Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Системный подход (СП) в изучении явлений организованности

[ по Р.А. Коренченко, С. 9]

Отмеченные выше общефилософские методологические приемы ныне дополняются философским принципом системности и так называемым системным подходом. Если философский принцип системности — это ориента­ция исследователя на изучение любых объектов как систем, т.е. «совокупность взаимосвязанных элементов, выступающих как нечто единое по отношению к окружающей среде», то системный подход представляет собой общенаучную междисциплинарную методологи­ческую концепцию. Основная задача СП заключается в том, чтобы разрабатывать специальные методологические понятия, методы ис­следования системных объектов как таковых..

Поэтому суть системного подхода (СП), думается, можно определить так: каждая система (С), в том числе представляю­щая собой особый класс целостных и целенаправленных органи­заций, должна изучаться не только с учетом внутриорганизационных связей, но и с учетом связей каждой организации со всей внешней средой. Только так, с двух сторон, а потому системно могут анализироваться как целая организация, так и любые из­менения в свойствах элементов, образующих организацию.

Реализация СП предполагает необходимость учитывать и иссле­довать внутреннее строение организации. Для этого изучаются такие понятия как элемент, часть, целое, суммативность, структура орга­низации, связь.

Поскольку организации находятся постоянно в движении, важ­нейший аспект их исследования — изучение уровня выполнения каждой организацией своих функций, поэтому подлежат изучению равновесность, регуляция, обратные связи, гомеостазис (сохране­ние) как условия их успешной «работы».

Важным аспектом СП является более строгое выделение про­блем для изучения возможностей их разрешения и развития орга­низаций, в связи с чем системно анализируются проблемы роста, усложнения структурных преобразований, отбора элементов, адаптации и др.

СП в результате должен обеспечивать возможность упорядоче­ния существующих и формулирование иных принципов построения новых, более эффективных, организаций. Вместе с тем системный подход должен осуществляться через системный анализ, позволяющий дать ответ, что надо делать в конкретной обстановке, чтобы элементы данной организации могли полностью выполнять функ­ции по достижению внутренних или внешних целей организации.

О содержании системного анализа по Э. Квейду, одному из основоположников системного анализа, для решения задач упоря­дочения организаций, например, необходимо соблюдать такие приемы их исследования:

1) выделить цели или их совокупность;

2) определить альтернативные пути, обеспечивающие их дости­жение;

3) определить ресурсы для достижения целей;

4) построить логические зависимости между целями и средствами их достижения в определенной внутренней и окружающей среде;

5) определить критерии выбора предпочтительных альтернатив.

Согласно Э. Квейду, варианты системного анализа и подхода различаются между собой не набором этапов и порядком их реали­зации, а главным образом методами сопоставления и отбора аль­тернатив достижения целей организации. В этой связи надо знать, что каждая конкретная локальная организация должна выполнять свои внутренние задачи, учитывая требования системы более высо­кого уровня, а для достоверности результатов анализа необходимо четко отграничивать внешнюю среду от ее структурированной части, представляющей собой данную организацию,- мера упорядочения которой всегда должна превосходить организованность внешней сре­ды. Поэтому СП и анализ как методологический прием открывают пути повышения устойчивости и развития любой организации, а также обеспечивают возможность применения широкого спектра конкретных методов для принятия рациональных управленческих

решений.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Блауберг И.В, Юдин В.Г. Системный подход как современное общенаучное направление // Диалектика и системный анализ. — М.: Наука, 1986. — С. 138;

2. Садовский В.Н. Диалектика и системный подход // Диалектика и системный, анализ. — С. 37.

3. Садовский В.Н. Указ. соч. С. 206-211.

 

 

Использование комплексного, системного, функционального и исторического подходов в теории организации [по Алиеву С.39-41]

 

Организационные процессы и явления носят всеприродный характер и не могут быть описаны методами какой-либо одной дис­циплинарной науки. Поэтому в этих условиях особое значение при­обретают новые методы комплексного и функционального анали­за, системного и исторического подхода.

В последние десятилетия в исследовательскую практику мно­гих научных направлений вошли новые методы комплексного и функционального анализа, системного и исторического подхода (рис .). Особое значение эти приемы имеют в теории органи­зации, так как организационные процессы и явления носят всеприродный характер и не могут быть описаны методами какой-либо одной дисциплинарной науки.

 

А. Организация как це­лостное явление может быть раскрыта лишь тогда, будет исследоваться в междисциплинарном аспекте, особенностью которого является комплексный подход. Только при комплексном исследовании раскрываются новые его свойства — интегральные качества. Установлено, что комплексное знание превышает объем знаний пограничных дисциплин и отражает другой уровень сущности явления. Поэ­тому комплексное исследование несводимо к исследованию одного и того же объекта, исходя из различных точек зрения, и не является простой суммой знаний некоторых дисциплин.

Ком­плексный подход предполагает учет всего многообразия факто­ров, которые могут повлиять на результат исследования. Его применение для изучения столь общего явления, как организа­ция, позволяет значительно расширить представление о се сущности и тенденциях развития, всесторонне раскрыть содержание происходящих здесь процессов, выявить объективные законо­мерности формирования этой многоаспектной системы.

Но комплексный подход как инструмент познания имеет свои ограничения. В понятии «комплекс» речь идет об объедине­нии компонентов, их взаимосвязи в статике. В случае же дина­мического подхода - «статика, относительная неподвижность, самостоятельность уступают место динамике, движению, в ре­зультате которого комплекс поначалу статический, количествен­ный превращается в новое, качественное образование, в систе­му».

Исследование организаций с. позиций системного подхода дает возможность раскрыть такие свойства организации, как це­лостность, системность, организованность, описать законы взаи­мосвязи между ее элементами, внутриорганизационные отноше­ния и взаимоотношения рассматриваемого объекта с другими, более высокого уровня. Но для познания сущности организации надо знать не только то, как она внутренне устроена, но и то, как она функционирует, т. е. раскрыть ее поведение. Этого можно достичь при использовании функционального подхода. Использование комплексного подхода позволяет получить новые знания об организации посредством изучения этого явления в междисциплинарном аспекте на стыке различных наук.

 

Б. Использование комплексного подхода позволяет как бы сде­лать ряд моментальных фотографий изучаемого явления, но на каждой из них отобразится данное его состояние со множеством элементов и связей. Монтаж этих фотографий как частей едино­го фильма позволяет увидеть нечто новое, выступающее взамен комплекса и называемое организацией. Но увидеть это новое можно лишь с помощью специального метода познания, полу­чившего название «системный подход». [ Алиев С.39-41]

В настоящее время в литературе бытует чрезвычайное множе­ство определений системного подхода, издано большое количе­ство работ, в которых рассмотрены различные аспекты систем­ности.

Наиболее емкой и краткой по содержанию, по нашему пред­ставлению, является точка зрения, высказанная В.Н. Садовским: «Системный подход или системный метод представляет собой эксплицитное (эксплицитный— явно, открыто выраженный) выражение процедур определения объектов как систем и способов их специфического системного исследования (описания, объяснения, предсказания, конструирования и т. д.)».

Раскрывая его сущность, обычно имеют в виду, что речь идет не просто о наборе процедур, операций и приемов, а о совокуп­ности (системе) принципов, которые определяют общую цель и стратегию теоретической и практической деятельности. В этом виде подход не может быть сведен к обычной методике и технике работы.

Системный подход при исследовании свойств организации позволяет установить ее целостность, системность и организо­ванность. Но внимание исследовате­лей при системном подходе направлено не столько на целост­ность объекта, сколько на его состав, на Свойства элементов, про­являющиеся в их взаимодействии. Установление же в системе устойчивых взаимосвязей элементов на всех уровнях и ступенях, т.е. установление закона связей элементов, есть обнаружение структурности системы как следующая ступень конкретизации целого.

Структура как внутренняя организация системы, отражение ее внутреннего содержания выявляется как упорядоченность взаимо­связей ее частей, что в конечном итоге позволяет выразить ряд существенных сторон организации как системы

Исследование организаций с позиций системного подхода дает возможность раскрыть такие свойства организации, как цело­стность, системность, организованность, описать законы взаимосвя­зи между ее элементами, внутриорганизационные отношения и вза­имоотношения рассматриваемого объекта с другими.

В. Функциональный подход дает возможность изучить прояв­ление целенаправленности и активность деятельности организа­ции, ее функции по отношению к системе более высокого уров­ня, взаимодействие рассматриваемой системы с другими объек­тами системного и несистемного порядка, зависимость между от­дельными компонентами данной системы. [ Алиев С.39-41]

«Функцию в системном ее понимании можно определить как такое отношение части к целому, при котором само существова­ние или какой-либо вид проявления части обеспечивает сущест­вование или какую-либо форму проявления целого».

Каждый элемент организации выполняет свою функцию, на­правленную на ее сохранение, совершенствование и развитие.

Однако выявление функциональных связей хотя и важное, но недостаточное условие для раскрытия динамики развития систе­мы, т.е. нужно ответить не только на вопрос: из чего состоит данная система (для чего вообще-то достаточно функционально­го анализа), но и на вопрос: с какой целью она создается и дейст­вует.

Знание функциональных связей не всегда позволяет рас­крыть причинно-следственные связи в системе, без которых нельзя решить проблем ее развития и совершенствования. Дело в том, что, исследуя организацию с позиций функционального подхода, мы можем увидеть ее такой, какая она есть сегодня. Но почему она стала такой и какой она может стать завтра, каковы общие тенденции ее развития, механизм будущих качественных изменений, с помощью функционального анализа узнать не дано. Комплексный, структурный, функциональный подходы ха­рактеризуют систему «как данную качественную определен­ность, обладающую интегративными системными качествами, но необходимо рассмотреть ее развитие, движение от зарождения и до гибели. «Принцип историзма, движения, развития является... основным аспектом системного подхо­да», составляет основу системно-исторического подхода.

Применение функционального подхода дает возможность:

• изучить проявление целенаправленности и активности дея­тельности организации;

• установить то место, которое занимает та или иная органи­зация в природных и общественных процессах;

• выявить взаимодействие рассматриваемой организации с другими системными и несистемными образованиями, зависи­мость между отдельными компонентами внутри данной системы.

Г. Системно-исторический подход предполагает рассмотрение любой организации во времени, причем во времени, собственно ей принадлежащем. Он объединяет, интегрирует данное состоя­ние и движение, историю каждой организации с ее особенностя­ми возникновения, жизни, смерти, учитывает всеобщее и специ­фичное в движении, нарастание темпов развития, позволяет ус­тановить преемственность между объектами или различными со­стояниями одного и того же объекта, органически соединяет генетическое и прогностическое истолкование объектов и про­цессов.

Применение принципа историзма в исследовании организа­ций позволяет проследить историю зарождения этих систем, вы­явить источники и предпосылки их возникновения, этапы разви­тия, причины усложнения и расширения функций, структуры, перехода из одного качественного состояния в другое, выявить закономерности развития в будущем. [ Алиев С.39-41]

Однако выявление функциональных связей — недостаточное условие для раскрытия динамики развития организации. Чтобы увидеть ее развитие, движение во времени, необходимо исполь­зовать системно-исторический подход. Он определяет, интегри­рует данное состояние и движение, учитывает нарастание темпов развития, позволяет установить закономерности перехода из одного состояния в другое, органически соединяет генетическое и прогностическое истолкование объектов и процессов.

Системно-исторический подход определяет, интегрирует дан­ное состояние и движение организации, учитывает нарастание тем­пов развития, позволяет установить закономерности перехода из одного состояния в другое, органически соединяет генетическое и прогностическое истолкование объектов и процессов.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Изучает факторы и условия успешного использования внутренних ресурсов и достижения внешних целей организации | Функции теории организации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 593; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.