КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Изучает факторы и условия успешного использования внутренних ресурсов и достижения внешних целей организации
Принципы построения естественно возникших или сознательно, искусственно сконструированных организаций независимо от их материальной, энергетической, информационной природы. В «Общей теории организации» (далее кратко — ОТО) поэтому подробно изучаются - объективные законы процесса подбора связей и формы взаимодействия элементов организации, - устанавливает признаки уровня организованности, ее качество и эффективность, такие, например, как целостность, устойчивость,
В предмет теории организации целесообразно включать основные категории и методы, раскрывающие суть данной науки, характер организаторской деятельности.
Все категории теории организации можно разделить на три относительно самостоятельные группы: 1) общие категории для большинства социальных наук (общество, государство, собственность, рынок, социальная деятельность, человек, личность, ресурсы, социальные институты, власть и т.п.);
2) категории, преимущественно отражающие организационные явления и процессы, происходящие в социальных и социально-экономических системах (организационная система, организация, структура организации, миссия, цель организации, лидер организации, формальная и неформальная организации, законы организации, организационная культура и др.);
3) категории, раскрывающие технологию организаторской деятельности и управления (правила, процедуры, циклы; коммуникации, разрешение противоречий, конфликт, композиция, типизация, классификация и др.).
Приведенное разделение теории организации на категории носит условный характер. В процессе исследования организационных проблем и в практике организаторской деятельности эти категории применяются комплексно во взаимодействии друг с другом. Метод теории организации — набор теоретико-познавательных и логических принципов и категорий, а также научного (формально-логического, математического, статистического, собственно организационного) инструментария для исследования системы организационных отношений. Метод организационной науки не описывает сам объект и предмет исследования (организационный опыт и систему организационных отношений), но предписывает исследователю, какие и как применять средства исследования, чтобы получить истинные знания о предмете.
Инструментом теоретического исследования предмета является научный метод. Под методом (от греч. methodos — буквально «путь к чему-либо») понимается упорядоченная деятельность по достижению определенной цели. Познавательная деятельность человека может быть теоретической и практической, поэтому понятие «метод» в равной степени относится как к теории, так и к практике. Научный метод связан с действиями ученого и представляет собой совокупность мыслительных или физических операций, осуществляемых в ходе исследования; в нем заключено знание процедур для получения нового знания. В основе формирования метода лежат свойства, особенности, законы исследуемого объекта, а также направленная деятельность ученого, имеющего определенные потребности и обладающего возможностями и способностями. Таким образом, научный метод является одновременно и результатом научной деятельности человека, и средством его дальнейшей работы. Известно, что методы всякой науки определяются исходя из специфики решаемых задач. Задача теории организации состоит в систематизации и осмысливании организационного опыта, состоящего из множества фактов. Отсюда следует, что одним из важнейших инструментов его познания является индукция. [ АЛИЕВ с. 14] Индуктивный метод представляет собой движение мысли от единичного к всеобщему, от знания меньшей степени общности к знанию большей степени общности. Индукция — движение мысли от единичного к всеобщему, от знания меньшей степени общности к знанию большей степени общности. Обосновывая индукцию как метод всеобщей организационной науки, А.А. Богданов утверждал, что поскольку тектология «должна изучать различные комплексы с точки зрения их организованности и дезорганизованности», то требуется отвлечься от конкретного характера элементов, составляющих эти комплексы, заменить их безразличными символами и выразить связь их абстрактной схемой. Эту схему мы будем сравнивать с другими аналогично полученными схемами и этим путем вырабатывать тектологическое обобщение, дающее понятие о формах и типах организации: индуктивный метод исследования. [17, кн. 1,с. 129]. Индукция представляет три основные формы: - обобщающее-описательную, - статистическую, - абстрактно-аналитическую.
В отличие от специальных наук, где обобщающие описания конкретны, в теории организации они должны носить более отвлеченный характер. Здесь все фигурирующие элементы, комплексы, взаимосвязи, комбинации, представления, идеи достаточно символичны, и нужно найти для них такую формулировку, которая подходила бы для всего множества разнородных элементов. Статистический метод заключается, как известно, в количественном учете факторов и частоте их повторяемости. Исследование массовых явлений окружающего мира с использованием методов теории вероятностей, группировок, средних величин, индексов, графических изображений ц т.п. позволяет устанавливать характер и устойчивость организационных связей структурных элементов в различных комплексах, оценивать их уровень организованности и дезорганизованности. Можно, к примеру, оценить синергетический эффект целого, т.е. установить, насколько целое больше или меньше простой арифметической суммы его частей, или подсчитать количественные значения таких характеристик организованности, как пропорциональность, ритмичность, синхронность, частота или редкость возникновения тех или иных сочетаний и комбинаций и др. Таким образом, статистический метод не только играет активную роль в обработке групп конкретных факторов проявления организационных отношений, но и способствует нахождению устойчивых связей и закономерностей между ними. Более высокая ступень исследования достигается с помощью абстрактно-аналитического метода. С его помощью устанавливаются законы явлений, отражающие связи и постоянные тенденции. Средством для этого служит «абстрагирование», т.е. мысленное выделение существенных свойств и связей предмета, отвлечение от частностей, что позволяет увидеть в чистом виде основу изучаемых явлений. Абстрагирование может выполняться реально, как это бывает в процессе проведения точных экспериментов естественных наук, и мысленно, в форме научных понятий и категорий. Во всех случаях абстрагирование осуществляется либо путем вычленения исследуемого явления из некоторой целостности, либо путем составления обобщенной картины изучаемого явления, либо путем замены реального эмпирического явления идеализируемой схемой. Удивительно яркие образцы применения абстрактного метода в теории организации приведены в «Тектологии...» А.А. Богданова. На примере экспериментов по созданию «искусственной клетки» он доказывает, что с помощью абстрагирования можно выделить то общее, что присуще только организационной науке. Путем экспериментального составления коллоидных смесей, близких по физическому строению к живой протоплазме, ученым удалось воспроизвести главнейшие двигательные реакции одноклеточных организмов: передвижение посредством выпускаемых ложноножек, захватывание и обволакивание твердых частиц. К какой области науки можно отнести эти опыты? К биологии? Но ее предмет — живые тела. К физике коллоидных тел? Но речь идет не о механизмах физических процессов, а о новом использовании процессов жизни. Ясно, что эти опыты могут быть объяснены с позиций той науки, задачи которой состоят в изучении общего строения живого и неживого в природе, об основах организации всяких форм. «Перед нами, — пишет А.А. Богданов, — эксперимент, в котором от жизненной функции «отвлекается» как раз то, что мы привыкли считать собственно жизнью, все специфически частное в ней, и остается только ее общее строение, основа ее организации» [17, кн. 1, с. 132]. Другой доказательный пример. «Старинный эксперимент Ж. Плато путем вращения жидкого шара в уравновешивающей его среде (другой жидкости того же удельного веса) воспроизводит картину колец Сатурна». «Опять-таки, из какой это научной области? — спрашивает А.А. Богданов. — Ни гидромеханика, ни космогония не могут с полным правом присвоить себе этот опыт, относящийся к вопросам основной архитектуры мира. Он по существу и полностью принадлежит организационной науке» [17, кн. 1, с. 133]. Общая картина, которую дает нам абстрагирование, недостаточна для полного познания объекта. Чтобы более глубоко изучить явление, надо его разложить, расчленить на составные части, выделить его отдельные признаки. Мысленное расчленение изучаемого явления на его составные части с целью их изучения называется анализом, а метод разложения и оперирование с упрощенными объектами и условиями носит название «аналитический». Абстрактно-аналитический метод позволяет вычленить из общей массы явлений современного динамичного мира универсальные законы организации, носящие всеприродный характер, а последующее использование синтеза, дедукции создает условия для новых теоретических обобщений и практических выводов. [АЛИЕВ с. 17] Такова основная характеристика метода теории организации. Как видно из приведенных описаний, он интегрирует в себе приемы общенаучного познания, символизм математики и экспериментальный инструментарий естественных наук.
К основным методам теории организации относятся: индуктивный, статистический, абстрактно-аналитический, сравнительный и др. Статистический метод заключается в количественном учете факторов и частоте их повторяемости. Исследование массовых явлений окружающего мира с использованием методов теории вероятностей, группировок, средних величин, индексов, графических изображений и т.п. позволяет устанавливать характер и устойчивость организационных связей структурных элементов в различных комплексах, оценивать их уровень организованности и дезорганизации. Данный метод способствует нахождению устойчивых связей и закономерностей между организационными отношениями. Абстрактно-аналитический метод позволяет определять законы явлений, отражающие связи и постоянные тенденции. Средством для этого служит «абстрагирование», т.е. мысленное выделение существенных свойств и связей предмета, отвлечение от частностей, что позволяет выявить в чистом виде основу изучаемых явлений. Во всех случаях абстрагирование осуществляется путем либо вычисления исследуемого явления из некоторой целостности, либо составления обобщенной картины изучаемого явления, либо замены реального эмпирического явления идеализируемой схемой. Суть сравнительного метода заключается в подборе сходных организаций как объектов исследования. Исключительно важное значение данный метод приобретает для выяснения процессов изменения, развития, динамики исследуемого явления, раскрытия тенденций и закономерностей функционирования развития организационных систем. Эффективность применения сравнительного метода в практической организаторской деятельности, научном исследовании определяется правилами, выработанными многовековым исследовательским опытом: во-первых, сравнивать можно лишь взаимосвязанные, однородные и соизмеряемые события (факты); во-вторых, следует выявлять не только признаки сходства в сравниваемых событиях (фактах), структурах, но и признаки различия; в-третьих, сравнение должно осуществляться, прежде всего, по таким признакам сходства и различия, которые имеют важное, существенное значение. Следует сравнивать неизвестное (объясняемые факты) с известным (ранее установленными знаниями).
Методология теории организации [по Р.А. Коренченко, С. 24] Методология, в отличие от методик, не объясняет, что и как надо делать, а показывает, с каких позиций, на основе каких принципов надо рассматривать данное явление. Методология — это логическое учение о том, какую группу методов, с каких научных позиций и как надо применять в данном исследовании, с тем чтобы получить верный результат. Для этого философия устанавливает определенную субординацию методов, определяет состав принципов, которые в конкретном исследовании необходимо использовать. С позиций современной философии наука об организации понимается как наука, изучающая материальные процессы упорядочения элементов явлений природы в целях их объективного понимания для последующего применения. Она формулирует объективную материальную необходимость проведения соответствующих мероприятий и определяет возможности получения результатов. В организационной теории далее так используется философское положение о принципиальной познаваемости людьми организованного в системы материального мира для изучения его возможностей и применения ресурсов в общественной практике. Важнейшим исходным философским методологическим положением является также способность человека формулировать существенные причинно-следственные связи между явлениями как законы, управляющие мирозданием. Например, закон «охранения энергии при ее переходе из одного вида в другой, закон перехода количества в качество, законы внутренней самоорганизации, а также эволюции природы и общества. 1. Исторический подход в изучении явлений организованности [Коренченко, С. 9] В соответствии с последним, изучение явлений организованности требует так называемого исторического подхода. Это означает, что объекты должны рассматриваться во времени как «живые», т.е. имеющие историю зарождения и возникновения, этапы развития и становления, угасания и смерти. При этом историзм выступает как методологическое положение, которое необходимо использовать не только при анализе социальных организаций, но и в равной мере при изучении физических, химических, биологических и других ее видов. Особенно широко этот подход к осмыслению явлений применяется при изучении структуры организаций, в практике их проектирования, совершенствования функционирования и лечении «болезней» организации. При этом возможно широкое использование требований уже известных естественно-научных законов с учетом проявления их «изоморфизма» в рамках каждой отдельной формы движения мира. Иначе говоря, теперь при изучении проблем организации следует широко применять принцип и методы аналогии, например, когда в организациях одной природы может не хватать определенных звеньев,успешно, работающих в подобных, но иных организациях, либо когда с помощью аналогии устанавливается, что те или иные элементы в данной организации работают не так успешно, как они работают в другом, но аналогичном объекте. По мнению Л. Берталанфи, принцип аналогии следует развивать до принципа изоморфизма законов, что должно сближать или объединять поникание результатов частных наук. Сам принцип изоморфизма заключается в возможности ограниченного применения ранее открытых законов в одних науках или формах движения материи для объяснения сути явлений в других частных науках или сферах.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |