовательные, социальные, политические, религиозные, профессиональные. Эти барьеры порождают разную интерпретацию одних и тех же понятий, употребляемых в процессе коммуникации, различное мироощущение, мировоззрение, миропонимание. Барьеры усложняют коммуникацию. Таким образом, кроме обмена информацией, задача партнеров по общению - достигнуть адекватного понимания другой стороной. Это проблема интерпретации сообщения от коммуникатора к реципиенту, так как: а) форма и содержание сообщения существенно зависят от особенностей личности коммуникатора, его представлений о реципиенте, отношения к нему, всей ситуации общения. б) посланное сообщение не остается неизменным, а трансформируется под влиянием индивидуальных психологических особенностей личности реципиента и его отношения к парт-неру, ситуации общения, самому тексту. Для эффективной и продуктивной коммуникации важны: - выбор адекватной формы сообщения (обыденный язык или терминология); - способность к коммуникативному воздействию и обратной связи; - умение устанавливать правильные взаимодействия на основе определения причин и мотивов поведения партнера по общению, что составляет интерактивную сторону общения. Интерактивная сторона общения - взаимодействие между партнерами или обмен действиями при согласовании и распределении функций, влияния на настроение и поведение, на убеждения партнера по общению. Интеракция (взаимодействие) - систематическое, устойчивое выполнение действий с целью вызвать ответную реакцию партнёра. Вызванная реакция порождает реакцию воздействующего. Эффективное взаимодействие: ü умение поддерживать контакт и выходить из него; ü аргументировать свои замечания; ü стремление внимательно слушать, не перебивать разговор; ü использовать конструктивные стили общения; ü соблюдать вежливость. Структура взаимодействия включает: ü связи, ü воздействие субъектов друг на друга, ü взаимные изменения. ü Взаимодействие складывается из действий. Каждое действие определяет ряд параметров: ü действующий субъект; ü объект, на который направлено воздействие; ü средства или орудия действия; ü метод действия, способ использования средств воздействия; ü реакция индивида, на которого воздействуют, т.е. результат действия. Основные психологические механизмы интеракции: ü идентификация, ü эмпатия, ü рефлексия, ü аттракция, ü каузальная атрибуция. Идентификация (лат. identificare - отождествлять) - уподобление себя Другому, способ познания при попытки поставить себя на его место и понять его внутреннее состояние. При идентификации познаются нормы, ценности, поведение, вкусы и привычки Другого. Возможна сознательная и бессознательная идентификация. Уподобление себя значимому Другому (например, родителю, учителю, тренеру) часто имеет неосознаваемый характер из-за эмоциональной связи с образцом. Через этот механизм у ребенка с детства начинают формироваться многие черты личности и модели поведения, полоролевая идентичность, ценностные ориентации и т. д. Сознательная идентификация с партнером по общению направлена на попытку понять причины его поступков и мотивы поведения. Основа групповой идентификации - осознание себя членом группы/общности, отождествляя себя с какой-либо большой или малой социальной группой/общностью, принятие ее целей и ценностей (семья, коллектив, субкультурные группы - эмигранты, экстремалы, наркоманы, однополые группы и т.п.). Эмпатия (греч. empatheia - сопереживание) - постижение эмоционального состояния, проникновение/вчувствование в переживания Другого и эмоциональное сопереживание ему. Это умение правильно представить на уровне чувств внутренние состояния и переживания Другого, особенности его восприятия и оценку окружающего мира на основе эмоционального отклика и эмоциональной отзывчивости. При развитой эмпатии человек способен понимать, как разные люди воспринимают одно и то же событие, допускает право на существование разных точек зрения, отношений, т. п. Широкий набор эмпатических реакций и переживаний человека находится в диапазоне симпатия-антипатия. Основные формы эмпатии составляют высшие личностные переживания: - сочувствие, - сопереживание, - сорадование. Сопереживание - переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает Другой, через отождествление с ним. При сопереживании у наблюдателя возникают чувства, идентичные наблюдаемым или воображаемым чувствам другого. Например, сопереживания персонажам литературных художественных произведений, театральных спектаклей, кинофильмов. Сочувствие - переживание собственных эмоциональных переживаний по поводу чувств Другого. Сочувствие побуждает человека к альтруизму - бескорыстной помощи другому. Чем более устойчивы альтруистические мотивы человека, тем шире круг людей, которым он помогает. Сорадование - способность искренне разделить радость чужого успеха и выразить это. Сорадование несопоставимо с завистью, злобой и отражает адекватность самооценки и уверенность в себе. Психологическая основа эмпатии - механизм децентрации (лат. de - приставка, означающая удаление, отмену, и centrum - средоточие): преодоление личностью эгоцентризма (сосредоточенности на себе), изменение точки зрения или позиции субъекта в результате столкновения, сопоставления и интеграции с другими позициями, отличными от собственной. Источники децентрации: - непосредственное общение с другими людьми; - внутренний диалог (автономная речь) – интериоризованное общение, когда в результате столкновения противоречивых точек зрения преобразуются собственные смыслы, понятия, представления и образы. Способность субъекта к децентрации зависит от уровня когнитивного (умственного) развития, существенно меняется на разных возрастных стадиях: повышается от детского к зрелому возрасту и несколько снижается к старости. Характерная черта децентрации – вариативность ее проявления в различных сферах деятельности. Например, в профессиональном взаимодействии децентрация обычно более успешна, чем в семейно-бытовых отношениях. В целом эмпатия близка идентификации, но ее отличает слабое развитие рефлексивной стороны. Эмпатия – это непосредственный эмоциональный опыт индивида, который накапливается в течение жизни и легче реализуется в условиях сходства поведенческих и эмоциональных реакций субъектов взаимодействия. Рефлексия (лат. reflexio - обращение назад, осмысление) - это механизм самопознания в процессе общения, на основе способности человека представить себе как его воспринимают партнеры. Две формы рефлексии в межличностных взаимодействиях: а) личностно-рефлексивная - осознание действующим субъектом (лицом/группой), как его в действительности воспринимают и оценивают окружающие, насколько другие знают его личностные особенности, понимают эмоциональные реакции и когнитивные представления; б) предметно-рефлексивная – представления субъекта о предмете совместной деятельности (успешна/неуспешна). В психологии общения рефлексия - это процесс удвоенного, зеркального взаимоотражения субъектами друг друга, воспроизведение и воссоздание особенностей друг друга. Выделены 6 позиций взаимных отображений субъектов: ü сам субъект, каков он есть в действительности (реальность), ü субъект, каким он видит самого себя, ü субъект, каким он видится Другому, + те же самые 3 позиции со стороны Другого. Аттракция (лат. attraherе - привлекать, притягивать) - возникновение ощущения привлекательности одного человека для другого, форма познания Другого на основе устойчивых позитивных отношений и чувств к нему. При аттракции понимание Другого возникает на основе формирования привязанности к нему - от дружеского до глубокого интимно-личностного отношения (любви). Психологический механизм формирования привязанности и дружеских чувств: динамическое взаимодействие двух тенденций: - привлекательности - характеристики человека, вызывающей у других людей реакцию приближения и наделяющей желаемый объект определенной притягательной «силой»; - влечения – стремления к объекту симпатии. В экспериментах установлены основные причины появления положительного эмоционального отношения: • сходство характеристик субъекта и объекта восприятия (интересов, уровня образования, социального статуса и т.д.); • сходство ситуации, в которой они находятся; • формально-динамические характеристики (близость партнёров по общению, частота их встреч, расстояние между ними и т.д.); • влияние условий взаимодействия («помогающее» поведение, совместная деятельность и пр.). Каузальная атрибуция (лат. causa - причина и attribuo - придаю, наделяю) – это интерпретация субъектом интеракций причин и мотивов поведения Других, система способов приписывания причин наблюдаемым явлениям и поведению людей. Каузальная атрибуция - неизменная составляющая часть межличностного взаимодействия, восприятия социальных объектов и самовосприятия, поскольку в любое взаимодействие включены субъект и объект восприятия, которые обладают определенными характеристиками. Человеку в роли наблюдателя присуща потребность и стремление понять, разобраться в причинах и природе тех событий, свидетелем или участником которых он является, интерпретировать свое и чужое поведение. Каждый из участников взаимодействия не только оценивает друг друга, но стремится объяснить причины чужого поведения, психологические изменения друг друга благодаря самому факту своего присутствия. Но часто в обыденной жизни люди не знают или знают не достаточно действительных причин поведения Другого. Тогда, в условиях дефицита информации, они начинает приписывать друг другу причины, образцы и характеристики поведения. Каузальная атрибуция имеет два основания: - сходство поведения наблюдаемого лица с определенным образцом из прошлого опыта наблюдателя; - анализ собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации. Мера и степень приписывания зависит от двух показателей: степени уникальности или типичности поступка, где: а) типичное поведение предписано ролевыми образцами и легче поддается однозначной интерпретации; б) уникальное (необычное) поведение допускает много различных интерпретаций, поэтому приписывание его причин разнообразно. Степени социальной «желательности/нежелательности» поведения или соответствия социальным и культурным нормам: - социально желаемое поведение объяснять сравнительно легко и однозначно; - социально нежелательное поведение, основанное на нарушении норм, значительно расширяет диапазон возможных объяснений. С.Л. Рубинштейн указал на «свернутость» процесса познания других в обычных условиях и его «развернутость» в случаях отклонения от принятых образцов. Критерии анализа и оценки поведения друг друга: • обычное поведение - поведение, свойственное большинству людей в сходных обстоятельствах; • постоянное поведение - однотипное поведение в сходных ситуациях; • отличающееся поведение - иное проявление поведения в иных случаях. Два основных способа каузальной атрибуции: Внутренняя (личностная) атрибуция - объяснение причин поведения Другого через внутренние причины наблюдателя, его внутренние позиции, устойчивые черты, мотивы, склонности человека («Сам виноват», «Сам добился всего»); Внешняя (ситуативная) атрибуция - объяснение причин поведения человека через внешние причины и влияние внешних ситуаций («Такая судьба», «Ему просто повезло»). В экспериментах показано, что постоянное, мало отличающееся поведение или необычное поведение объясняют внутренними причинами – особенностями личности и характера человека («Таким он уродился», «Такая наследственность»). Но если в сходных ситуациях человек проявляет постоянное поведение, а в необычных случаях его поведение отличается от поведения других людей в таких же ситуациях, то используют внешнюю атрибуцию, где поведение трактуют как вынужденное в данной ситуации. Очень сильно характер атрибуции зависит от того, является ли субъект восприятия участником события или его наблюдателем (Келли, 1984). Экспериментально выявлено, что наблюдатель чаще использует личностную атрибуцию. Непосредственный участник событий больше склонен к внешней атрибуции, объясняя результаты события обстоятельствами, особенно в поиске причин успеха и неудачи. Так, наблюдатель за неудачу обвиняет самого исполни-теля, а участник действия в неудаче обвиняет преимущественно обстоятельства (Г.М. Андреева, 1981). Атрибуция используется не только в объяснении причин поведения другого человека. Этот феномен возникает в ситуациях недостаточной информации о намерениях, чувствах, качествах личности, а также распространяется на приписывание ответственности за какие-либо события. Таким образом, в разных ситуациях избирается разный тип атрибуции: - личностная атрибуция - приписывание причин поступков самой личности («Он сам всего добился»); - объектная атрибуция - приписывание причин поведения субъекта тому объекту, на который направлено действие («Он меня спровоцировал»); - обстоятельственная атрибуция - приписывание причин поведения другого человека внешним обстоятельствам («Ему не повезло»). Автор теории атрибуции Ф. Хайдер, исследуя психологию «здравого смысла», показал, что в объяснении повседневных событий люди чаще всего дают разумные интерпретации, имеют склонность к заключениям и выводам о четком соответствии действий других людей их намерениям и диспозициям, хотя в действительности это бывает не всегда. На понимание людьми друг друга влияют закономерности процессов каузальной атрибуции: - в часто повторяющихся и наблюдаемых событиях в качестве возможных причин обычно рассматриваются те явления, которые им предшествуют. - если необычному поступку предшествовало некое уникальное событие, то при объяснении его считают основной причиной совершенного поступка. При наличии множества различных равновероятных возможностей для интерпретации поступков людей человек выбирает вариант, который его наиболее устраивает (часто неверный). Фундаментальная ошибка атрибуции - это тенденция наблюдателя недооценивать внешние влияния ситуации и переоценивать внутренние причины в поведении другого, что проявляется: - в склонности человека объяснять причины поведения Другого его личностными индивидуальными особенностями, характером, что отражает выражение: «Это человек со сложным характером»), - в склонности человека объяснять свое поведение в зависимости от ситуации («В этой ситуации невозможно было вести себя иначе, а вообще-то я совсем не такой»). С т.з. психологии, ошибка атрибуции совершается потому, что при наблюдении за действиями Другого в центре внимания находится его личность, а ситуация занимает второй план. Когда действует сам человек, его внимание обычно направлено на те внешние/внутренние воздействия, на которые он реагирует, т. е. внимание акцентировано на ситуации, которая в соответствии с ее субъективным восприятием проявляется более явно. Атрибутивные процессы определяют особенности его субъектов: - фиксация физических черт значительно сокращает сферу приписывания; - преимущественное восприятие психологических характеристик окружающих, значительно расширяет сферу приписывания. Между приписываемыми характеристиками и предыдущей оценкой субъектов взаимодействия существует зависимость - от оценки плохой/хороший человек до чувств симпатии/антипатии. Для житейской психологии характерны соображения здравого смысла и рассуждения типа: «Плохой человек обладает плохими чертами, а хороший человек обладает хорошими чертами». Приписывание причин поведения и характеристик происходит по этой же модели: «плохим» людям всегда приписываются плохие поступки, а «хорошим» - хорошие (Ф. Хайдер). Но соображения здравого смысла недостаточны для успешности межличностного восприятия. В каузальной атрибуции выделен ряд феноменов: - контрастные представления - стремление приписывать «плохому» человеку отрицательные черты, а себя оценивать по контрасту как носителя самых положительных черт; - установки на восприятие Другого, особенно при формировании первого впечатления о незнакомом человеке. Закономерности каузальной атрибуции воздействуют на эмоции, установки, мотивацию и эффективность деятельности человека. В межгрупповых взаимодействиях каузальная атрибуция влияет на принятие членами группы персональной ответственности за успехи и неудачи в совместной деятельности. Специфические особенности каузальной атрибуции: - установление системных различий в объяснении человеком своего поведения и поведения Других; - всегда субъективная оценка поведения и личности Другого, т.е. расхождение между результатами приписывания причин чужому поведению и нормами логического объяснения под воздействием субъективной мотивации и информационных факторов; - стимулирующее воздействие причинной атрибуции на мотивацию и деятельность человека на основе объяснения неудачных результатов этой деятельности внешними факторами (невезением, неблагоприятными обстоятельствами и пр.), а успешных – внутренними (личными заслугами, способностями, трудолюбием и т.д.). Подводя итог описанию такого сложного психологического механизма межличностного взаимодействия, как каузальная атрибуция, необходимо подчеркнуть: люди, познавая друг друга, не ограничиваются получением данных внешнего наблюдения и стремятся к выяснить, объяснить причины поведения и сделать выводы по качествам личности Другого. Поскольку информация о Другом в результате внешнего наблюдения чаще всего недостаточна для надежных выводов, наблюдатель находит вероятные причины поведения и черты личности и затем приписывает их наблюдаемому субъекту. Каузальная атрибуция (приписывание причин) значительно влияет на поведение наблюдателя. Интерактивная сторона общения как модель взаимодействия людей связана с непосредственной организацией их совместной практической деятельности, в том числе профессиональную.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2000; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |