Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изучает факторы и условия успешного использования внутренних ресурсов и достижения внешних целей организации

Прин­ципы построения естественно возникших или сознательно, искус­ственно сконструированных организаций независимо от их матери­альной, энергетической, информационной природы.

В «Общей теории организации» (далее кратко — ОТО) поэтому подробно изучаются

- объективные законы процесса подбо­ра связей и формы взаимодействия элементов организации,

- устанавливает признаки уровня организованности, ее ка­чество и эффективность, такие, например, как целостность, устой­чивость,

 

В предмет теории организации целесообразно включать основ­ные категории и методы, раскрывающие суть данной науки, характер организаторской деятельности.

 

Все категории теории организации можно разделить на три относительно самостоятельные группы:

1) общие категории для большинства социальных наук (обще­ство, государство, собственность, рынок, социальная деятельность, человек, личность, ресурсы, социальные институты, власть и т.п.);

 

2) категории, преимущественно отражающие организационные явления и процессы, происходящие в социальных и социально-эко­номических системах (организационная система, организация, структура организации, миссия, цель организации, лидер органи­зации, формальная и неформальная организации, законы органи­зации, организационная культура и др.);

 

3) категории, раскрывающие технологию организаторской деятельности и управления (правила, процедуры, циклы; коммуника­ции, разрешение противоречий, конфликт, композиция, типиза­ция, классификация и др.).

 

Приведенное разделение теории организации на категории носит условный характер. В процессе исследования организацион­ных проблем и в практике организаторской деятельности эти кате­гории применяются комплексно во взаимодействии друг с другом.

Метод теории организации — набор теоретико-познаватель­ных и логических принципов и категорий, а также научного (фор­мально-логического, математического, статистического, собственно организационного) инструментария для исследования системы организационных отношений.

Метод организационной науки не описывает сам объект и предмет исследования (организацион­ный опыт и систему организационных отношений), но предписы­вает исследователю, какие и как применять средства исследования, чтобы получить истинные знания о предмете.

 

Инструментом теоретического исследования предмета явля­ется научный метод.

Под методом (от греч. methodos — буквально «путь к чему-либо») понимается упорядоченная деятельность по достижению определенной цели. Познавательная деятельность человека может быть теоретической и практической, поэтому поня­тие «метод» в равной степени относится как к теории, так и к прак­тике. Научный метод связан с действиями ученого и представляет собой совокупность мыслительных или физических операций, осу­ществляемых в ходе исследования; в нем заключено знание про­цедур для получения нового знания.

В основе формирования метода лежат свойства, особенности, законы исследуемого объекта, а также направленная деятельность ученого, имеющего определенные потребности и обладающего воз­можностями и способностями.

Таким образом, научный метод явля­ется одновременно и результатом научной деятельности человека, и средством его дальнейшей работы.

Известно, что методы всякой науки определяются исходя из специфики решаемых задач. Задача теории организации состоит в систематизации и осмысливании организационного опыта, со­стоящего из множества фактов. Отсюда следует, что одним из важнейших инструментов его познания является индукция. [ АЛИЕВ с. 14]

Индуктивный метод представляет собой движение мысли от единичного к всеобщему, от знания меньшей степени общности к знанию большей степени общности.

Индукция — движение мысли от единичного к всеобщему, от знания меньшей степени общности к знанию большей степени общности.

Обосновывая индукцию как метод всеобщей организацион­ной науки, А.А. Богданов утверждал, что поскольку тектология «должна изучать различные комплексы с точки зрения их орга­низованности и дезорганизованности», то требуется отвлечься от конкретного характера элементов, составляющих эти ком­плексы, заменить их безразличными символами и выразить связь их абстрактной схемой. Эту схему мы будем сравнивать с другими аналогично полученными схемами и этим путем выра­батывать тектологическое обобщение, дающее понятие о фор­мах и типах организации: индуктивный метод исследования. [17, кн. 1,с. 129].

Индукция представляет три основные формы:

- обобщающее-описательную,

- статистическую,

- абстрактно-аналитическую.

 

В отличие от специальных наук, где обобщающие описания конкретны, в теории организации они должны носить более от­влеченный характер. Здесь все фигурирующие элементы, ком­плексы, взаимосвязи, комбинации, представления, идеи доста­точно символичны, и нужно найти для них такую формулиров­ку, которая подходила бы для всего множества разнородных эле­ментов.

Статистический метод заключается, как известно, в количе­ственном учете факторов и частоте их повторяемости. Исследо­вание массовых явлений окружающего мира с использованием методов теории вероятностей, группировок, средних величин, индексов, графических изображений ц т.п. позволяет устанавли­вать характер и устойчивость организационных связей структур­ных элементов в различных комплексах, оценивать их уровень организованности и дезорганизованности. Можно, к примеру, оценить синергетический эффект целого, т.е. установить, на­сколько целое больше или меньше простой арифметической суммы его частей, или подсчитать количественные значения таких характеристик организованности, как пропорциональ­ность, ритмичность, синхронность, частота или редкость возник­новения тех или иных сочетаний и комбинаций и др.

Таким образом, статистический метод не только играет актив­ную роль в обработке групп конкретных факторов проявления организационных отношений, но и способствует нахождению ус­тойчивых связей и закономерностей между ними.

Более высокая ступень исследования достигается с помощью абстрактно-аналитического метода. С его помощью устанавли­ваются законы явлений, отражающие связи и постоянные тен­денции. Средством для этого служит «абстрагирование», т.е. мысленное выделение существенных свойств и связей предмета, отвлечение от частностей, что позволяет увидеть в чистом виде основу изучаемых явлений.

Абстрагирование может выполняться реально, как это бывает в процессе проведения точных экспериментов естественных наук, и мысленно, в форме научных понятий и категорий. Во всех случаях абстрагирование осуществляется либо путем вы­членения исследуемого явления из некоторой целостности, либо путем составления обобщенной картины изучаемого явления, либо путем замены реального эмпирического явления идеализи­руемой схемой.

Удивительно яркие образцы применения абстрактного мето­да в теории организации приведены в «Тектологии...» А.А. Бог­данова. На примере экспериментов по созданию «искусственной клетки» он доказывает, что с помощью абстрагирования можно выделить то общее, что присуще только организационной науке. Путем экспериментального составления коллоидных смесей, близких по физическому строению к живой протоплазме, уче­ным удалось воспроизвести главнейшие двигательные реакции одноклеточных организмов: передвижение посредством выпус­каемых ложноножек, захватывание и обволакивание твердых частиц. К какой области науки можно отнести эти опыты? К био­логии? Но ее предмет — живые тела. К физике коллоидных тел? Но речь идет не о механизмах физических процессов, а о новом использовании процессов жизни. Ясно, что эти опыты могут быть объяснены с позиций той науки, задачи которой состоят в изуче­нии общего строения живого и неживого в природе, об основах организации всяких форм. «Перед нами, — пишет А.А. Богданов, — эксперимент, в котором от жизненной функции «отвлекается» как раз то, что мы привыкли считать собственно жизнью, все спе­цифически частное в ней, и остается только ее общее строение, основа ее организации» [17, кн. 1, с. 132].

Другой доказательный пример. «Старинный эксперимент Ж. Плато путем вращения жидкого шара в уравновешивающей его среде (другой жидкости того же удельного веса) воспроизво­дит картину колец Сатурна». «Опять-таки, из какой это научной области? — спрашивает А.А. Богданов. — Ни гидромеханика, ни космогония не могут с полным правом присвоить себе этот опыт, относящийся к вопросам основной архитектуры мира. Он по существу и полностью принадлежит организационной науке» [17, кн. 1, с. 133].

Общая картина, которую дает нам абстрагирование, недоста­точна для полного познания объекта. Чтобы более глубоко изу­чить явление, надо его разложить, расчленить на составные части, выделить его отдельные признаки. Мысленное расчлене­ние изучаемого явления на его составные части с целью их изу­чения называется анализом, а метод разложения и оперирование с упрощенными объектами и условиями носит название «анали­тический». Абстрактно-аналитический метод позволяет вычле­нить из общей массы явлений современного динамичного мира универсальные законы организации, носящие всеприродный ха­рактер, а последующее использование синтеза, дедукции создает условия для новых теоретических обобщений и практических выводов. [АЛИЕВ с. 17]

Такова основная характеристика метода теории организации. Как видно из приведенных описаний, он интегрирует в себе при­емы общенаучного познания, символизм математики и экспери­ментальный инструментарий естественных наук.

 

К основным методам теории организации относятся:

индук­тивный,

статистический,

абстрактно-аналитический,

сравнитель­ный и др.

Статистический метод заключается в количественном учете факторов и частоте их повторяемости. Исследование массовых явлений окружающего мира с использованием методов теории веро­ятностей, группировок, средних величин, индексов, графических изображений и т.п. позволяет устанавливать характер и устойчи­вость организационных связей структурных элементов в различ­ных комплексах, оценивать их уровень организованности и дезорга­низации. Данный метод способствует нахождению устойчивых связей и закономерностей между организационными отношениями.

Абстрактно-аналитический метод позволяет определять зако­ны явлений, отражающие связи и постоянные тенденции. Средст­вом для этого служит «абстрагирование», т.е. мысленное выделение существенных свойств и связей предмета, отвлечение от частностей, что позволяет выявить в чистом виде основу изучаемых явлений. Во всех случаях абстрагирование осуществляется путем либо вы­числения исследуемого явления из некоторой целостности, либо составления обобщенной картины изучаемого явления, либо заме­ны реального эмпирического явления идеализируемой схемой.

Суть сравнительного метода заключается в подборе сходных организаций как объектов исследования. Исключительно важное значение данный метод приобретает для выяснения процессов изме­нения, развития, динамики исследуемого явления, раскрытия тен­денций и закономерностей функционирования развития организа­ционных систем.

Эффективность применения сравнительного метода в практи­ческой организаторской деятельности, научном исследовании определяется правилами, выработанными многовековым исследователь­ским опытом:

во-первых, сравнивать можно лишь взаимосвязанные, одно­родные и соизмеряемые события (факты);

во-вторых, следует выявлять не только признаки сходства в сравниваемых событиях (фактах), структурах, но и признаки раз­личия;

в-третьих, сравнение должно осуществляться, прежде всего, по таким признакам сходства и различия, которые имеют важное, существенное значение. Следует сравнивать неизвестное (объяс­няемые факты) с известным (ранее установленными знаниями).

 

 

Методология теории организации [по Р.А. Коренченко, С. 24]

Методология, в отличие от методик, не объясняет, что и как надо делать, а показывает, с каких позиций, на основе каких принципов надо рассматривать данное явление.

Методология это логическое учение о том, какую группу ме­тодов, с каких научных позиций и как надо применять в данном исследовании, с тем чтобы получить верный результат.

Для этого философия устанавливает определенную субордина­цию методов, определяет состав принципов, которые в конкретном исследовании необходимо использовать.

С позиций современной философии наука об организации понимается как наука, изучающая материальные процессы упорядочения элементов явлений природы в целях их объективного понимания для последующего применения. Она формулирует объективную материальную необходимость про­ведения соответствующих мероприятий и определяет возможности получения результатов.

В организационной теории далее так используется философское положение о принципиальной познаваемости людьми организованно­го в системы материального мира для изучения его возможностей и применения ресурсов в общественной практике.

Важнейшим исходным философским методологическим поло­жением является также способность человека формулировать существенные причинно-следственные связи между явлениями как законы, управляющие мирозданием. Например, закон «охранения энергии при ее переходе из одного вида в другой, закон перехода количества в качество, законы внутренней самоорганизации, а также эволюции природы и общества.

1. Исторический подход в изучении явлений организованности [Коренченко, С. 9]

В соответ­ствии с последним, изучение явлений организованности требует так называемого исторического подхода. Это означает, что объекты должны рассматриваться во времени как «живые», т.е. имеющие историю зарождения и возникновения, этапы развития и становле­ния, угасания и смерти. При этом историзм выступает как методо­логическое положение, которое необходимо использовать не только при анализе социальных организаций, но и в равной мере при изу­чении физических, химических, биологических и других ее видов.

Особенно широко этот подход к осмыслению явлений применя­ется при изучении структуры организаций, в практике их проекти­рования, совершенствования функционирования и лечении «болез­ней» организации. При этом возможно широкое использование требований уже известных естественно-научных законов с учетом проявления их «изоморфизма» в рамках каждой отдельной формы движения мира. Иначе говоря, теперь при изучении проблем орга­низации следует широко применять принцип и методы аналогии, например, когда в организациях одной природы может не хватать определенных звеньев,успешно, работающих в подобных, но иных организациях, либо когда с помощью аналогии устанав­ливается, что те или иные элементы в данной организации работа­ют не так успешно, как они работают в другом, но аналогичном объекте.

По мнению Л. Берталанфи, принцип аналогии следует разви­вать до принципа изоморфизма законов, что должно сближать или объединять поникание результатов частных наук. Сам принцип изоморфизма заключается в возможности ог­раниченного применения ранее открытых законов в одних нау­ках или формах движения материи для объяснения сути явлений в других частных науках или сферах.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Т.е. взаимодействие людей по поводу организации совместной деятель­ности, производства материальных благ, воспроизводства самих себя как субъектов общественных изменений | Системный подход (СП) в изучении явлений организованности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.