Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стадии развития стресса и дистресса




Стресс

Особую форму переживания чувств, близкую по своим психологическим характеристикам к аффекту, но по длительности протекания приближающуюся к настроениям, представляют стрессовые состояния (от англ. Слова stress - давление, напряжение), или эмоциональный стресс.

Стресс - это интегральный (глобальный) ответ организма и личности на экстремальные воздействия (стрессоры) или на повышенную нагрузку. Основные причины стрессов - тревожность, беспокойство за близких, работу, конфликты на работе; эмоциональные перегрузки.

Изучение проблемы стресса имеет историю более 100 лет. Впервые термин был употреблен в 1932 г. Существует много определений стресса.

Стресс – состояние психического напряжение, возникающего у человека в процессе деятельности в наиболее сложных трудных условиях или при определенных обстоятельствах (смена привычной обстановки).

Стресс – это особая форма переживаний, возникающих в экстремальных жизненной ситуации и требующая от человека мобилизации нервных и психологических сил.

Стресс - состояние чрезмерного психического напряжения, возникающее при воздействии стрессогенных факторов.

Стресс – процесс приспособления организма к обстоятельствам, угрожающим здоровью или психическому состоянию человека и вызывающее физиологические, психологические и поведенческие реакции.

Современная наука выделяет конструктивный и деструктивный стресс (схема).

Схема 23

Стресс
Конструктивный (КС) - способствует повышению адаптивности и мобилизации сил в условиях дискомфорта, опасности. Деструктивный (дистресс) (ДС) – разрушает человека физически, психологически.

У каждого человека есть свой собственный порог чувствительности к стрессу – индивидуальный уровень напряжения, до которого эффективность деятельности повышается → коэффициент стрессоустойчивости (КС).

В случаях, если действие стрессогенного фактора продолжается или усиливается, возникает нарушение эффективности деятельности (общение, учеба, профработа и т.д.), т.е. дистресс.

Стрессоры – неблагоприятные и значительные по силе воздействия.

Эмоциональный стресс является комплексным процессом, включающим физиологические и психологические компоненты.

Таблица 21 Классификация стрессоров

Стрессогенные факторы Профессии, наиболее уязвимые для развития стресса
Физиологические Физ. травмы, кровопотери, инфекции, резкие изменения t или давления, мышечные перегрузки и т.д. Напряженная работа, связанная с повышенным вниманием, быстрыми реакциями (летчики, водители автобусов, хирурги), замкнутое пространство (моряки, особенно подводники, космонавты, водолазы), экстремальные виды труда;
Психологические Чрезмерность/недостаточность эмоц. впечатлений, информации, общения, соц. изменения, конфликты, ситуации фрустрации/прессинга Профессии в системе «человек-человек», связанные с широкой коммуникацией, глубоким вовлечением в чужие проблемы или высокой ответственностью (учителя, врачи, психологи, продавцы, менеджеры и т.д.).

 

(Исследования показали, что 10-15 лет руководящей должности доводят организм до состояния инсульта).

Стрессорами могут быть как неожиданные, неблагоприятные воздействия: опасность, боль, страх, угроза, холод, унижение, перегрузки, так и сложные ситуации: необходимость быстро принять ответственное решение, резко изменить стратегию поведения, сделать неожиданный выбор, ответить обидчикам. Стрессорами могут быть не только сильные реально действующие психические и физические раздражители, но и представляемые, воображаемые, напоминающие о горе, угрозе, страхе, страсти, а также другие эмоциональные состояния. Стресс как бы перераспределяется и усиливает физические и психические резервы человека. Однако различные перенапряжения не проходят для человека бесследно: снижаются адаптационные резервы, возникает опасность появления ряда заболеваний. Вслед за стрессом возникает общее чувство усталости, безразличия, а иногда и депрессии.

Дистресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска» при появлении и обострении таких заболеваний, как сердечно-сосудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта.

Надо понимать, что стресс – это не только болезнь и повреждения разного рода, но и инструмент тренировки и закаливания. Кратковременный физиологический стресс необходим для адаптации к меняющимся условиям среды. Положительная роль стресса – повышает сопротивляемость, тренирует защитные реакции. Опасность представляют длительный или множественный стресс, т.к. в этом случае формируется неадекватная реакция к стрессу или повреждения разного рода (НС, здоровье, эмоц.-психическое напряжение, тревожность).

Канадский психофизиолог и врач Г. Селье занимался проблемой стресса более 50 лет и создал теорию стресса, которая признана классической в медицине, физиологии, психологии (Стресс без дистресса, 1936). Стресс - неспецифический ответ организма на любое воздействия, которые предъявляют требование к перестройке организма или к адаптации. Селье полагал, что характер ситуации (приятная/неприятная) не имеет значение. Важна лишь интенсивность потребности организма в перестройке своих систем (иммунной, нервной, психической).

Адаптационный синдром – совокупность защитных реакций организма, возникающих в ответ на воздействия. Реакции организма: учащенное дыхание, усиленное сердцебиение, перестройка кровообращения и обмена веществ, выброс гормонов и т.д. Селье ввел понятие стресс (позитивный, мобилизующий, адаптивный) и дистресс (негативный, дезадаптационный) и определил стадии их развития

Схема 24

 

  I. – реакция тревоги и мобилизация сил организма; II. – сопротивление и адаптация к стрессовой ситуации; III. – истощение при длительном или сильном воздействии.
Стресс Дистресс
         
    II. Сопротивление III. Истощение
I. Тревога
           

 

Таблица 22. Современная классификация стрессов (Е.А. Бодров)

Тип Причины
I. Психологический - внутриличностный (низкая самооценка, недовольство собой) - личностный (временные проблемы, болезни, алкоголизм, наркомания) - межличностный (конфликты, ссоры) - информационный (переизбыток/недостаток информации) - посттравматический (потеря близких, развод, несчастные случаи, участие в военных действиях и т.д.)
II. Физиологический - любые воздействия на организм (физические перегрузки, резкое ↓↑ температуры, перепады давления, акустические перегрузки)
III. Профессиональный - сложности/трудности в профессии
IV. Финансовый связан с денежными затруднениями, экономическими кризисами
V. Экологический - неблагоприятные воздействия окруж. среды (эпидемии, техногенные аврии)
VI. Природный - стихийные бедствия
VII. Общественный - испытывают большие группы населения в связи с социальными бедствиями (войны, этнические конфликты, реформы).

 

В современное время разработаны методы саморегуляции – комплекс методов и обучающих программ, направленных на формирование способностей регулировать и управлять собственным состоянием:

- - аутогенная тренировка (аутотренинг, АУТ); - - метод самовоспитания; - - нервно-мышечная релаксация; - медитация; - дыхательная гимнастика; - танцевальная терапия; другие.

АУТ – самый распространенный метод снятия напряжения, активный метод психотерапии и профилактики. Путем целенаправленного самовнушения человек приводит свой организм в состояние расслабления (релаксации). Цель: научить сознательно регулировать некоторые автоматические процессы организма, произвольно вызывать чувство тяжести, теплоты. Методика Шульца:

1эт. – обучение человека быстро и глубоко расслаблять мышцы;

2 эт. – развитие способности произвольно вызывать тепло в конечностях (руки/ноги), регулировать тонус сосудов;

3 эт. – произвольное замедление ритма сердца;

4 эт. – воздействие на ритм и глубину дыхания;

5 эт. – умение вызывать ощущение тепла в области живота.

На этом фоне нормализуются физиологические процессы, уходит физическое и психическое напряжение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 661; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.