КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Стадии развития стресса и дистресса
Стресс Особую форму переживания чувств, близкую по своим психологическим характеристикам к аффекту, но по длительности протекания приближающуюся к настроениям, представляют стрессовые состояния (от англ. Слова stress - давление, напряжение), или эмоциональный стресс. Стресс - это интегральный (глобальный) ответ организма и личности на экстремальные воздействия (стрессоры) или на повышенную нагрузку. Основные причины стрессов - тревожность, беспокойство за близких, работу, конфликты на работе; эмоциональные перегрузки. Изучение проблемы стресса имеет историю более 100 лет. Впервые термин был употреблен в 1932 г. Существует много определений стресса. Стресс – состояние психического напряжение, возникающего у человека в процессе деятельности в наиболее сложных трудных условиях или при определенных обстоятельствах (смена привычной обстановки). Стресс – это особая форма переживаний, возникающих в экстремальных жизненной ситуации и требующая от человека мобилизации нервных и психологических сил. Стресс - состояние чрезмерного психического напряжения, возникающее при воздействии стрессогенных факторов. Стресс – процесс приспособления организма к обстоятельствам, угрожающим здоровью или психическому состоянию человека и вызывающее физиологические, психологические и поведенческие реакции. Современная наука выделяет конструктивный и деструктивный стресс (схема). Схема 23
У каждого человека есть свой собственный порог чувствительности к стрессу – индивидуальный уровень напряжения, до которого эффективность деятельности повышается → коэффициент стрессоустойчивости (КС). В случаях, если действие стрессогенного фактора продолжается или усиливается, возникает нарушение эффективности деятельности (общение, учеба, профработа и т.д.), т.е. дистресс. Стрессоры – неблагоприятные и значительные по силе воздействия. Эмоциональный стресс является комплексным процессом, включающим физиологические и психологические компоненты. Таблица 21 Классификация стрессоров
(Исследования показали, что 10-15 лет руководящей должности доводят организм до состояния инсульта). Стрессорами могут быть как неожиданные, неблагоприятные воздействия: опасность, боль, страх, угроза, холод, унижение, перегрузки, так и сложные ситуации: необходимость быстро принять ответственное решение, резко изменить стратегию поведения, сделать неожиданный выбор, ответить обидчикам. Стрессорами могут быть не только сильные реально действующие психические и физические раздражители, но и представляемые, воображаемые, напоминающие о горе, угрозе, страхе, страсти, а также другие эмоциональные состояния. Стресс как бы перераспределяется и усиливает физические и психические резервы человека. Однако различные перенапряжения не проходят для человека бесследно: снижаются адаптационные резервы, возникает опасность появления ряда заболеваний. Вслед за стрессом возникает общее чувство усталости, безразличия, а иногда и депрессии. Дистресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска» при появлении и обострении таких заболеваний, как сердечно-сосудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта. Надо понимать, что стресс – это не только болезнь и повреждения разного рода, но и инструмент тренировки и закаливания. Кратковременный физиологический стресс необходим для адаптации к меняющимся условиям среды. Положительная роль стресса – повышает сопротивляемость, тренирует защитные реакции. Опасность представляют длительный или множественный стресс, т.к. в этом случае формируется неадекватная реакция к стрессу или повреждения разного рода (НС, здоровье, эмоц.-психическое напряжение, тревожность). Канадский психофизиолог и врач Г. Селье занимался проблемой стресса более 50 лет и создал теорию стресса, которая признана классической в медицине, физиологии, психологии (Стресс без дистресса, 1936). Стресс - неспецифический ответ организма на любое воздействия, которые предъявляют требование к перестройке организма или к адаптации. Селье полагал, что характер ситуации (приятная/неприятная) не имеет значение. Важна лишь интенсивность потребности организма в перестройке своих систем (иммунной, нервной, психической). Адаптационный синдром – совокупность защитных реакций организма, возникающих в ответ на воздействия. Реакции организма: учащенное дыхание, усиленное сердцебиение, перестройка кровообращения и обмена веществ, выброс гормонов и т.д. Селье ввел понятие стресс (позитивный, мобилизующий, адаптивный) и дистресс (негативный, дезадаптационный) и определил стадии их развития Схема 24
Таблица 22. Современная классификация стрессов (Е.А. Бодров)
В современное время разработаны методы саморегуляции – комплекс методов и обучающих программ, направленных на формирование способностей регулировать и управлять собственным состоянием:
АУТ – самый распространенный метод снятия напряжения, активный метод психотерапии и профилактики. Путем целенаправленного самовнушения человек приводит свой организм в состояние расслабления (релаксации). Цель: научить сознательно регулировать некоторые автоматические процессы организма, произвольно вызывать чувство тяжести, теплоты. Методика Шульца: 1эт. – обучение человека быстро и глубоко расслаблять мышцы; 2 эт. – развитие способности произвольно вызывать тепло в конечностях (руки/ноги), регулировать тонус сосудов; 3 эт. – произвольное замедление ритма сердца; 4 эт. – воздействие на ритм и глубину дыхания; 5 эт. – умение вызывать ощущение тепла в области живота. На этом фоне нормализуются физиологические процессы, уходит физическое и психическое напряжение.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 688; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |