Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика дореформенной энергетики и предпосылки процессов акционирования и приватизации




До начала реформ существовала двузвенная структура управления: минестерства и производственные объединения энергетики и электрофикации(ПОЭЭ). Энергетика развивалась и функционировала как стратегическая отрасль, находящаяся в собственности и управлении государства представителем которого выступало министерство. Оно включало направления: эксплуатацию и ремонт энергообъектов, строительство и стройиндустрию, количество ПОЕВ было около 100, они представляли собой вертикально интегрированные структуры, которые занимались производством, передачей, распределением, сбытом электрической и тепловой энергии, ремонтными, проектными и пуско-наладочными работами. Электростанции, сети и др энергообъекты не имели юридического статуса самостоятельного предприятия, а являлись филиалами. Существовала централизованная система планирования, т.е. Минестерство давало указы ПОЭ, которые доводили их до электростанций и сетей. Учитывая особенности энергетического производства 25 числа каждого месяца, последнего месяца квартала или года разрешалась корректировка плана. Услуги энергокомпаний оплачивались по государственныму прейскуранту на ээ и теплоэнергию. Потребители на розничном рынке были разделены на группы по каждой из которых устанавливались свои тарифы, эти тарифы пересматривались раз в 5-7 лет. Перекрестного субсидирования на тот момент не было. Капитал необходимый для строительства новых моЩностей или реконструкцию существующих объектов выделялся из бюджета при включении объектов в титульные списки. Минимум затрат на строительство. Строительство новых мощностей основывалось на технико-экономических расчетах производимых с целью минимизации затрат на производство и передачу ээ.

Э= Иэкон+n*К, n- показатель народной эффективности 12%

Электростанции размещались таким образом чтобы минимизировать производство ээ в целом по стране. Проектирование и строительство линий электропередач так же велось в соответствии системным подходом энергопотоком то строительство мощностей и ЛЭП определялось не наличием мощностей и не самосбалансированостью регионов. В результате образовались энергодефицитные

Существовали 3 уровня диспетчерского управлении: ЦДУ, ОДУ, Диспетчерские пункты на станциях и сетях. Критериями оптимизации режимов загрузки оборудования были удельные расходы топлива. Одной из причин падения эффективности энергетики стало установление низких тарифов не обеспечивающих возможность развития отрасли.

 

Предпосылки акционирования и приватизации:

· необходимость перехода от государсвенного уровня регулирования цен на уровень региона. Выходит закон о предприятиях, котрый разрешает предприятиям переходить на хоз расчет и самостоятельно устанавливать цены на свою продукцию. В энергетике решили передать функцию установления цен в региональные администрации. Они должны были устанавливать поправочные коэффициенты к государственномупрейскуранту. В результате дифферинцации тарифов по регионам которая достигала порядка 11 раз дефицитные регионы были вынуждены покапать ээ у избыточных регионов по самой дорогой цене от замыкающей станции избыточных регионов. Это обусловило необходимость изменения системы управления в энергетике.

резко снизились возможности финансвирования развития ЕС(единой системы), тк бюджетные источники были исчерпаны, а избыточные энергообъединения отказались перечислять средства во внебюджетные отраслевые, в связи с этим необходимо

начало движения по выходу промышленных предприятий из состава производственных объединений. Указ президента 721 об организационных мерах по образованию добровольныеобъед в АО давал право отдельным предприятиям вызодить из состава объединений и самостоятельно акционироваться и приватизироваться. Учитывая особые условия эксплуатации единых

 

Формирование и функционирование общероссийского оптового рынка (ФОРЭ).

Формирование ФОРЭ основывается на положении постановления 793 от 19.07.1996 г, которые легализовало сложившуюся структуру рынка. На ФОРЭ существует следующие сектора:

1) Регулируемый сектор. Тарифы утверждаются ФЭК

2) Сектор отклонений, которые связаны с регулируемым сектором, на нем торгуются отклонения фактического производства, потребления от планового с применением повышающих и понижающих коэффициентов к тарифам регулируемого сектора

ФОРЭМ- сфера услуг купли-продажи электрической энергии, осуществляемое его субъектами в пределах единой энергосистемы России. Организатором торгового рынка выступает РАО. В качестве организатора РАО выполняет следующие функции:

· формирует баланс ээ и мощности

· обеспечивает передачу ээ по магистральным сетям

· формирует и реализует инвест программы

· обеспечивает финансовые рассчеты между субъектами и заключает договора

· производит выдачу паспортов готовности оборудования к несению нагрузки

 

ЦДУ- центральное диспетчерское управление

Функции ЦДУ:

· ведение диспетчеризации режимов работы энергетических компаний(эл-ст),

· учет количества ээ отпускаемую в сеть и из сети потребителям

· контроль за экспортно-импортными операциями

· РАО передало функцию заключение договоров и ведение финансовых расчетов ЦДУ за определенную плату из абонентской платы, которые выплачивали потребители РАО

 

Участниками ОРЭ являлись:

- поставщики: ДАО Станции, станции принадлежащие ЕЭС, избыточные АО и атомные эл-ст

-покупатели: крупные потребители и дефицитные АО

Тарифы на ээ и мощность устанавливались ФСТ или ФЭК. Основой установления являлись централизованный баланс электрической энергии и мощности по субъектам ФОРЭ их нормативные затраты и прибыль.

Основной метод установления тарифов:

· метод экономически обоснованных расходов. Данный метод основан на расчете необходимой валовой выручки включающей затраты уменьшающие налогооблагаемую базу, а именно затраты на производство и реализацию продукции, внереализационные затраты, а так же затраты не учитываемые в целях налогообложения, т.е затраты которые делаются из чистой прибыли- премии, дивиденды, на развитие производства, отчисления в резервный фонд, прибыль на социальное развитие, налог на прибыль. С 97 года вводят двуставочные тарифы.rээ=(втоп+к+приб)/э r=(Цусл.пост+(1-к)*Приб)/ N*n, К-коэффициент распределения прибыли Ставка на ээ = постояные топливные затраты+часть прибыль... Для ГрЭС переменые затрАты - налог на воду. Для поставщиков устанавливаются индивидуальноые двуставочные тарифы, для покупателей с оптового рыгка устанавливаются индивидуальные одноставочные тарифы по среднезвешенным ставкам на ээ и мощность, отпускаемую с ФОРЭ часы прохождения максимума нагрузок: rсредн эл=r1Э1+r 2Э2...+r1N1+r2N2.../сумму Э

rинд=rсреднЭлок1+... /(сумм Эпок)

Позже покупателям предоставляется право перейти от одноставочеого тарифа на проведение расчетов по зонному тарифу на ээ:день, пик, ночь, при этом разница между пиковым и ночным тарифом составляла порядком в 4 раза. Для РАО и ЦДУ, ФСТ и ФЭК утрверждало размер ценовых ставок за оказываемые ими услугами с применением метода экономически обоснованных расходов.

 

ЦДУ изначально заключало двусторонние договора по типу агентского договора между поставщиком и оператором в лице ЦДУ, договара в пользу третьих лиц. По данному договору ЦДУ берет на себя обязательство найти потребителя. Договор поставки между оператором торгового рынка и покупателем, договара за определенную плату. Поставщик- ЦДУ, ЦДУ-покупатель, ЦДУ выступает в роли агента. В связи с недостатками договоров пользу 3 лиц ЦДУ переходит на заключение трехсторонних договоров. РАО ЕЭС заключало с АО договор на предмет оказания услуг по организации и функционированию единой энергосистемы. РАО заключало договор с ЦДУ по ведению режимов и обеспечению функций технологического оператора. На момент создания оптового рынка функции технологического и комер оператора выполняло ЦДУ, в дальнейшем функции коммерческого оператора перешли к структуре- ЦФР(центр финансовых расчетов).

Расчеты осуществлялись на основе системы авансовых платежей, т.е. покупатели оплачивали аванс ЦДУ за предоставляемую ээ, оставшаяся часть ээ должна была быть оплачена по системе фактических платежей, основанной на показаниях данных коммерческого учета в течении 10 дней периода следующего за отчетным или расчетным.

 

Модели реформирования ээ за рубежом. Наиболее распр форм собственности является:

· прямая государственная форма собственности. Гос-во владеет отраслью, осуществляет прямой контроль, а так же инвестиционную деятельность, цены устанавливаются гос-ом, которые получают доход и перераспределяют его, существовала в РФ до 1992 г

· государственная корпорация. Гос-во имеет в собственности корпорацию, которая занимается управлением отраслью. Правление корпорации определяет задачи и цели, а так же распределяет человеческие ресурсы для достижения этих целей. За свою деятельность корпорации получают определеную прибыль. У нас гос корпорация- период существования РАО ЕЭС

· частная корпорация- означает частную собственность на корпоративные активы, акции компании могут катироваться на фондовой бирже, топ-менеджеры отчитываются перед правлением, которые представляют интересы акционеров.

С точки зрения развития конкуренции можно выделить следующие модели реорганизации:

· модель М1- монополия на всех уровнях, единая компания занимается производсвом, передачей ээ и сбытом, тарифы для конечных потребителей регулируются государством

· содель М 2 - модель независимых производителей. Вводится раздельный учет генерации, передачи, распределения и сбыта в вертикальной интегрированной компании и производится когеуренция собственной генерации и независимого производителя. Тарифы для конечных потребителей рассчитываются как сумма затрат по стадиям производства.

· модель М3- условная конкуренция производителей. Покупатели или закупочное агенство может выбирать среди ряда различных производителей, тем самым создается конкуренция на бирже. Закупочное агентсво имеет монопольное положение по отношению к конечному покупателю. Монополия на сети и продажа ээ сохраняется. В форме закупочного агенства выступало РАО

· модель М 4 - наряду с биржей дистрибьютеры могут покупать ээ непосредственно у производителей и продавать ее конечным потребителям. Есть возможность заключить свободные договора.

· модель М 5- конкуренция на розничном рынке, когда каждый потребитель выбирает своего поставщика. Свободный доступ к магистральным сетям. В России она не характерна.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 182; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.