КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Части финансовой политики
Содержание, цели, задачи и требования к финансовой политике Тема 4. Финансовая политика государства Финансовая политика – это намеченная государством на определённом этапе развития общества научная программа использования финансов в целях успешного выполнения планов экономического и социального развития общества. Содержание финансовой политики многогранно и определяется единством трёх основных звеньев: 1. выработка научно обоснованной концепции развития финансов посредством определения главных целей экономического развития – она формируется на основе изучения требований экономических законов, конкретных особенностей исторического развития общества, всестороннего анализа состояния производительных сил, производственных отношений и потребностей населения; 2. определение основных направлений использования финансов на перспективу и на текущий период, при этом учитываются пути достижения постоянных целей, специфика внутренней и международной обстановки и реальные экономические и финансовые возможности страны – с этой целью изучается накопленный опыт, новые тенденции и мировой опыт; 3. осуществление практических действий, которые направлены на достижение поставленных целей.
Методологическим условием и предпосылкой выявления сущности финансовой политики являются финансовые отношения, а их основой – отношения между государством и хозяйствующими субъектами по поводу формирования финансовых ресурсов и их использования. Свой практическое воплощение финансовая политика в лице государства реализует через финансовый механизм, его рычаги и стимулы. Финансы как специфическая форма производственных отношений составляет элемент базиса и они объективны и независимы от сознания. Финансовая же политика государства является формой сознательной деятельности людей и относится к надстройке. Финансовые отношения являются основой финансовой политики и предопределяют ей содержание. Следовательно, финансовая политика не может быть неизменной, установленной раз и навсегда, она меняется на разных этапах развития общества. Финансовая политика как особая сфера государственной деятельности требует законодательного оформления в соответствующих нормативных актах. министерство финансов и Национальный банк на основе действующего законодательства разрабатывают главные направления денежно-кредитной политики, готовят инструкции по формированию доходов бюджета, их использованию, нормативные документы о порядке и правилах предоставления денежных средств физическим и юридическим лицам. Основными целями финансовой политики являются: 1. наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов; 2. наращивание государственных финансов, необходимых для удовлетворения потребностей общества.
Для достижения этих целей используется финансовая политика, которая позволяет изыскивать резервы и создавать условия, благоприятствующие развитию экономики. Поэтому одновременно определяются рациональные формы изъятия доходов предприятий и населения в пользу государства. К целям финансовой политики также относятся: 1. увеличение бюджетной обеспеченности на одного жителя республики; 2. повышение уровня доходов на душу населения; 3. обеспечение социальных нормативов уровня жизни (социальных стандартов).
К основным задачам финансовой политики, которые определяют её значение в функционировании государства, относят: 1. обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов; 2. определение основных направлений повышения экономического потенциала государства и источников мобилизации финансовых ресурсов для этих направлений; 3. установление рационального с позиции государства распределения и использования финансовых ресурсов; 4. формирование финансовых методов регулирования и стимулирования социально-экономических процессов; 5. создание эффективной системы оперативного управления финансами; 6. создание рационально обоснованных форм изъятия доходов юридических и физических лиц в пользу государства.
Для решения этих задач к финансовой политике предъявляются следующие требования:
В зависимости от характера решаемых задач, целей, предъявляемых требований финансовая политика делится на финансовую стратегию и финансовую тактику. Финансовая стратегия – это долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, поставленных экономической и социальной стратегией. В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития филиалов, формируются концепции их использования и намечаются принципы организации финансовых отношений. Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития государства и связана с оперативным изменением форм и методов организации финансовых отношений, перегруппировкой финансовых ресурсов, исходя из текущих потребностей страны. В настоящее время финансовая политика РБ направлена на борьбу с мировым финансовым кризисом. Стратегия и тактика взаимосвязаны, но тактика подчинена стратегии. В условиях рыночной экономики финансовая политика базируется на долгосрочных прогнозах, подкрепленных системой обоснованных финансовых регуляторов, в первую очередь, в форме налогов, которые обеспечивают изъятие и перераспределение созданного ВВП и формирование централизованных фондов денежных средств государства. Финансовое регулирование можно проводить, используя инструменты денежно-кредитной политики:
Совокупность финансовых регуляторов наряду с денежно-кредитным механизмом составляют основу денежно-кредитной политики. Таким образом, финансовая политика – это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов и рациональное распределение и использование для осуществления функций государства. Она часть экономической политики и имеет целевую направленность, а свое практическое воплощение в лице государства осуществляет через финансовый механизм, его инструменты и рычаги. Главным субъектом проводимой финансовой политики является государство. Оно разрабатывает стратегию основных направлений финансового развития общества на отдаленную перспективу и определяет задачи на предстоящий период, средства и пути их достижения.
В состав финансовой политики входят: 1. налоговая политика; 2. бюджетно-финансовая политика; 3. денежно-кредитная политика.
Налоговая политика представляет собой разработку, принятие и реализацию решений законодательного уровня относительно налоговой системы и ее элементов в целях достижения необходимых обществу экономических и социальных результатов. Она реализует интересы государства. Её главное назначение состоит в изъятии части ВВП на общегосударственные нужды, мобилизации этих средств и последующем распределении их через бюджет. Налоговая политика реализуется через налоговый механизм. Налоговый механизм – это совокупность организационно-правовых норм, методов и форм государственного управления налогообложением через систему различных инструментов. Государство придает налоговому механизму юридическую форму с помощью налогового законодательства и регулирует его. Таким образом, налоги приобретают новое качество, выступая в роли одного из рычагов регулирования экономической активности и воздействия на процесс воспроизводства. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика заключается в воздействии государства в лице Министерства финансов при помощи Главного государственного казначейства на величину и структуру государственных расходов и систему налогообложения для достижения общеэкономических целей, т.е. увеличения реального ВВП и уровня занятости. В РБ осуществляется дискреционная политика (активная), т.е. идет сознательное манипулирование бюджетно-налоговой сферой. Активная политика требует специальных решений правительства. РБ присуща и автоматическая (пассивная) политика, которая не требует специальных решений правительства. Оба этих вида активно взаимодействуют между собой. Бюджетно-финансовая политика связана с распределением фонда денежных средств государства и дальнейшим использованием его по отраслям, целевому и территориальному назначениям. Она ориентируется на достижение сбалансированного бюджета по государственным доходам и расходам на протяжении всего бюджетного периода. В связи с тем, что доходы бюджета в основном формируются за счет налоговых поступлений, бюджетная политика тесно связана с налоговой и образует бюджетно-налоговую.
Под денежно-кредитной политикой понимают совокупность мероприятий в денежно-кредитной сфере, направленных на изменение денежного предложения для достижения общеэкономических задач. Проводит ее НБРБ. Он осуществляет надзор и контроль за деятельностью денежной и банковской системы. НБРБ формирует основные направления денежно-кредитной политики. Главная цель денежно-кредитной политики – это создание условий для достижения и поддержания высокого уровня производства, стабилизации цен, укрепления национальной денежной единицы.
Все части финансовой политики реализуются через инструменты. Так, инструменты, используемые для достижения целей денежно-кредитной политики, различаются по принципу воздействия на денежную массу и бывают прямыми (общими) и косвенными. К прямым относятся лимиты кредитования и прямое регулирование процентной ставки. К косвенным – операции на открытом рынке, изменение нормы обязательных резервов и учетной ставки.
Все части финансовой политики действуют не автономно, а в тесной взаимосвязи. Политика, в которой используются формы фискального и денежно-кредитного регулирования, называется стабилизационной. Каждая из ее составляющих может сдерживать либо стимулировать экономику, поэтому различают четыре варианта этой политики: 1. «дорогие» деньги и сдерживающая фискальная политика; 2. «дорогие» деньги и стимулирующая фискальная политика; 3. «дешевые» деньги и сдерживающая фискальная политика; 4. «дешевые» деньги и стимулирующая фискальная политика.
Первый вариант характеризует жесткую фискальную и жёсткую денежно-кредитную политику, в результате которой сокращается совокупный спрос. Она оказывает противодействие инфляции, но может обернуться экономическим спадом. Тогда целесообразно использовать второй вариант, т.е. изменить только бюджетно-налоговую политику, чтобы оживить производство. Однако и здесь возможно проявление отрицательного эффекта – вытеснение частных инвестиций. Третий вариант смягчает обстановку после вытеснения частных инвестиций и меняет структуру спроса, создавая условия для быстрого роста экономики. При использовании четвертого варианта увеличиваются и другие составляющие совокупного спроса.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |